24.04.2025, автор Асем Избасарова.
Транзит уперся в «линию Дюранда»: афгано-пакистанский конфликт и планы Астаны

Вчера, 09:22, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Уже больше недели продолжается очередная активная фаза перестрелок и провокаций на афгано-пакистанской границе – так называемой «линии Дюранда». Стороны декларативно озвучивают мирные инициативы, но де-факто войска продолжают вести локальные бои. Всё это в совокупности должно заставить соседей Афганистана еще раз трезво взглянуть на прожекты транзита грузов куда бы то ни было по территории этой страны.
Грузы из Центральной Азии очень перспективно направлять к портам Пакистана, особенно к Карачи, через территорию Афганистана. В таком случае обеспечивается самое короткое «плечо доставки» к Мировому океану. Однако на практике афгано-пакистанская граница включает ряд пограничных конфликтных зон, через которые проходят маршруты. Поэтому любое нарушение режима безопасности вдоль границы или закрытие переходов оказывает прямое влияние на эффективность и стабильность такого транзита.
В фантазиях геополитиков Афганистан представляется удобным коридором для выхода к портам Индийского океана. При этом абсолютно не принимается во внимание тот факт, что у талибов напряженные отношения с соседями по всему периметру границ: с Пакистаном, Ираном, Туркменистаном и Таджикистаном. Только небольшой участок соприкосновения с территорией Узбекистана можно считать более-менее стабильным.
Кроме того, свою долю неопределенность вносит и деятельность пакистанского крыла движения «Талибан» в провинции Хайбер. Исламабад требует от Кабула прекратить его поддержку. Однако афганская сторона пойти на это не может, поскольку такой шаг подорвет позиции талибов в пуштунской этнической среде – социальной базе всего движения.
Именно на этих нюансах американская администрация в 2001-2021 годах «сломала зубы» в попытках реализовать проект «Большой Центральной Азии», который бы, по ее задумке, связал в единое целое Пакистан, Афганистан и страны ЦА.
После 2021 года уже другие региональные игроки рассматривают возможность реализации целого ряда транспортно-инфраструктурных проектов через территорию, подконтрольную талибам:
• В частности, это идея строительства железной дороги Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар, которая пройдет как раз в районах с наибольшей интенсивностью приграничных столкновений.
• Не снят окончательно с экономической повестки проект газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ).
• Продолжают рассматриваться проекты прокладки линий электропередач с территории стран Центральной Азии в Афганистан и Пакистан.
Все это создает ощущение больше активной PR-кампании, нежели реального экономически обоснованного планирования.
Очередное военное обострение заставляет Астану сделать определенные политико-экономические выводы:
• Необходима диверсификация экспортных маршрутов (как своеобразный «страховой портфель»). Властям Казахстана целесообразно обеспечивать параллельное использование трёх каналов в условном «южном» направлении: афганского, иранского, китайско-пакистанского. Это снизит уязвимость к «чёрным лебедям» на одном из коридоров.
• Необходимо сформировать «корзину» страховых покрытий для трансграничных рисков (боевые действия, закрытие границ и т.п.), а также предусмотреть типовые оговорки в контрактах на случай повторных закрытий.
• Использование иранского порта Чахбехар – прагматичная опция «в резерве». Необходимо продолжать рабочие каналы с Индией и Ираном. Иначе говоря, считать Чахбехар полезным, но небезрисковым дополнительным «клапаном» для отгрузок в/из Южной Азии.
Для Казахстана главная транзитная угроза – не одномоментная блокировка погранпереходов, а «хроническая нестабильность» доступа к пакистанской транспортной инфраструктуре. Рациональная стратегия в этой ситуации – инвестировать в «живучесть» сети: поддерживать альтернативные маршруты как опцию для транзита. Такая конфигурация снижает суммарный риск и сохраняет стратегическую ценность южного транспортного вектора даже в текущей турбулентной среде.
Грузы из Центральной Азии очень перспективно направлять к портам Пакистана, особенно к Карачи, через территорию Афганистана. В таком случае обеспечивается самое короткое «плечо доставки» к Мировому океану. Однако на практике афгано-пакистанская граница включает ряд пограничных конфликтных зон, через которые проходят маршруты. Поэтому любое нарушение режима безопасности вдоль границы или закрытие переходов оказывает прямое влияние на эффективность и стабильность такого транзита.
В фантазиях геополитиков Афганистан представляется удобным коридором для выхода к портам Индийского океана. При этом абсолютно не принимается во внимание тот факт, что у талибов напряженные отношения с соседями по всему периметру границ: с Пакистаном, Ираном, Туркменистаном и Таджикистаном. Только небольшой участок соприкосновения с территорией Узбекистана можно считать более-менее стабильным.
Любые проекты транзита из Афганистана в Пакистан предполагают пересечение границы, которую официальные власти в Кабуле никогда не признавали – ни при короле, ни при коммунистах, ни при проамериканских марионетках. Не признают эту границу и талибы, контролирующие страну сейчас.
Кроме того, свою долю неопределенность вносит и деятельность пакистанского крыла движения «Талибан» в провинции Хайбер. Исламабад требует от Кабула прекратить его поддержку. Однако афганская сторона пойти на это не может, поскольку такой шаг подорвет позиции талибов в пуштунской этнической среде – социальной базе всего движения.
Именно на этих нюансах американская администрация в 2001-2021 годах «сломала зубы» в попытках реализовать проект «Большой Центральной Азии», который бы, по ее задумке, связал в единое целое Пакистан, Афганистан и страны ЦА.
После 2021 года уже другие региональные игроки рассматривают возможность реализации целого ряда транспортно-инфраструктурных проектов через территорию, подконтрольную талибам:
• В частности, это идея строительства железной дороги Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар, которая пройдет как раз в районах с наибольшей интенсивностью приграничных столкновений.
• Не снят окончательно с экономической повестки проект газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ).
• Продолжают рассматриваться проекты прокладки линий электропередач с территории стран Центральной Азии в Афганистан и Пакистан.
Все это создает ощущение больше активной PR-кампании, нежели реального экономически обоснованного планирования.
Ранее Астана тоже декларировала желание присоединиться к реализации транзитных проектов на территории Афганистана. Например, в текущем году было анонсировано подключение Казахстана к финансированию проекта строительства железной дороги Тургунди-Герат на 500 миллионов долларов с перспективой дальнейшего транзита грузов в Пакистан. В сложившейся ныне ситуации говорить о транзите в Пакистан уже неактуально, а сам проект становится очередной тупиковой железнодорожной веткой.
Очередное военное обострение заставляет Астану сделать определенные политико-экономические выводы:
• Необходима диверсификация экспортных маршрутов (как своеобразный «страховой портфель»). Властям Казахстана целесообразно обеспечивать параллельное использование трёх каналов в условном «южном» направлении: афганского, иранского, китайско-пакистанского. Это снизит уязвимость к «чёрным лебедям» на одном из коридоров.
• Необходимо сформировать «корзину» страховых покрытий для трансграничных рисков (боевые действия, закрытие границ и т.п.), а также предусмотреть типовые оговорки в контрактах на случай повторных закрытий.
• Использование иранского порта Чахбехар – прагматичная опция «в резерве». Необходимо продолжать рабочие каналы с Индией и Ираном. Иначе говоря, считать Чахбехар полезным, но небезрисковым дополнительным «клапаном» для отгрузок в/из Южной Азии.
Для Казахстана главная транзитная угроза – не одномоментная блокировка погранпереходов, а «хроническая нестабильность» доступа к пакистанской транспортной инфраструктуре. Рациональная стратегия в этой ситуации – инвестировать в «живучесть» сети: поддерживать альтернативные маршруты как опцию для транзита. Такая конфигурация снижает суммарный риск и сохраняет стратегическую ценность южного транспортного вектора даже в текущей турбулентной среде.
Но в целом по совокупности факторов Казахстану, как и другим странам региона, целесообразно сосредоточиться на иранском направлении транзита – как более реалистичном в текущей ситуации. Тем более что, например, железнодорожная инфраструктура в Иран уже построена Казахстаном и Туркменистаном, но так и не используется на полную мощность.
Похожие статьи
Эскалация между Индией и Пакистаном и вызовы для Центральной Азии
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Реалистичны ли транзитные проекты в Центральной Азии с участием Афганистана?
22.04.2025, автор Виктор Долгов.
Сможет ли Индия играть в прокси-войны?
13.05.2025, автор Виктор Долгов.