20.06.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Серик Конакбаев и Армен Джигарханян против пиратов 20-го века
12.11.2025, автор Бахыт Жанаберген.
RU
KZ
EN
40 лет назад начались съемки художественного фильма «Тайны мадам Вонг», который после выхода на экраны в следующем году собрал в кинотеатрах СССР более чем 30-миллионную аудиторию. По этому показателю он вошел в топ-5 лидеров всесоюзного проката 1986-го и занял 2-е место среди всех картин, когда-либо снятых на казахстанской киностудии, совсем немного уступив приключенческой ленте Шакена Айманова «Конец атамана». Впрочем, большой зрительский успех сопровождался язвительными рецензиями кинокритиков.
В роли сценариста «Тайн мадам Вонг» выступил Станислав Говорухин, чей звездный час пробил в 1979-м. В тот год советские телезрители увидели мини-сериал «Место встречи изменить нельзя», который он режиссировал, а на большом экране состоялась премьера первого в СССР настоящего боевика «Пираты ХХ века», в итоге ставшего абсолютным лидером всесоюзного кинопроката за всю историю (87,6 миллиона зрителей), – к нему Говорухин в соавторстве с Борисом Дуровым написал сценарий. Возможно, и фильм они бы снимали вместе, но к тому времени первый получил разрешение на экранное воплощение истории с Жегловым и Шараповым, чему и посвятил всего себя.
Кассовый триумф «Пиратов…», видимо, вдохновил либо самих создателей картины, либо кого-то из руководителей советского кино на то, чтобы снять продолжение фильма. За литературную основу сиквела взялся, как уже сказано выше, Говорухин. То, что он сочинил, получило название «Тайны мадам Вонг» и было опубликовано в начале 1985-го в очередном выпуске киноальманаха «Киносценарии», который издавался Государственным комитетом СССР по кинематографии.

Мадам Вонг – то ли реальный, то ли мифический персонаж. По слухам, так звали китайскую авантюристку, которая после смерти мужа в конце 1940-х возглавила созданную им криминальную империю, занимавшуюся в том числе морским пиратством и базировавшуюся в Гонконге. На протяжении трех десятков лет интернациональная банда захватывала и грабила торговые, пассажирские суда в Южно-Китайском море и в Тихом океане.
Согласно сценарию Говорухина, мадам Вонг вместе со своими ближайшими подручными после очередной вылазки, совершенной у берегов Новой Зеландии, оказывается на борту зафрахтованного зарубежной турфирмой советского теплохода «Иван Бунин», который следует из австралийского Сиднея в Гонконг. В это же самое время комиссар гонконгской полиции (в тот период эта территория находилась под управлением Великобритании) Крумофф пытается найти ее сокровища, спрятанные в таинственной пещере на одном из островов, чтобы заплатить выкуп за внука, похищенного бандитами. Его невольным помощником становится член экипажа «Ивана Бунина», который, оказавшись свидетелем убийства, совершенного людьми мадам Вонг, был выброшен ими за борт.
Последний и есть тот самый судовой механик Сергей Ушаков, которого зрители запомнили по «Пиратам ХХ века». Однако исполнивший эту роль актер Николай Еременко-младший отказался играть в продолжении фильма. К слову, его экранный оппонент Талгат Нигматулин, который после участия в боевике был нарасхват у режиссеров (за следующие четыре года снялся в четырнадцати лентах, в том числе вместе с нашим Кененбаем Кожабековым в сильной криминальной драме «Волчья яма», ставшей для «Киргизфильма» самой кассовой за всю историю), был убит примерно в те же дни, когда сценарий увидел свет, – обстоятельства той трагедии описаны во многих публикациях.

К тому времени бывший боксер, серебряный призер Олимпиады-1980 и чемпионата мира 1982-го уже оставил ринг и делал карьеру в комсомоле: в 25-летнем возрасте стал секретарем Алма-Атинского обкома, а вскоре возглавил столичный горком. Кому принадлежала идея использовать его в кино, сказать сложно, но, видимо, перед глазами тех, кто принимал это решение, стоял пример другого очень известного бойца. Речь идет об Абдрашите Абдрахманове: первый казахстанец, включенный в сборную СССР для участия в чемпионате Европы по боксу (в 1971-м), еще будучи действующим спортсменом, сыграл главную роль в художественной ленте «Белый квадрат». Впрочем, Абдрашит обладал артистическим талантом, что и доказал позже: в его послужном списке полтора десятка картин, включая «Буранный полустанок», где он предстал в образе ключевого персонажа – Едигея. А вот из Конакбаева киноактера не получилось.
В фильме Серику не пришлось демонстрировать боксерские навыки. Пара коротких драк с его участием содержала только что-то вроде приемов из восточных единоборств, но по степени эффектности и зрелищности это было далеко не то, что выдали в «Пиратах ХХ века» Нигматулин, известный как мастер каратэ, и Еременко. Да и в целом картина Пучиняна получилась не столь драйвовой и «боевой»: ее можно даже назвать больше приключенческой лентой, чем фильмом-экшн.
После переработки сценария Крумофф стал Томпсоном, уроженцем России, который в начале 1920-х годов был вывезен родителями в Шанхай, а впоследствии изменил фамилию. В конце фильма он, умирая, наказывает Булату, чтобы тот увез спасенного внука в СССР, чего в первоначальной версии тоже не было. Кстати, в ней мальчика из неволи вызволял Сергей (комиссар полиции к тому времени уже погиб), а в экранном варианте мы видим, что это делает всё еще живой Томпсон, после чего на помощь ему приходит Булат. В остальном Пучинян следовал сценарию Говорухина.
Роль Томпсона досталась Армену Джигарханяну, едва ли не самому плодовитому актеру в СССР (помните эпиграмму: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян»?). Впрочем, в мастерстве и профессионализме Армену Борисовичу нельзя было отказать. В заместителе комиссара полиции зрители узнали литовского актера Альгимантаса Масюлиса, которому обычно поручали играть негодяев, часто – эсэсовских офицеров. За ним даже закрепилось прозвище «главный фриц советского кино». Находившийся на пике популярности Александр Абдулов стал Доулом, правой рукой мадам Вонг, в итоге предавшим ее. И даже в эпизодических ролях снялись очень известные артисты: Лариса Лужина, Марина Левтова, Евгений Жариков, его супруга Наталья Гвоздикова…

Несколько раз появилась на экране узбекская красавица Диляром Камбарова – из актерской группы только она и Владимир Никитин ранее были задействованы в «Пиратах ХХ века». Киргизию представлял Болот Бейшеналиев, хорошо знакомый нам по «Первому учителю», Казахскую ССР – Ментай Утепбергенов (сыграл одного из бандитов), Олег Ли (в роли секретаря мадам Вонг), знаменитый танцор и балетмейстер Булат Аюханов (убийство его персонажа корейца Пака и приводит к тому, что главный герой оказывается за бортом теплохода). Двое из нашей республики – Абильтай Кастеев, сын первого казахского профессионального художника, и Игорь Вовнянко – стали операторами фильма.
На роль мадам Вонг пригласили Ирину Мирошниченко, хотя, наверное, можно было подобрать актрису с восточным типом лица. Даже то, что ее, известную зрителям как блондинка, превратили в жгучую брюнетку, не спасло положения: ну не бывает китаянок с такой внешностью. Да и поведение, жесты выдают в ней европейскую женщину. Плюс к этому нет в героине Мирошниченко какой-то таинственности, на наличие которой указывает название киноленты.
В фильме много нестыковок, натянутостей и даже откровенных нелепиц. Например, в самом его начале, когда полицейские окружают дом с находящимися в нем бандитами, один из последних, отстреливаясь, встает с автоматом во весь рост в проеме окна (!), чтобы тут же быть сраженным наповал. Выброшенный за борт Булат «случайно» обнаруживает в открытом море самоходную яхту, а, оказавшись в пещере с выходом, заваленным огромными камнями, опять же «случайно» находит целый склад гранат и подрывает их, чтобы выбраться наружу…
Но вот кинокритики не пожалели негативных оценок в адрес «Тайн мадам Вонг». Скажем, рецензия, опубликованная в «Советском экране», главном в СССР журнале о кино, содержала такие строки: «Единственное объяснение всем этим «почему», возникающим едва ли не на каждом сюжетном повороте, могут дать слова из песни, которую пели комические коллеги нынешних пиратов из фильма «Айболит-66»: «Нормальные герои всегда идут в обход». … Особенно, если идти в обход логики и здравого смысла, как это желают персонажи фильма. Увы, и их вялое, утомительное путешествие по газонам ботанического сада, на который сильно похожи представленные на экране джунгли необитаемого острова, и картонный крокодил, вызывающий своим появлением смех в зале, и бутафорский обвал в пещере не способны увлечь нас. Как не способны сделать это и герои картины по причине полного отсутствия характеров – их не заменишь каскадерскими трюками».
На известном портале «Кинопоиск» оценку «Тайнам мадам Вонги» по состоянию на сегодня дали 2,3 тысячи человек, средний балл составил 5,8. Для сравнения: «Пираты ХХ века» получили 7,5 при том, что свое отношение к качеству фильма выразили свыше 70 тысяч посетителей. Разрыв почти в два балла считается довольно внушительным, а огромная разница в количестве выразивших свое отношение говорит о степени зрительского интереса к той и к другой кинолентам.
В начале 1990-х Пучинян снял еще один художественный фильм на эту же тему «Гангстеры в океане», снова собрал звездный состав актеров: Армен Джигарханян, Александр Михайлов, Анна Самохина, Леонид Куравлев, Лев Дуров… Нашу республику представлял уже упомянутый Олег Ли. В художественном отношении картина получилась ничуть не лучше, чем «Тайны мадам Вонг» (средняя оценка на «Кинопоиске» - 5,6 балла). А в прокате она, в отличие от фильма, снятого на казахстанской киностудии, прошла незамеченной.

Олег Ли
Что, впрочем, неудивительно: к тому времени благодаря видеосалонам и видеомагнитофонам, которые теперь можно было купить в свободной продаже, зрители уже имели возможность смотреть лучшие образцы этого киножанра…
В роли сценариста «Тайн мадам Вонг» выступил Станислав Говорухин, чей звездный час пробил в 1979-м. В тот год советские телезрители увидели мини-сериал «Место встречи изменить нельзя», который он режиссировал, а на большом экране состоялась премьера первого в СССР настоящего боевика «Пираты ХХ века», в итоге ставшего абсолютным лидером всесоюзного кинопроката за всю историю (87,6 миллиона зрителей), – к нему Говорухин в соавторстве с Борисом Дуровым написал сценарий. Возможно, и фильм они бы снимали вместе, но к тому времени первый получил разрешение на экранное воплощение истории с Жегловым и Шараповым, чему и посвятил всего себя.
Кассовый триумф «Пиратов…», видимо, вдохновил либо самих создателей картины, либо кого-то из руководителей советского кино на то, чтобы снять продолжение фильма. За литературную основу сиквела взялся, как уже сказано выше, Говорухин. То, что он сочинил, получило название «Тайны мадам Вонг» и было опубликовано в начале 1985-го в очередном выпуске киноальманаха «Киносценарии», который издавался Государственным комитетом СССР по кинематографии.

Мадам Вонг – то ли реальный, то ли мифический персонаж. По слухам, так звали китайскую авантюристку, которая после смерти мужа в конце 1940-х возглавила созданную им криминальную империю, занимавшуюся в том числе морским пиратством и базировавшуюся в Гонконге. На протяжении трех десятков лет интернациональная банда захватывала и грабила торговые, пассажирские суда в Южно-Китайском море и в Тихом океане.
Согласно сценарию Говорухина, мадам Вонг вместе со своими ближайшими подручными после очередной вылазки, совершенной у берегов Новой Зеландии, оказывается на борту зафрахтованного зарубежной турфирмой советского теплохода «Иван Бунин», который следует из австралийского Сиднея в Гонконг. В это же самое время комиссар гонконгской полиции (в тот период эта территория находилась под управлением Великобритании) Крумофф пытается найти ее сокровища, спрятанные в таинственной пещере на одном из островов, чтобы заплатить выкуп за внука, похищенного бандитами. Его невольным помощником становится член экипажа «Ивана Бунина», который, оказавшись свидетелем убийства, совершенного людьми мадам Вонг, был выброшен ими за борт.
Последний и есть тот самый судовой механик Сергей Ушаков, которого зрители запомнили по «Пиратам ХХ века». Однако исполнивший эту роль актер Николай Еременко-младший отказался играть в продолжении фильма. К слову, его экранный оппонент Талгат Нигматулин, который после участия в боевике был нарасхват у режиссеров (за следующие четыре года снялся в четырнадцати лентах, в том числе вместе с нашим Кененбаем Кожабековым в сильной криминальной драме «Волчья яма», ставшей для «Киргизфильма» самой кассовой за всю историю), был убит примерно в те же дни, когда сценарий увидел свет, – обстоятельства той трагедии описаны во многих публикациях.
За съемки «Тайн мадам Вонг» взялась киностудия «Казахфильм» в сотрудничестве со всесоюзным объединением «Совинфильм», которое занималось в том числе продвижением советской кинопродукции за рубеж. В качестве режиссера пригласили москвича Степана Пучиняна: двумя годами ранее он выпустил приключенческую ленту «Из жизни начальника уголовного розыска», благожелательно встреченную и зрителями (21 миллион посещений), и кинокритиками. Поскольку Еременко ответил отказом, сценарий пришлось переработать и убрать из него Сергея, вместо которого появился второй помощник капитана теплохода, казахский джигит по имени Булат – играть его доверили Серику Конакбаеву.

К тому времени бывший боксер, серебряный призер Олимпиады-1980 и чемпионата мира 1982-го уже оставил ринг и делал карьеру в комсомоле: в 25-летнем возрасте стал секретарем Алма-Атинского обкома, а вскоре возглавил столичный горком. Кому принадлежала идея использовать его в кино, сказать сложно, но, видимо, перед глазами тех, кто принимал это решение, стоял пример другого очень известного бойца. Речь идет об Абдрашите Абдрахманове: первый казахстанец, включенный в сборную СССР для участия в чемпионате Европы по боксу (в 1971-м), еще будучи действующим спортсменом, сыграл главную роль в художественной ленте «Белый квадрат». Впрочем, Абдрашит обладал артистическим талантом, что и доказал позже: в его послужном списке полтора десятка картин, включая «Буранный полустанок», где он предстал в образе ключевого персонажа – Едигея. А вот из Конакбаева киноактера не получилось.
В фильме Серику не пришлось демонстрировать боксерские навыки. Пара коротких драк с его участием содержала только что-то вроде приемов из восточных единоборств, но по степени эффектности и зрелищности это было далеко не то, что выдали в «Пиратах ХХ века» Нигматулин, известный как мастер каратэ, и Еременко. Да и в целом картина Пучиняна получилась не столь драйвовой и «боевой»: ее можно даже назвать больше приключенческой лентой, чем фильмом-экшн.
После переработки сценария Крумофф стал Томпсоном, уроженцем России, который в начале 1920-х годов был вывезен родителями в Шанхай, а впоследствии изменил фамилию. В конце фильма он, умирая, наказывает Булату, чтобы тот увез спасенного внука в СССР, чего в первоначальной версии тоже не было. Кстати, в ней мальчика из неволи вызволял Сергей (комиссар полиции к тому времени уже погиб), а в экранном варианте мы видим, что это делает всё еще живой Томпсон, после чего на помощь ему приходит Булат. В остальном Пучинян следовал сценарию Говорухина.
Роль Томпсона досталась Армену Джигарханяну, едва ли не самому плодовитому актеру в СССР (помните эпиграмму: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян»?). Впрочем, в мастерстве и профессионализме Армену Борисовичу нельзя было отказать. В заместителе комиссара полиции зрители узнали литовского актера Альгимантаса Масюлиса, которому обычно поручали играть негодяев, часто – эсэсовских офицеров. За ним даже закрепилось прозвище «главный фриц советского кино». Находившийся на пике популярности Александр Абдулов стал Доулом, правой рукой мадам Вонг, в итоге предавшим ее. И даже в эпизодических ролях снялись очень известные артисты: Лариса Лужина, Марина Левтова, Евгений Жариков, его супруга Наталья Гвоздикова…

Несколько раз появилась на экране узбекская красавица Диляром Камбарова – из актерской группы только она и Владимир Никитин ранее были задействованы в «Пиратах ХХ века». Киргизию представлял Болот Бейшеналиев, хорошо знакомый нам по «Первому учителю», Казахскую ССР – Ментай Утепбергенов (сыграл одного из бандитов), Олег Ли (в роли секретаря мадам Вонг), знаменитый танцор и балетмейстер Булат Аюханов (убийство его персонажа корейца Пака и приводит к тому, что главный герой оказывается за бортом теплохода). Двое из нашей республики – Абильтай Кастеев, сын первого казахского профессионального художника, и Игорь Вовнянко – стали операторами фильма.
На роль мадам Вонг пригласили Ирину Мирошниченко, хотя, наверное, можно было подобрать актрису с восточным типом лица. Даже то, что ее, известную зрителям как блондинка, превратили в жгучую брюнетку, не спасло положения: ну не бывает китаянок с такой внешностью. Да и поведение, жесты выдают в ней европейскую женщину. Плюс к этому нет в героине Мирошниченко какой-то таинственности, на наличие которой указывает название киноленты.
В фильме много нестыковок, натянутостей и даже откровенных нелепиц. Например, в самом его начале, когда полицейские окружают дом с находящимися в нем бандитами, один из последних, отстреливаясь, встает с автоматом во весь рост в проеме окна (!), чтобы тут же быть сраженным наповал. Выброшенный за борт Булат «случайно» обнаруживает в открытом море самоходную яхту, а, оказавшись в пещере с выходом, заваленным огромными камнями, опять же «случайно» находит целый склад гранат и подрывает их, чтобы выбраться наружу…
Впрочем, всё это не смутило зрителей, которых по всему Союзу набралось на сеансах фильма свыше 30 миллионов – отличный результат. Более посещаемыми в 1986-м стали только остросюжетный детектив «Двойной капкан» Рижской киностудии (42,9 миллиона), военный боевик «Одиночное плавание» (40,7 миллиона), индийская приключенческая мелодрама «Как три мушкетера» (38,0 миллиона) и двухсерийный «Рейс 222», вольное переложении истории о том, как танцор балета Александр Годунов решил остаться в США, а советский самолет, в котором находилась его жена, три дня удерживали в аэропорту Нью-Йорка (35,3 миллиона).
Но вот кинокритики не пожалели негативных оценок в адрес «Тайн мадам Вонг». Скажем, рецензия, опубликованная в «Советском экране», главном в СССР журнале о кино, содержала такие строки: «Единственное объяснение всем этим «почему», возникающим едва ли не на каждом сюжетном повороте, могут дать слова из песни, которую пели комические коллеги нынешних пиратов из фильма «Айболит-66»: «Нормальные герои всегда идут в обход». … Особенно, если идти в обход логики и здравого смысла, как это желают персонажи фильма. Увы, и их вялое, утомительное путешествие по газонам ботанического сада, на который сильно похожи представленные на экране джунгли необитаемого острова, и картонный крокодил, вызывающий своим появлением смех в зале, и бутафорский обвал в пещере не способны увлечь нас. Как не способны сделать это и герои картины по причине полного отсутствия характеров – их не заменишь каскадерскими трюками».
На известном портале «Кинопоиск» оценку «Тайнам мадам Вонги» по состоянию на сегодня дали 2,3 тысячи человек, средний балл составил 5,8. Для сравнения: «Пираты ХХ века» получили 7,5 при том, что свое отношение к качеству фильма выразили свыше 70 тысяч посетителей. Разрыв почти в два балла считается довольно внушительным, а огромная разница в количестве выразивших свое отношение говорит о степени зрительского интереса к той и к другой кинолентам.
В начале 1990-х Пучинян снял еще один художественный фильм на эту же тему «Гангстеры в океане», снова собрал звездный состав актеров: Армен Джигарханян, Александр Михайлов, Анна Самохина, Леонид Куравлев, Лев Дуров… Нашу республику представлял уже упомянутый Олег Ли. В художественном отношении картина получилась ничуть не лучше, чем «Тайны мадам Вонг» (средняя оценка на «Кинопоиске» - 5,6 балла). А в прокате она, в отличие от фильма, снятого на казахстанской киностудии, прошла незамеченной.

Олег Ли
Что, впрочем, неудивительно: к тому времени благодаря видеосалонам и видеомагнитофонам, которые теперь можно было купить в свободной продаже, зрители уже имели возможность смотреть лучшие образцы этого киножанра…
Похожие статьи
Были ли популярны в СССР казахстанские фильмы?
Кунаев и Айманов вынашивали идею создания «Казахвуда»
10.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Самой кассовой картине «Казахфильма» – 55 лет: кто и как устроил конец атаману?
17.06.2025, автор Баян Ахмет.
Казахстанское кино: государственное финансирование – это деньги на ветер?
3.07.2025, автор Бауыржан Маханов.
Аида Балаева, Ермек Турсунов и кино, которое мало кто смотрит
11.06.2024, автор Женис Байхожа.