13.11.2024, автор Жандос Асылбеков.
Казахстан – снова аутсайдер и в мире, и в СНГ по уровню владения английским
Вчера, 08:32, автор Жандос Асылбеков.
RU
KZ
EN
Вчера, 19 ноября, был обнародован новый рейтинг владения английским языком EF English Proficiency Index (EF EPI), который ежегодно формируется независимой международной образовательной компанией Education First. Это так называемая внешняя оценка, которой можно доверять: обман и приписки исключены. Так вот, Казахстан уже привычно оказался среди аутсайдеров и в мире, и в СНГ. Мало того, теперь выше нас расположились 13 других постсоветских стран – все, кроме Таджикистана. Как говорится, ниже только дно.
Рейтинг составляется на основе результатов стандартного тестирования, проводимого среди всех желающих не младше 18 лет, то есть совершеннолетних. Организаторы стремятся охватить как можно больше неанглоязычных стран (на Великобританию, США, Канаду, Австралию и другие государства, в которых английский является главным языком, исследование не распространяется), но ранжируются только те, где количество участников составляет не меньше четырехсот. Число таких стран год от года растет: за последние десять лет оно увеличилось почти вдвое – с 70 до 123-х.
В тестировании, результаты которого стали известны вчера, приняли участие в общей сложности 2,2 миллиона человек. Это значит, что во многих странах им были охвачены тысячи и даже десятки тысяч людей, причем преимущественно молодых: средний возраст составил 26 лет. Что касается конкретно Казахстана, то точное количество участников неизвестно, но можно сказать следующее. В итоговом отчете приведены показатели 15 областей и всех трех городов республиканского значения, а отсюда следует вывод, что от каждого из этих регионов тесты сдавали, самое меньшее, сто человек – в противном случае данные по ним не были бы обнародованы. В сумме получается, как минимум, несколько тысяч.
С учетом набранных баллов страны распределены по пяти группам: с очень высоким уровнем владения английским – от 600 и больше, с высоким – от 599 до 550, со средним – от 549 до 500, с низким – от 499 до 450, с очень низким – 449 и меньше. Казахстан, для которого нынешнее участие в исследовании стало уже 13-м по счету, на протяжении всех этих лет неизменно входил в группу слабейших.

Лидеры тоже привычные – это европейские страны и бывшие британские колонии, где английский язык сохранил свои позиции: ЮАР, Зимбабве. Кстати, стоит отметить, что в самый «топ», то в есть группу с очень высоким уровнем владения English, в нынешнем году ворвались состоявшие некогда в социалистическом лагере, где изучению английского не придавали особого значения, Словакия (606) и Румыния (605). А Хорватия (617) и вовсе взлетела на второе место, уступив только Нидерландам (624), сохранившим за собой первую строчку.
Нас в этом плане от Европы отделяет целая пропасть, поэтому напрашивается сравнение с такими же, как и мы, постсоветскими странами. Конечно, республики Прибалтики, входящие в Евросоюз, стоят особняком, а потому останавливаться на них не будем. Хотя нельзя не выделить Латвию: она впервые включена в рейтинг EF EPI и с 598 баллами (не хватило лишь двух, чтобы попасть в «топ») оказалась сразу на 16-й позиции, опередив в том числе соседние Эстонию и Литву.
Среди других республик бывшего Союза лучший результат показала Грузия (541). Следом идут Беларусь (533), Молдова (531), Украина (526), Россия (521) и Армения (515) – все они входят в группу со средним уровнем владения English.
Здесь нужно сказать, что до 2017-го наши результаты были лучше, чем у азербайджанцев, кыргызов и узбеков. Однако вскоре они догнали, а затем и перегнали нас. Как, кстати, и монголы (их страну неофициально называли 16-й республикой СССР, они, как и мы, перешли на кириллицу и используют ее до сих пор), которые в прошлом году набрали в среднем 464 балла, в нынешнем ухудшили свой показатель до 447, но, тем не менее, имеют над нами серьезное превосходство. Однако самое поразительное и одновременно печальное – это то, что мы много проигрываем закрытому от мира Туркменистану.
Единственная постсоветская страна, находящаяся ниже Казахстана по уровню владения английским, – Таджикистан (409). Впрочем, за предыдущие годы таджики сократили свое отставание от нас с 77 баллов сначала до 15, а теперь и до 8. Если такая тенденция сохранится, то на пространстве бывшего Союза мы скоро можем опуститься на последнее место.
В новом мировом рейтинге Казахстан занимает 107-ю строчку (среди 123-х стран) не единолично – он делит ее с Руандой, той самой, о которой мир знает, прежде всего, по случившейся там тридцать лет назад чудовищной резне, когда представители народности хуту, движимые чуть ли не первобытными инстинктами, убили, как минимум, полмиллиона человек из народности тутси. До сих пор это одно из беднейших государств мира с очень низким уровнем образования (169-е место в Индексе ЮНЕСКО за прошлый год). А страны, располагающиеся ниже нас, – в основном экономически и культурно отсталые из Африки и Азии.
Нынешнее исследование EF EPI отличалось от предыдущих тем, что в ходе тестирования оценивались знания, навыки не только чтения и понимания устной речи, как это было прежде, но также письма и умения говорить на английском. Применительно к участникам из Казахстана можно сказать, что они лучше читают (в среднем набрали 429 баллов), чем пишут (395), понимают устную речь (397) и разговаривают (392).
Как после всего сказанного относиться к принятому три года назад решению Министерства просвещения РК, согласно которому казахстанские дети теперь изучают английский лишь с 3-го класса, хотя прежде они начинали осваивать его с 1-го? На этот шаг тогдашнее руководство профильного ведомства пошло, скорее всего, из желания потрафить той части общества, которая вбила себе в головы, что раннее изучение иностранных языков в школе идет во вред освоению родного, то есть казахского.
Рейтинг составляется на основе результатов стандартного тестирования, проводимого среди всех желающих не младше 18 лет, то есть совершеннолетних. Организаторы стремятся охватить как можно больше неанглоязычных стран (на Великобританию, США, Канаду, Австралию и другие государства, в которых английский является главным языком, исследование не распространяется), но ранжируются только те, где количество участников составляет не меньше четырехсот. Число таких стран год от года растет: за последние десять лет оно увеличилось почти вдвое – с 70 до 123-х.
В тестировании, результаты которого стали известны вчера, приняли участие в общей сложности 2,2 миллиона человек. Это значит, что во многих странах им были охвачены тысячи и даже десятки тысяч людей, причем преимущественно молодых: средний возраст составил 26 лет. Что касается конкретно Казахстана, то точное количество участников неизвестно, но можно сказать следующее. В итоговом отчете приведены показатели 15 областей и всех трех городов республиканского значения, а отсюда следует вывод, что от каждого из этих регионов тесты сдавали, самое меньшее, сто человек – в противном случае данные по ним не были бы обнародованы. В сумме получается, как минимум, несколько тысяч.
С учетом набранных баллов страны распределены по пяти группам: с очень высоким уровнем владения английским – от 600 и больше, с высоким – от 599 до 550, со средним – от 549 до 500, с низким – от 499 до 450, с очень низким – 449 и меньше. Казахстан, для которого нынешнее участие в исследовании стало уже 13-м по счету, на протяжении всех этих лет неизменно входил в группу слабейших.

Лидеры тоже привычные – это европейские страны и бывшие британские колонии, где английский язык сохранил свои позиции: ЮАР, Зимбабве. Кстати, стоит отметить, что в самый «топ», то в есть группу с очень высоким уровнем владения English, в нынешнем году ворвались состоявшие некогда в социалистическом лагере, где изучению английского не придавали особого значения, Словакия (606) и Румыния (605). А Хорватия (617) и вовсе взлетела на второе место, уступив только Нидерландам (624), сохранившим за собой первую строчку.
Нас в этом плане от Европы отделяет целая пропасть, поэтому напрашивается сравнение с такими же, как и мы, постсоветскими странами. Конечно, республики Прибалтики, входящие в Евросоюз, стоят особняком, а потому останавливаться на них не будем. Хотя нельзя не выделить Латвию: она впервые включена в рейтинг EF EPI и с 598 баллами (не хватило лишь двух, чтобы попасть в «топ») оказалась сразу на 16-й позиции, опередив в том числе соседние Эстонию и Литву.
Среди других республик бывшего Союза лучший результат показала Грузия (541). Следом идут Беларусь (533), Молдова (531), Украина (526), Россия (521) и Армения (515) – все они входят в группу со средним уровнем владения English.
Очень много проигрывают им тюркоязычные постсоветские страны, причем лучший результат среди них показал Туркменистан (456), впервые попавший в рейтинг. Он обошел Азербайджан (454) и Кыргызстан (443), которые потеряли относительно предыдущего года соответственно 6 и 14 баллов. Последний к тому же опустился из группы с просто низким уровнем в группу с очень низким. За ними расположился Узбекистан (429), а еще ниже – Казахстан (417).
Здесь нужно сказать, что до 2017-го наши результаты были лучше, чем у азербайджанцев, кыргызов и узбеков. Однако вскоре они догнали, а затем и перегнали нас. Как, кстати, и монголы (их страну неофициально называли 16-й республикой СССР, они, как и мы, перешли на кириллицу и используют ее до сих пор), которые в прошлом году набрали в среднем 464 балла, в нынешнем ухудшили свой показатель до 447, но, тем не менее, имеют над нами серьезное превосходство. Однако самое поразительное и одновременно печальное – это то, что мы много проигрываем закрытому от мира Туркменистану.
Единственная постсоветская страна, находящаяся ниже Казахстана по уровню владения английским, – Таджикистан (409). Впрочем, за предыдущие годы таджики сократили свое отставание от нас с 77 баллов сначала до 15, а теперь и до 8. Если такая тенденция сохранится, то на пространстве бывшего Союза мы скоро можем опуститься на последнее место.
В новом мировом рейтинге Казахстан занимает 107-ю строчку (среди 123-х стран) не единолично – он делит ее с Руандой, той самой, о которой мир знает, прежде всего, по случившейся там тридцать лет назад чудовищной резне, когда представители народности хуту, движимые чуть ли не первобытными инстинктами, убили, как минимум, полмиллиона человек из народности тутси. До сих пор это одно из беднейших государств мира с очень низким уровнем образования (169-е место в Индексе ЮНЕСКО за прошлый год). А страны, располагающиеся ниже нас, – в основном экономически и культурно отсталые из Африки и Азии.
Как и в прошлые годы, среди областей Казахстана лучшие результаты показали северные – Павлодарская и Костанайская (по 457). Они набрали значительно больше баллов, чем южные – Жамбылская (364), Кызылординская (361) и Туркестанская (355), а также Карагандинская (335). Показатели четырех регионов-аутсайдеров существенно хуже, чем даже у Камбоджи (390), которая заняла в мировом рейтинге последнее 123-е место. Что касается городов республиканского значения, то обращает на себя внимание большой разрыв между, с одной стороны, Астаной (460) и Алматы (457), а с другой, Шымкентом (377). При этом наша столица проиграла и Ташкенту (469), и Баку (464), и Ашхабаду (460).
Нынешнее исследование EF EPI отличалось от предыдущих тем, что в ходе тестирования оценивались знания, навыки не только чтения и понимания устной речи, как это было прежде, но также письма и умения говорить на английском. Применительно к участникам из Казахстана можно сказать, что они лучше читают (в среднем набрали 429 баллов), чем пишут (395), понимают устную речь (397) и разговаривают (392).
Как после всего сказанного относиться к принятому три года назад решению Министерства просвещения РК, согласно которому казахстанские дети теперь изучают английский лишь с 3-го класса, хотя прежде они начинали осваивать его с 1-го? На этот шаг тогдашнее руководство профильного ведомства пошло, скорее всего, из желания потрафить той части общества, которая вбила себе в головы, что раннее изучение иностранных языков в школе идет во вред освоению родного, то есть казахского.
Между тем, знание английского сегодня становится важным преимуществом с точки зрения получения новых компетенций, расширения кругозора, карьерных перспектив. Оно необходимо и для развития страны в целом: чем больше у нас будет людей, особенно молодых, владеющих English на приемлемом уровне, тем легче будет осуществить как экономическую, так и культурную модернизацию Казахстана…
Похожие статьи
Казахстан – один из худших в мировом рейтинге владения English
Стоит ли противопоставлять казахскому языку иностранные?
18.10.2024, автор Жандос Асылбеков.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.