АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

«Культура отмены» по-казахстански и министр культуры: что здесь не так?

«Культура отмены» по-казахстански и министр культуры: что здесь не так?

Вчера, 07:16, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
Очередная движуха за отмену в Казахстане выступлений тех артистов, которые проявили лояльность в отношении российской агрессии против Украины, на минувшей неделе вовлекла в свою орбиту министра культуры и информации. Аида Балаева публично выразила поддержку блогерше, вызванной в полицию за призыв бойкотировать концерт одной такой «звезды», и даже сообщила, что подключила юристов министерства, дабы те изучили данную ситуацию. Но насколько оправданным было ее вмешательство?

Буря в стакане воды

Блогерша Аида Джексенова, называющая себя гражданской активисткой и проживающая в Астане, полтора месяца назад опубликовала в соцсетях пост следующего содержания (пунктуация сохранена): «27 ноября концерт Тимати в Алматы. Алматинцы не покупайте билеты! Не спонсируйте войну!». Необязательно иметь юридическое образование, чтобы понять: в этом призыве нет никакой крамолы. Однако продюсер Алексей Пучков, занимающийся организацией концерта, почему-то усмотрел в нем признаки правонарушения, подпадающего под всем известную 174-ю статью УК РК, и накатал «заяву». А раз так, то полиция обязана отреагировать, поэтому женщину вызвали на беседу в столичный департамент внутренних дел.

На страничке Джексеновой в «Фейсбуке» указано: «изучала юриспруденцию в Северо-Казахстанском государственном университете». Значит, она, получившая хотя бы минимальные знания в этой сфере, должна понимать, что за такой призыв ей ничего не грозит, что ее вызвали на разговор, скорее всего, лишь для соблюдения формальной процедуры. Но разве может опытная блогерша с уже выработанным нюхом упустить вдруг предоставившийся шанс преподнести себя в качестве «жертвы полицейского произвола» и привлечь внимание широкой аудитории к собственной персоне? И она выкладывает пост, в котором жалуется на необоснованное преследование со стороны правоохранителей (при этом как бы мимоходом упоминая о своей беременности) и обращается за поддержкой к общественности, а отдельно к Аиде Балаевой, которая, по ее словам, не раз «вставала на сторону журналистов, когда те сталкивались с угрозами, давлением или попытками лишить их голоса».

Блогерша добилась своей цели, вызвав изрядный шум в соцсетях и в СМИ. Вот цитаты из ее следующих постов: «Прежде всего благодарю министра культуры и информации РК Аиду Галымовну. Она сразу написала мне лично и сообщила, что подключила юристов к ситуации»; «Сотни комментариев, тысячи лайков, репосты, публичная поддержка от известных журналистов, блогеров, YouTube-каналов, политологов, правозащитников и просто обычных людей»; «Медиа показали настоящую солидарность и ответственность»; «Вы сделали так, что эта история стала громкой и её услышали даже в мире! Мне написали с польского национального телевидения TVP!» и т.д. и т.п.

Понятно, зачем вся эта буря в стакане воды была нужна Джексеновой. Но вот реакция министра вызывает, мягко говоря, противоречивые чувства. Ведь она сама, отвечая на вопросы журналистов в кулуарах парламента, признала: «Я думаю, что ее вызвали (в полицию – прим. авт.) просто процедурно, поскольку было конкретное заявление». То есть Балаева осознавала, что сколь-нибудь серьезных юридических последствий для блогерши данная ситуация иметь не будет. А коли так, то стоило ли задействовать юристов и сообщать об этом на всю страну, тем самым навлекая на себя обвинения в использовании административного ресурса для решения вопроса, который должен рассматриваться в чисто правовой плоскости?


Министр дала повод и для подозрений в том, что руководимый ею главный в стране уполномоченный госорган, отвечающий как за медийную сферу, так и за культуру, настроен против приезда в нашу страну российских «звезд». Конечно, Балаева вовсе не это имела в виду, когда высказывалась в поддержку Джексеновой (она хотела лишь продемонстрировать казахстанцам, что стоит на защите свободы слова, а также прав журналистов и блогеров), но определенная часть общества интерпретировала ее заявление именно так.

Причем случилась эта история спустя всего неделю после того, как главами двух соседних государств была подписана «Декларация о переходе межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Казахстан на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества». В её 38-м пункте говорится: «Стороны считают недопустимой политизацию международного гуманитарного сотрудничества, дискриминацию деятелей культуры, науки и спорта по какому бы то ни было признаку. Стороны будут совместно выступать за развитие открытого и уважительного межкультурного диалога, исключающего проявления дискриминации».

Выигравшие и проигравшие

Разумеется, появление такого межгосударственного документа вовсе не означает, что отныне граждане Казахстана должны прекратить призывать к бойкоту или даже требовать от госорганов отмены выступлений российских певцов, музыкантов, актеров, писателей… Лишить этого права людей никто не может, но им следует осознать, что теперь реализовать его на практике будет куда сложнее, чем прежде, когда под их давлением перед теми или иными представителями культуры и шоу-бизнеса загорался "красный свет". Отныне госорганам придется принимать решения с оглядкой в том числе на процитированный 38-й пункт. И того же самого мы вправе требовать от российской стороны.

Впрочем, даже не будь упомянутой декларации, практика применения этой разновидности «культуры отмены» в Казахстане показала свою бесперспективность, поскольку потеряла свой изначальный смысл. Она стала палкой о двух концах. После того, как в 2022-м и 2023-м под нажимом сторонников подобной меры «невъездными» оказались артисты, относимые к «пропутинским», аналогичные действия стали предпринимать и в отношении тех, кто осудил военное вторжение. Список немаленький: пародист и шоумен Максим Галкин, рэпер Моргенштерн, певица Монеточка, группа «Машина времени», Земфира и другие. Под «замес» попали и украинские исполнители – например, группа Quest Pistols, собиравшаяся приехать к нам четыре месяца назад.


В случаях с ними призывов к отмене концертов не было – разве что против гастролей «Машины времени» по Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан) выступили местные исламские активисты, возмутившиеся тем, что фронтмен и лидер группы Андрей Макаревич поддержал армию Израиля в ее противостоянии с ХАМАС, а значит, как они посчитали, и убийство мусульман. Тем не менее, власти в регионах находили причины, зачастую надуманные, чтобы не предоставлять таким артистам площадки или отбить у них охоту к поездкам в нашу страну.

Мотивы вполне объяснимые. Официально Казахстан как государство сохраняет нейтралитет в отношении российско-украинского конфликта, при этом РФ остаётся для нас ближайшим, причем не только с географической точки зрения, союзником. И если бы госорганы РК продолжали спокойно взирать на то, как одним российским «звездам», тем, кто поддерживает проводимый Кремлем курс, в нашей стране дают от ворот поворот, а других, несогласных с этим курсом, всячески привечают, то это было бы воспринято в Москве как откровенно недружественные действия. Что, конечно же, повлекло бы за собой негативные последствия для межгосударственных отношений, а такой сценарий, ясное дело, не входит в планы руководства Казахстана.

Другими словами, инициаторы отмены концертов тех, кто, как они считают, должен быть у нас внесен в список «персон нон грата», сами же спровоцировали аналогичные действия применительно к артистам, чьи политические взгляды и публичные заявления им близки. При этом власти, занявшие позицию «раз не пускаем одних, то и другим здесь нечего делать", наверняка учитывали и настроения граждан. Судя по имеющимся в открытом доступе результатам замеров общественного мнения, более половины респондентов-казахстанцев относятся к российско-украинскому конфликту нейтрально, а сочувствующих Украине если и больше, чем поддерживающих Россию, то ненамного.

Cловом, «запретительная» активность, как уже сказано выше, оборачивается в том числе и обратным эффектом, что заставляет вспомнить закон бумеранга. В итоге проигравшей стороной оказываются те наши соотечественники, которым нет дела до политики, до чужой в их глазах (а они имеют право так считать) войны, которые просто хотят воочию увидеть любимых исполнителей, побывать на их «живых» выступлениях. А сами приезжие артисты сегодня прекрасно понимают, что должны вести себя соответствующим образом, не делать политических заявлений и даже намеков, которые могут быть восприняты местной публикой как неприемлемые, – иначе им же дороже выйдет.


В проигрыше остаются также отечественный бизнес, занимающийся организацией гастролей, и государственный бюджет, недополучающий с них налоги.

А кто выигрывает? Только те, кто призывами к отмене концертов стремится прослыть главными в стране патриотами, привлечь к себе внимание, добиться известности, чтобы потом ее монетизировать. Большинство их ни на какие концерты не ходит и ходить не собирается, но ловит кайф от того, что лишает такой возможности других.

Наконец, стоит сказать о постоянно повторяемом ими тезисе, который сводится к тому, что зрители, покупающие билеты на концерты артистов, лояльных к «путинскому режиму», тем самым спонсируют военные действия России. На нём же сделала акцент в своем посте-призыве и Джексенова. Но, если следовать этой логике, то получается, что сама она, платя в магазине за банку красной икры, которая наверняка привезена к нам из РФ, да и за любые другие российские продукты, тоже участвует в финансировании так называемой СВО – ведь в том числе на налоги с их производителей содержится армия, ведущая войну с Украиной…

Иллюстрация: kursiv.media

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » «Культура отмены» по-казахстански и министр культуры: что здесь не так?