Кызылорда: на помпезные дворцы деньги есть, а на решение насущных проблем их нет?

Автор Бауыржан Маханов
RU
KZ
EN
Кызылординская область – едва ли не самая зависимая от центра в финансовом отношении. Лишь около 20 процентов регионального бюджета составляют собственные доходы, всё остальное поступает из республиканского. В прошлом году трансферты из него были запланированы в объеме 568,6 миллиарда тенге (фактическая цифра пока неизвестна, но она наверняка близка к намеченной). Больше должна была получить только Туркестанская. На малопочетном третьем месте расположилась Жамбылская. А если считать на душу населения, то Кызылординской области Астана собиралась выделить по 672,2 тысячи тенге в расчете на каждого жителя, Туркестанской – 581,9, Жамбылской – 458,1. И похожий расклад сохраняется на протяжении всех последних лет.
Иными словами, регион, расположенный в низовьях Сырдарьи, сам зарабатывает крайне мало и потому пользуется особой поддержкой из государственной казны. Но насколько рационально расходуются выделяемые финансовые средства? Попробуем разобраться в этом на примере тех объектов, которые возводятся в области – главным образом, в самой Кызылорде.
В начале октября прошлого года там ввели в эксплуатацию новый футбольный стадион на 11 тысяч зрителей – третий такого рода в нашей стране за всю историю независимости. Два других были построены в Астане и Туркестане после того, как первая стала столицей РК (новая арена предназначалась в том числе для проведения матчей национальной сборной), а второй получил статус областного центра. Этой идеей глава региона Нурлыбек Налибаев проникся еще в 2022-м, вскоре после своего назначения на этот пост. Тогда он говорил о строительстве на спонсорские деньги. Но впоследствии решил воспользоваться бюджетными, и в итоге спортивное сооружение обошлось в 26,5 миллиарда тенге.

Возводилась «Кайсар-Арена» при наличии в городе действующего и довольно вместительного стадиона имени Гани Муратбаева на 7,5 тысячи зрителей, прошедшего реконструкцию (тоже на деньги налогоплательщиков) в 2019-21 годах, с перспективой проведения на ней матчей под эгидой УЕФА. Соответствующая лицензия пока не получена. Но даже если ее дадут, какова вероятность того, что в обозримом будущем местный «Кайсар» примет участие в еврокубковых турнирах? За предыдущие десятилетия он лишь однажды завоевывал такое право, но выбыл уже после первого раунда, разгромно проиграв команде с Кипра. В чемпионате Казахстана кызылординский клуб гораздо чаще барахтается на дне турнирной таблицы (например, в прошлом году занял 12-е, или третье с конца, место), чем борется за попадание в «зону УЕФА». Несколько раз он вообще вылетал из высшего дивизиона первенства РК.
Не слишком ли это расточительно – тратить огромные суммы на строительство, а затем на ежедневное содержание такого стадиона (повторимся, при наличии вполне еще «рабочего» старого) в надежде на то, что когда-нибудь «Кайсар» вдруг пробьется в еврокубки и проведет там от силы один-два матча на самых ранних стадиях? Почему один-два? Потому что на большее даже рассчитывать не стоит, тем более после недавнего введения в Казахстане запрета на выплаты за счет бюджетных средств зарплат «легионерам», которые в общем-то и обеспечивали прежние – крайне редкие и чисто локальные – успехи отечественных клубов.
Весной 2024-го в Кызылорде открыли Центр искусств, на строительство которого потратили 3,7 миллиарда тенге и которым несколько месяцев назад местные начальники похвастались перед президентом страны. Он рассчитан ни много ни мало на тысячу посетителей. Будет ли столько человек приходить на концерты, например, симфонического оркестра, созданного по такому случаю, или других творческих коллективов – большой вопрос. Немалая часть горожан считает, что существующих в Кызылорде учреждений (музыкально-драматический театр имени Нартая Бекежанова, дома культуры имени Аскара Токмагамбетова и Мадины Ералиевой и т.д.) было вполне достаточно для проведения мероприятий, связанных с искусством.
Также в городе появился новый Дворец бракосочетаний – он разместился в двухэтажном здании (общая площадь помещений составляет свыше двух тысяч квадратных метров), построенном на бюджетные деньги специально для этих целей. Выступая на его открытии, глава региона связал это событие с необходимостью укрепления семейных ценностей. Неужели он действительно верит в то, что от обстановки в учреждении, где оформляются браки, зависят степень их прочности и количество желающих жениться (выйти замуж). Или это была просто попытка оправдать затраты на строительство дворца?

В начале прошлого года областная газета «Кызылординские вести» сообщила, что местные власти выделили 14,7 миллиарда тенге на капитальную реконструкцию Парка первого президента Казахстана. Помимо всего прочего, там должны появиться новые аллеи, фонтаны, амфитеатры, зимний сад, более 60 скульптур и т.д. На 6,9 миллиарда тенге бюджетных денег строится спортивный комплекс «Кызылорда-Арена». Список можно продолжить.
Совсем недавно, в начале уже наступившего 2026 года, был открыт Дом дружбы, в котором, скорее всего, и пройдет заседание Национального курултая. В нем разместятся этнокультурные объединения. Забота о них, конечно, похвальна, но смущает цена вопроса – 3,8 миллиарда тенге, затраченных на строительство. Тем более что во всей Кызылординской области проживают всего-то чуть больше 20 тысяч представителей этнических меньшинств (почти 97 процентов населения составляют казахи), и для их культурных центров вполне было достаточно помещений бывшего кинотеатра, где они дислоцировались прежде. Да, в отличие от перечисленных выше зданий и сооружений, Дом дружбы возвели на деньги спонсора в лице национальной компании «Казатомпром» (впрочем, это тоже, по сути, государственные средства), но, думается, им можно было найти более рациональное применение.
Спору нет, среди строящихся в Кызылорде объектов есть заслуживающие статуса приоритетных – те, что напрямую связаны с жизнеобеспечением города, здоровьем и безопасностью жителей, школьным образованием… В то же время огромные суммы тратятся на такие стройки, которые не относятся к первоочередным и в условиях острого бюджетного дефицита представляются далеко не обязательными – их можно отложить до лучших времен. А вместо этого направить имеющиеся ресурсы на решение тех проблем, которые в наибольшей степени беспокоят местных жителей, являются для них критически важными.
В частности, во многих домах Кызылорды питьевая вода не поднимается на верхние этажи. Оставляет желать лучшего ее качество (ежедневно покупать бутилированную могут позволить себе далеко не все, к тому же она сильно подорожала). Высока степень изношенности коммунальных сетей. Плохо работают системы канализации. Даже в старом центре города можно увидеть жилые здания, стены которых указывают на то, что они подвергаются воздействию повышенной важности (точнее, сырости), а на окраинах – разбитые дороги и улицы без намека на то, что они когда-либо благоустраивались. Областной центр остро нуждается в современной и нормально работающей станции биологической очистки сточных вод. И т.д. Всё это требует серьезных финансовых вложений.
Но самое главное – Кызылорде и области нужны рабочие места, и прежде всего связанные с производством. Сегодня экономика региона худо-бедно существует благодаря в основном двум отраслям: нефтяной и рисоводческой. При этом месторождения «черного золота» истощаются, вследствие чего за последние десять лет годовые объемы добычи сократились втрое (с 9,9 до 3,3 миллиона тонн) и продолжают стремиться к нулю. А что касается риса, то из-за обостряющегося дефицита поливной воды площади его посевов будут сокращаться – во всяком случае, этого требует правительство РК, да и ситуация в бассейне Сырдарьи может вынудить пойти на такой шаг.
На что тогда будут жить Кызылорда и в целом область? Ведь они и без того являются одними из аутсайдеров в стране по объему валового регионального продукта (ВРП) на душу населения и особенно по доле в нем производственного сектора, а также по уровню доходов домохозяйств. И это в условиях сохраняющейся высокой рождаемости. За последние десять лет количество жителей области увеличилось почти на 100 тысяч, причем практически весь этот прирост пришелся на главный ее город (с 268,9 до 361,8 тысячи человек), куда люди перебираются из глубинки в поисках лучшей жизни. Но в Кызылорде им тоже сложно найти работу – производств крайне мало, даже таких, которые бы выпускали продукты питания и товары первой необходимости. О состоянии обрабатывающей промышленности в регионе говорит тот факт, что там на душу населения выпускают в 2,7 раза меньше продукции (в стоимостном выражении), чем в среднем по республике
Может, местным властям стоит инвестировать средства не в возведение объектов, подобных тем, что перечислены выше (стадионы, дворцы, парки и т.д.), тем самым «хороня в бетоне» бюджетные деньги, а в создание производственной инфраструктуры – той самой, которая будет генерировать доходы и обеспечивать мультипликативный экономический эффект? Ведь это позволит расширить налогооблагаемую базу, повысить уровень самообеспечения региона собственной продукцией, соответственно больше денег будет оставаться в области. Появятся постоянные рабочие места, вырастут доходы населения. Разумеется, речь идет не о крупных предприятиях вроде стекольного завода с его долгой и скандальной эпопеей, а о небольших обрабатывающих и перерабатывающих цехах, не требующих значительных вложений, способных работать на местном сырье и имеющих короткий срок окупаемости.
Это касается не только Кызылординской области, но и других регионов страны. А если для того, чтобы акиматы могли маневрировать финансовыми ресурсами, необходимо внести изменения в законодательство, регулирующее бюджетную политику, то что мешает принять соответствующее решение?
Автор этих строк вовсе не против строительства крупных спортивных комплексов и стадионов, центров для проведения концертов и свадеб, домов дружбы и парковых зон, а также других подобного рода объектов. Но при двух условиях. Во-первых, если в госказне есть свободные деньги на это, во-вторых, если уже более или менее полно удовлетворены жизненно важные потребности основной части населения, связанные с занятостью, стабильными доходами, охраной здоровья, безопасностью и относительно комфортными условиями проживания (наличие света, воды, тепла, надежных систем канализации и проч.). В противном случае это будет не государственный подход, не забота о народе, а что-то иное…