АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

На пути к «удвоению ВВП»: какие регионы тянут Казахстан назад?

На пути к «удвоению ВВП»: какие регионы тянут Казахстан назад?

9.09.2024, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
В утверждённом недавно главой государства Национальном плане развития Республики Казахстан до 2029 года закреплена задача удвоения ВВП в долларовом исчислении к концу названного периода. Не станем спорить относительно её выполнимости и поговорим о другом. ВВП страны не есть механическая сумма валовых региональных продуктов (ВРП) всех областей и городов республиканского значения, но именно из них он в общем-то и складывается. А потому есть смысл проанализировать динамику изменения ВРП за последние годы, чтобы понять, какие из регионов являются локомотивами, а какие выступают в роли тормоза – в том числе на пути к этому самому удвоению ВВП.

За предыдущие пять лет (2018-2023) суммарный ВРП всех регионов Казахстана, если считать в тенге, увеличился в 1,94 (если в долларах, то в 1,45) раза. Наибольшую динамику роста продемонстрировали Алматинская (в прежних границах, то есть включая Жетысуйскую) и Туркестанская области – соответственно в 2,47 и 2,44 раза.

Правда, в их случае далеко не последнюю роль сыграли эффект низкой базы и демографический фактор. По состоянию на 2018-й обе они вместе с Жамбылской занимали последние три места в республике по такому показателю, как ВРП на душу населения, значительно отставая ото всех других: например, в 4-й с конца Кызылординской он был почти в полтора раза выше, чем в Алматинской, и более чем вдвое выше, чем в Туркестанской. Эти же два региона входят в число лидеров по уровню рождаемости и ежегодному росту численности экономически активного населения, что оказывает непосредственное влияние на формирование ВРП.

Выше среднереспубликанских были темпы наращивания внутреннего регионального продукта в Акмолинской (2,27 раза), Костанайской (2,25) и Карагандинской (2,16) областях. Под последней имеется в виду та административно-территориальная единица, которая включала в себя отделившуюся от неё два года назад Улытаускую область. В Восточно-Казахстанской (если брать её вместе с нынешней Абайской) за рассматриваемый период удалось обеспечить увеличение ВРП в 2,07, в городе Алматы, где сосредоточена пятая часть всей отечественной экономики, – 2,05, в Северо-Казахстанской – ровно в 2 раза.

Наименьший же рост зафиксирован в Мангистауской области, где он оказался чуть ли не вдвое ниже, чем в среднем по стране, – в 1,18 раза (а в пересчете на доллары ВРП примерно во столько же раз уменьшился). Если в 2018-м этот регион занимал 5-е место после двух столиц, Атырауской и Карагандинской областей, то за последующие годы он упал на 9-е, пропустив вперёд себя Западно-Казахстанскую, Восточно-Казахстанскую, Алматинскую (причём даже без учёта соответственно Абайской и Жетысуйской) и Костанайскую.


Конечно, сказалось некоторое сокращение объёмов добычи нефти – с 18,1 миллиона тонн в 2018-м до 16,6 миллиона в прошлом году. Но оно, пусть незначительное, произошло и в целом по стране, и, тем не менее, в других нефтедобывающих регионах был обеспечен куда более существенный рост ВРП. А главная причина, похоже, заключается в другом – прежде всего, в отсутствии активной и системной работы местных органов власти по развитию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Доля первой в структуре ВРП Мангистауской области составляет менее 4-х процентов. Согласно данным Бюро национальной статистики, за период с 2017-го по 2022-й валовая добавленная стоимость в обрабатывающей индустрии там возросла в тенговом выражении менее чем в полтора раза (в долларовом роста почти не было) – это худший в стране показатель. Для сравнения: в целом по Казахстану она увеличилась в 2,25 раза, а кое-где – втрое. Кроме того, этот регион оказался единственным в нашей республике, где за обозначенный период допустили снижение производительности труда в обрабатывающих отраслях (если считать в долларах).

Мало что делается на восточном побережье Каспия и для развития аграрного сектора экономики. Область, в которой проживают 5,6 процента всего сельского населения республики, даёт жалкие 0,4 процента от общеказахстанского объёма сельскохозяйственной продукции. За весь прошлый год её там произвели на 32,7 миллиарда тенге. Получается лишь по 42,6 тысячи тенге в среднем на каждого жителя региона – в 9 раз меньше, чем в целом по стране. В АПК трудятся около трёх тысяч человек, или 0,7 процента сельского населения области (для сравнения: в среднем по республике этот показатель составляет 14,6 процента, или в 20 раз больше). Даже вместе с теми, кто имеет личные подсобные хозяйства, едва набирается 10 процентов. Возникает резонный вопрос: а чем занимаются все остальные сельчане?


Понятно, что для земледелия там нет условий. Но почему слабо развито животноводство, особенно овцеводство, которое прежде было одной из основ жизнедеятельности в тех местах (после 2010-го поголовье овец и коз значительно сократилось)? Почему при наличии рядом огромного Каспийского моря с его богатой ихтиофауной не предпринимается должных усилий для возрождения рыбной отрасли? Вопросы, на которые нет ответов.

С учётом всего сказанного немудрено, что в прошлом году Мангистауская область, которая на протяжении многих лет была одним из четырех регионов-доноров республиканского бюджета, перешла в разряд реципиентов. Если в 2018-м она перечислила в общую государственную казну 31 миллиард тенге, то в 2023-м уже сама получила из неё субвенций на 121 миллиард, а в нынешнем году – уже на 135 миллиардов.

Другая область, не сумевшая за последние пять лет добиться приемлемого роста ВРП, – Кызылординская: там он увеличился в 1,57 раза в тенговом исчислении и в 1,12 раза в долларовом. Одна из главных причин – ежегодное сокращение объёмов добычи нефти, что связано с истощением месторождений. К слову, последние находятся на территории нынешней Улытауской области, но в советское время эти земли были переданы Кызылординской в долгосрочную аренду, срок которой несколько раз продлевался. За период с 2018-го по 2023-й годовая добыча нефти уменьшилась с 6,4 до 3,7 миллиона тонн.

О том, что разведанные запасы «чёрного золота» иссякают, было известно уже давно. Еще в 2013-м возглавивший регион Крымбек Кушербаев, констатируя это, презентовал подготовленную с привлечением российских экономистов (группа академика Абеля Аганбегяна) программу ускоренного индустриального развития региона, реализация которой должна была заместить сокращение нефтедобычи. Чего в ней только не было! Но из всех заявленных грандиозных проектов был реализован, по сути, лишь один – речь идёт о строительство стекольного завода, которое сопровождалось известными всем скандалами, но всё-таки было доведено два года назад до логического завершения. Остальные новые производства – небольшие.


Благодаря в том числе появлению предприятия по выпуску стекольной продукции обрабатывающие отрасли экономики Кызылординской области дали за прошлый год самый высокий в республике прирост – почти на треть. Но тут, как вы понимаете, сказался эффект низкой базы. А в целом о состоянии этих отраслей в регионе говорит тот факт, что в 2023-м даже при таком увеличении выпуска продукции обрабатывающей индустрии её в расчёте на душу населения произвели в 2,7 раза меньше, чем в среднем по стране.

Что же касается производства продукции сельского хозяйства опять же на душу населения, то в Кызылординской области данный показатель в стоимостном выражении более чем в полтора раза ниже, чем в среднем по Казахстану: соответственно 269 и 430 тысяч тенге по итогам прошлого года. Это при том, что регион считается преимущественно аграрным, располагает значительными площадями не просто орошаемых, а инженерно-подготовленных земель, доставшихся в наследство от советской эпохи.

Еще одна область, Актюбинская, входящая в тройку аутсайдеров по темпам роста ВРП (там, как и в Кызылординской, валовый региональный продукт увеличился за последние пять лет в 1,57 раза), тоже не избежала сокращения добычи углеводородного сырья – причём не только нефти, но и природного газа. К слову, по запасам «голубого топлива» регион занимает 3-е место в Казахстане.

Кроме того, сказалось прошлогоднее значительное падение сельскохозяйственного производства. Ранее оно постоянно росло, но в 2023-м сократилось сразу более чем на четверть относительно 2022-го. Особенно существенный откат назад произошёл в животноводстве, которое занимает в структуре аграрного производства более высокий удельный вес, чем земледелие.

На всей остальной территории страны валовый региональный продукт увеличился за пять лет в 1,83 (Атырауская область) и более раз. Кстати, главная «нефтяная житница» Казахстана остаётся лидером по уровню ВРП на душу населения. По итогам прошлого года он там составил 20,5 миллиона тенге. На 2-м месте Алматы – 11,3 миллиона. Следом идут Улытауская область и Астана – соответственно 9,4 и 9,3 миллиона (годом ранее столица располагалась выше, чем новый регион). В ЗКО, ВКО, Карагандинской и Павлодарской областях этот показатель составил от 7,7 до 5,8 миллиона тенге. С 4-й позиции на 9-ю опустилась за пять лет Мангистауская, где за этот период ВРП на душу населения вырос лишь в 1,01 раза (тогда как в среднем по Казахстану в 1,76 раза).

А в число замыкающих входят исключительно южные регионы: Алматинская область – 3,4, город Шымкент – 3,3, Кызылординская – 3,1, Жамбылская и Жетысуская – по 2,5, Туркестанская – 1,9 миллиона…

Похожие статьи

В ожидании Послания президента: что нам скажут про бюджетный кризис?
28.08.2024, автор Spik.kz.
Экономические фантазии: каким видят будущее Казахстана наши «стратеги»?
19.08.2024, автор Spik.kz.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Если завтра война… Чью сторону займёт Казахстан?
7.08.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Аналитика » На пути к «удвоению ВВП»: какие регионы тянут Казахстан назад?