АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Открытие казахских школ в России и русских в Казахстане: зачем это нужно?

Открытие казахских школ в России и русских в Казахстане: зачем это нужно?

20.06.2024, автор Жандос Асылбеков.

RU KZ EN
Открыть три русские школы на юге Казахстана и столько же казахских в российских городах – такая договоренность была достигнута на заседании комиссии по вопросам сотрудничества между Мажилисом и Государственной Думой. В этом решении важен даже не столько практический (образовательный) аспект, сколько политический: оно должно угомонить как тех деятелей в РФ, которые утверждают, что в Казахстане взят курс на выдавливание русского языка, так и казахских национал-популистов в нашей стране.

На юге, но где конкретно?

Впервые эта тема была поднята в ноябре прошлого года, сразу после визита Владимира Путина в Астану. Тогда вице-премьер правительства РФ Алексей Оверчук, отвечающий за вопросы, связанные с международным сотрудничеством и интеграцией, сообщил о намерении России построить за счёт собственных средств три школы с преподаванием на русском языке в южных регионах Казахстана. Чуть позже министр просвещения РК Гани Бейсембаев уточнил, что речь идёт о Кызылординской, Туркестанской и Жамбылской областях.

В Кызылорде, как и во всей одноимённой области, сегодня не осталось ни одной чисто русской школы. «Последней из могикан» была сш №198, которой долгие годы руководил замечательный педагог, обладатель звания «Отличник просвещения СССР» Марк Захарович (Мотель Зеликович) Подольский. Но два года назад её сделали смешанной. И если открывать новую школу, то только в самой Кызылорде, где ещё есть русскоязычные – около 10 тысяч славян, чуть меньше 6 тысяч корейцев… Тогда как в районах их почти не осталось. В Жамбылской же области они рассредоточены, но всё же ядром является город Тараз, где проживают свыше 30 тысяч русских, более 5 тысяч корейцев, немцы, украинцы…

Что касается Туркестанской области, то там сейчас насчитывается 35 тысяч русских, немного корейцев, причём они разбросаны, что называется, по городам и весям. Скажем, в областном центре их немногим больше двух тысяч. А потому разумнее было бы открыть школу с обучением на языке Пушкина, например, в Шымкенте: там проживают около 90 тысяч представителей тех этносов, которые принято относить к русскоязычным, и при этом нет ни одной чисто русской школы – зато есть аж 83 общеобразовательных учреждения, относящихся к смешанным. Впрочем, руководству Министерства просвещения виднее.

Тогда, в ноябре, на сообщение о строительстве трёх школ в южных регионах нашей республики возмущённо отреагировали целый ряд казахских СМИ и представители национал-патриотического лагеря. Мол, мы тут боремся с засильем русского языка, который подмял под себя государственный, а северный сосед при попустительстве властей РК продвигает такую идею. Ещё один аргумент «против» – это то, что в самой РФ нет ни одной школы, в которой бы дети учились на языке Абая. Скорее всего, именно в связи с такого рода претензиями российская сторона (наверняка не без подсказки казахстанской) дополнила свою инициативу новым пунктом.


Шаг навстречу национал-патриотам

«Мы открыты для того, чтобы на территории РФ появились аналогичные школы с казахским языком обучения», - заявил по итогам упомянутого заседания межпарламентской комиссии Александр Жуков, первый заместитель председателя Госдумы. А руководитель одного из её комитетов Сангаджи Тарбаев, которого у нас больше знают как капитана команды КВН Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, высказался более конкретно, заявив, что по предложению казахстанской стороны рассматриваются три города, где могли бы быть дислоцированы такие образовательные учреждения, – Астрахань, Омск и Оренбург. Правда, некоторые российские издания назвали их школами «с изучением казахского языка», что в корне неверно: дети-казахи и без того изучают родной язык (как учебный предмет или факультативно) во многих районах их компактного проживания.

Почему выбраны эти три города, вполне понятно. Они являются центрами тех регионов, где проживает наибольшее число российских казахов, да и в самих названных городах их довольно много: в Омске – свыше 40 тысяч, в Астрахани – около 25 тысяч, в Оренбурге – порядка 13 тысяч.

Тема отсутствия в РФ казахских школ при том, что в соседней стране проживают почти 600 тысяч наших сородичей («кандас»), уже много лет муссируется отечественными национал-патриотами. Некоторые из них на этом основании ставят под вопрос необходимость содержания за счёт государства русских школ в Казахстане. Скажем, небезызвестный Арман Шораев, в прошлом член политсовета партии «Нур Отан» и руководитель телеканала КТК, чьё имя на днях снова оказалось в центре внимания, хотя и по другому поводу, в 2019-м со страниц «Фейсбука» адресовал россиянам послание следующего содержания:

«Если брать в расчёт 900 тысяч казахов, проживающих в России (Шораев в полтора раза преувеличил реальную численность – прим. авт.) и использовать точно такую же математическую пропорцию, то получается, что в вашей Федерации должно функционировать как минимум 360 казахских национальных школ. Однако мы видим совершенно другую картину - картину печальную и удручающую. Вы не даёте права и не создаёте никаких условий для сохранения национальной идентичности нашим братьям по крови… Я не требую от вашего правительства открыть в срочном порядке 360 казахских школ. Но я имею полное право требовать от своего правительства принять зеркальные меры и закрыть все полторы тысячи русских школ в Казахстане».

Этот пост получил широкий резонанс и большое количество одобрительных комментариев. В аналогичном ключе в разное время высказалось и немало других активистов национал-патриотического лагеря, представителей казахской интеллигенции. Теперь их требования услышаны. Но…

Семь раз отмерь...

Хорошо, такие школы в РФ появятся. Но смогут ли они набрать необходимое количество ученического контингента? Есть ли вообще среди казахов, живущих в Омске, Астрахани, Оренбурге, да и в других российских регионах, потребность в получении школьного образования именно на языке предков? Ведь выпускникам таких учебных заведений будет тяжело конкурировать при поступлении в вузы с теми, кто окончил русские школы (не будем же мы требовать ещё и открытия казахских университетов в России), сложно устроиться на престижную работу в РФ, где требуется в совершенстве владеть «великим и могучим», мыслить на нём. Возможно, тамошние наши кандасы стремятся привить своим детям этническую идентичность, но при выборе для них языка обучения наверняка исходят из прагматических соображений – чтобы им было легче при переходе во взрослую жизнь, чтобы они оказались конкурентоспособными на рынке труда…

Надо понимать, что русские школы в Казахстане будет строить и содержать российская сторона, а казахские школы в РФ – наша. Поэтому перед тем, как инвестировать в них, не мешало бы изучить образовательно-языковые запросы и предпочтения наших сородичей, живущих в соседней стране, чтобы потом не оказаться в глупом положении. Если выяснится, что желающих получать знания в таких учебных заведениях достаточно, то, как говорится, флаг в руки. Если же нет…


Кроме того, придётся решать вопрос, связанный с педагогическими кадрами для этих школ. Вряд ли в России есть учителя, способные квалифицированно преподавать на казахском языке математику, физику, химию, биологию…

Русскоязычное школьное образование в нашей стране тоже может столкнуться в обозримой перспективе с нехваткой кадров. О причинах этого мы писали в недавней статье Русским классам школ Казахстана грозит острый дефицит учителей? Тогда как потребность в таком образовании растёт, в том числе среди представителей самого титульного этноса. С соответствующей статистикой можно ознакомиться, прочтя другую нашу публикацию Почему растет число казахов, делающих выбор в пользу русских классов? Наличие такой тенденции с горечью признал даже Аятжан Ахметжан, один из самых активных подвижников и пропагандистов казахскоязычного образования, автор нашумевшей несколько лет назад статьи «Мне жаль детей, которых отдают в русские школы».

В целом за последние семь лет количество учащихся русских классов в Казахстане увеличилось с 871,4 до 1082,5 тысячи, а среди них казахских детей - с 273,3 до 440,4 тысячи. В такой ситуации открытие россиянами трёх учебных заведений в Казахстане, конечно, погоду не сделает. Но оно, наряду с возможным появлением казахских школ в РФ, способно сыграть важную роль в укреплении доверия между двумя соседними государствами и народами, выбить почву из-под ног тех, кто стремится их рассорить…

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Как российско-украинская война изменила казахстанцев
27.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Исмаил Юсупов: почему замалчивают имя бывшего главы Казахстана?
12.04.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Казахские дети в русских классах: есть ли смысл возмущаться?
28.01.2024, автор Жандос Асылбеков.
Информационный буллинг в Казахстане: чем он опасен и можно ли его побороть?
10.05.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Открытие казахских школ в России и русских в Казахстане: зачем это нужно?