24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Угрозы для Казахстана. Часть 4-я: эрзац-партии и деструктивные силы
5.01.2025, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
Анонсированный в 2022-2023 годах, после событий Кантара, путь либерализации партстроительства пока не принес ощутимых результатов. Партии в Казахстане так и не стали действенным каналом обратной связи между властью и обществом. Пустующую нишу со всё большей очевидностью захватывает «внесистемная» гражданская активность, которая зачастую несёт в себе радикализм и деструктив.
Существующие в стране партии, по сути, насильно встроены в политический процесс и выполняют больше декоративную роль. Они несамостоятельны в выборе политической повестки и вынуждены подстраиваться под заданный властью дискурс, что идеологически обесценивает их и превращает в прослойку обыкновенных лоббистов, продвигающих на государственном уровне интересы определенных внутриэлитных групп.
Такая ситуация ведёт к росту гражданского активизма, находящегося вне государственного контроля, в том числе к распространению его наиболее деструктивных форм. А также к физической невозможности выстраивать эффективные каналы коммуникаций между властью и обществом для снижения социального напряжения.
Причина – в их искусственности и зарегулированности сверху. Простой пример: состав практически любого общественного совета, как правило, утверждается исполнительным органом, при котором он создается. Понятно, что его члены не будут критиковать работу назначившего их министра или акима. А следовательно, смысла в таких общественных советах практически нет.
В то же время нужно подчеркнуть, что одним из последствий январских событий 2022 года стало усиление копившегося десятилетиями запроса на политические перемены. Ограничения, наложенные на митинговую активность, и то обстоятельство, что люди не имеют иных, кроме социальных сетей, отдушин для выражения недовольства деятельностью властей всех уровней, логично ведут к накоплению «пара» в «котле с закрытой крышкой».
Помимо возможного выплеска протестной активности из виртуального пространства на улицы, это несет в себе и другие угрозы. Власть вынуждена думать не столько о том, как эффективно управлять государством, ориентируясь на широкий горизонт будущего, сколько о необходимости максимально соответствовать сиюминутному общественному запросу. Но пытаясь угодить настроениям масс, транслируемым через социальные сети и далеко не всегда адекватным, власть забывает о том, что общественное мнение как флюгер в любой момент может изменить свое направление.
Накладывает свой отпечаток на данный процесс и взятый государством курс на политическую либерализацию, на расширение гражданских прав и свобод. Дело в том, что определенная часть общества восприняла его как карт-бланш для расшатывания устоев государственных институтов.
Следовательно, в Казахстане вполне ожидаемы:
• рост социального антагонизма;
• активизация попыток дискредитировать власть и оказывать на нее давление посредством манипуляций и шантажа;
• усугубление правового и культурного нигилизма;
• увеличение количества акций гражданского неповиновения и протестной активности.
В такой ситуации доминирующими в информационном пространстве Казахстана становятся крайние, радикальные оценки и взгляды. Немаловажным является и то, что у государства сегодня отсутствуют реалистичные сценарии удовлетворения общественного запроса на справедливость.
Государственные программы социальной адаптации в целом неэффективны, оторваны от реальности и неспособны на системной основе охватить весь пласт маргинализированного населения. Общественным институтам, в том числе политическим партиям, эти люди также не интересны по ряду объективных причин – их трудно организовать и институализировать. Соответственно, маргинализированные слои населения и разрозненные гражданские активисты в обозримой перспективе будут продолжать составлять ключевую угрозу внутриполитической стабильности.
Это является питательной почвой для деструктивных групп, которые в подобные периоды значительно расширяют зоны своего влияния.
Продолжение следует…
Часть 1-я: кризис доверия к государству и власти – здесь
Часть 2-я: невнятная идеология и «ловушка популизма» - здесь
Часть 3-я: неэффективная система управления - здесь
Существующие в стране партии, по сути, насильно встроены в политический процесс и выполняют больше декоративную роль. Они несамостоятельны в выборе политической повестки и вынуждены подстраиваться под заданный властью дискурс, что идеологически обесценивает их и превращает в прослойку обыкновенных лоббистов, продвигающих на государственном уровне интересы определенных внутриэлитных групп.
Такая ситуация ведёт к росту гражданского активизма, находящегося вне государственного контроля, в том числе к распространению его наиболее деструктивных форм. А также к физической невозможности выстраивать эффективные каналы коммуникаций между властью и обществом для снижения социального напряжения.
Ту роль, которую в развитых демократических странах выполняют политические партии, общественные организации, гражданские движения, СМИ, у нас перехватили социальные сети. С последними не в состоянии конкурировать в том числе и созданные государством «официальные» площадки – Национальный курултай, общественные советы при центральных и местных исполнительных органах власти, институт онлайн-петиций и т.д.
Причина – в их искусственности и зарегулированности сверху. Простой пример: состав практически любого общественного совета, как правило, утверждается исполнительным органом, при котором он создается. Понятно, что его члены не будут критиковать работу назначившего их министра или акима. А следовательно, смысла в таких общественных советах практически нет.
В то же время нужно подчеркнуть, что одним из последствий январских событий 2022 года стало усиление копившегося десятилетиями запроса на политические перемены. Ограничения, наложенные на митинговую активность, и то обстоятельство, что люди не имеют иных, кроме социальных сетей, отдушин для выражения недовольства деятельностью властей всех уровней, логично ведут к накоплению «пара» в «котле с закрытой крышкой».
Помимо возможного выплеска протестной активности из виртуального пространства на улицы, это несет в себе и другие угрозы. Власть вынуждена думать не столько о том, как эффективно управлять государством, ориентируясь на широкий горизонт будущего, сколько о необходимости максимально соответствовать сиюминутному общественному запросу. Но пытаясь угодить настроениям масс, транслируемым через социальные сети и далеко не всегда адекватным, власть забывает о том, что общественное мнение как флюгер в любой момент может изменить свое направление.
Ситуация осложняется тем, что стремительный рост гражданской активности, особенно в области политических прав и свобод, накладывается на тотальную правовую безграмотность, отсутствие политической культуры и культуры общественной дискуссии. Отсюда проистекают проявления правового нигилизма и негативизма со стороны так называемых лидеров общественного мнения (инфлюенсеров) и претендующих на эту роль политических активистов.
Накладывает свой отпечаток на данный процесс и взятый государством курс на политическую либерализацию, на расширение гражданских прав и свобод. Дело в том, что определенная часть общества восприняла его как карт-бланш для расшатывания устоев государственных институтов.
Следовательно, в Казахстане вполне ожидаемы:
• рост социального антагонизма;
• активизация попыток дискредитировать власть и оказывать на нее давление посредством манипуляций и шантажа;
• усугубление правового и культурного нигилизма;
• увеличение количества акций гражданского неповиновения и протестной активности.
В такой ситуации доминирующими в информационном пространстве Казахстана становятся крайние, радикальные оценки и взгляды. Немаловажным является и то, что у государства сегодня отсутствуют реалистичные сценарии удовлетворения общественного запроса на справедливость.
Государственные программы социальной адаптации в целом неэффективны, оторваны от реальности и неспособны на системной основе охватить весь пласт маргинализированного населения. Общественным институтам, в том числе политическим партиям, эти люди также не интересны по ряду объективных причин – их трудно организовать и институализировать. Соответственно, маргинализированные слои населения и разрозненные гражданские активисты в обозримой перспективе будут продолжать составлять ключевую угрозу внутриполитической стабильности.
Транзитный период, в который вступил Казахстан после январских событий 2022 года и который оказался сопряжен с геополитическими катаклизмами и общемировым экономическим кризисом, может характеризоваться нездоровым психо-эмоциональным состоянием значительной части общества, повышенной вовлеченностью граждан в политический и околополитический процесс, их подверженностью разного рода манипуляциям.
Это является питательной почвой для деструктивных групп, которые в подобные периоды значительно расширяют зоны своего влияния.
Продолжение следует…
Часть 1-я: кризис доверия к государству и власти – здесь
Часть 2-я: невнятная идеология и «ловушка популизма» - здесь
Часть 3-я: неэффективная система управления - здесь
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
«Дискурс деколонизации» - яблоко раздора в отношениях Казахстана и России?
23.10.2024, автор Сауле Исабаева.