8.01.2025, автор Spik.kz.
Безусловный базовый доход: как дать экономическую свободу всем казахстанцам
20.01.2025, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
Куат Акижанов, PhD, Аналитический центр Spik.kz
Идея внедрения безусловного базового дохода (ББД) вызвала широкий интерес у населения и некоторую дискуссию на экспертном уровне. Однако я также вижу, что в силу интеллектуальной ущербности и долгого (у некоторых экономистов на протяжении всей их сознательной профессиональной жизни) пребывания в плену мейнстримной ортодоксии отечественное аналитическое сообщество очень неохотно выходит (если вообще выходит) за «красные флажки» догматов «рыночной экономики». У некоторых автоматически «включается» внутренняя цензура. Тем не менее, призываю коллег и всех неравнодушных основательно заняться изучением данной темы.
Ключевой аспект – финансирование предлагаемой программы. Кто и каким образом оплатит экономическую свободу каждого казахстанца? Ответ на этот вопрос кроется в пересмотре приоритетов национальной экономики и использования ренты – не только от природных ресурсов, но и от других ее источников – в интересах всего общества.
Для начала надо понять, что наше государство может (!) позволить себе выплачивать всем гражданам страны безусловный базовый доход, а именно ежемесячные суммы в размере 150 тыс. – 200 тыс. тенге (или около 300-400 долларов США на январь 2025 г.). Из 20 млн. казахстанцев 7 млн. – несовершеннолетние (в возрасте до 18 лет), которых мы исключаем из программы. Повременить с выплатой ББД нужно и применительно к не достигшим 21 года – большинство психологов и социологов согласятся с этим. Таким образом, остается меньше 13 млн. получателей. То есть, по самым приблизительным расчетам, речь идет о 3-4 млрд. долларов США ежегодно.
По данным международной неправительственной организации Global Financial Integrity, занимающейся расследованиями незаконных финансовых потоков, коррупции и отмывания денег, ежегодно из Казахстана только нелегально выводится около 16,7 млрд. долларов США (!). В этом позорном рейтинге, включающем 148 стран, наша республика занимает «почетное» 11-е место. Только вдумайтесь: ежегодно у нас с вами крадут больше 16 млрд. долларов. По некоторым оценкам, в общей сложности из Казахстана выведено от 140 млрд. до 170 млрд. долларов США.
К этой сумме надо еще добавить отток капиталов по легализованным схемам. По сути, речь идет об узаконенном воровстве, к которому, например, относятся различные схемы трансфертного ценообразования, соглашения о разделе продукции, экспортно-импортные операции с заниженными ценами, манипуляции с ценными бумагами и т.д. В конце концов, Международный финансовый центр «Астана» создавали в «сердце Евразии» не для того, чтобы превратить Казахстан в Дубай.
Поэтому повторяю опять и опять: деньги в Казахстане есть, и отечественная экономика может обеспечить ежемесячные выплаты базового дохода всем гражданам страны. Вопрос в другом: могут ли обеспечить их политики? Я вернусь к нему в конце статьи, когда затрону тему политической жизнеспособности данной идеи.
В эту же схему несправедливого распределения народных богатств встроили Национальный фонд. Последний превратился в страховой механизм для бесперебойной работы неолиберальной модели не-развития Казахстана (см. здесь ). Под видом «стерилизации денежной массы» и «сбережения для будущих поколений» создана бесперебойная система, при которой вся рента от продажи наших ресурсов достается кому угодно, но только не народу страны. Денежные активы вкладываются в зарубежные банки (читай, экономики) и иностранные ценные бумаги (читай, зарубежные компании), а, чтобы население не умерло с голоду, ими через специальные трансферты ежегодно «пополняют» бюджет.
Ренту же, словно прибавочный труд по Марксу, экспроприируют транснациональный капитал и собственные плутократы. Нам цепляют ярлык «рыночная экономика» и «кредитный рейтинг BBB-» (до AAA+++ не доросли) и снисходительно разрешают «выходить на внешние рынки капиталов», чтобы занять денег для покрытия дефицита бюджета! Так при наличии природных ресурсов, многомиллиардной ежегодной ренты от их продажи и Нацфонда мы же еще и остаемся в долгах. Заметьте: государственный долг в Казахстане растет не из-за введения безусловного базового дохода, а потому что глобальная финансовая архитектура создавалась для сохранения периферийного статуса нашей экономики и всей страны.
Поэтому я утверждаю, что введение ББД надо рассматривать не просто как самоцель, а как механизм по переустройству всей экономической системы страны, созданной в свое время по лекалам неолиберального капитализма. Такие проекты являются как бы ракетоносителями, поскольку выведут страну на совершенно другую парадигму развития. Они заставят нас изменить экономику (ее перераспределительные механизмы) и измениться самим. После ББД последуют другие проекты по национальному возрождению – ренационализация природных богатств и земли, введение механизмов эгалитарного перераспределения доходов, действительный возврат украденных активов, пересмотр заключенных в 1990-х годах инвестиционных соглашений и многие другие.
Например, в Иране существовала всеобщая схема дотаций, согласно которой 70 млн. (!) гражданам ежемесячно выплачивали по 20 долларов США с намерением впоследствии поднять эту сумму до 60 долларов. К сожалению, из-за многолетних санкций, наложенных на Иран, всеобщий характер программы не удалось сохранить надолго. Хотя страна не самая богатая и находится во враждебной геополитической ситуации на протяжении десятилетий, ее политическая элита делает всё для того, чтобы народ получал свою долю прибыли от эксплуатации природных ресурсов. Ведь исламская (народная) революция в Иране в 1978-1979 гг. произошла во многом из-за разграбления страны «иностранными инвесторами», работавшими рука об руку с местными плутократами…
В Монголии в 2010-м правительство предоставляло всем гражданам без исключения неадресные выплаты из Фонда человеческого развития, который формируется за счет отчислений от добывающей (угольной и др.) промышленности. Отчисления от продажи нефти в Постоянном фонде Аляски в США тоже использовались для выплат местным жителям. Аналогичные фонды в Норвегии и Канаде (штат Альберта) выплачивают разовые дивиденды. Этот механизм является видоизмененной формой базового дохода. Хотя выплата дивидендов не является ежемесячной, она воплощает в себе идею о том, что все граждане страны наделены правом получения своей доли в стоимости природных ресурсов.
Помимо использования средств суверенного фонда, формируемого за счет продажи невозобновляемых ресурсов, другим источником финансирования ББД могут быть возобновляемые ресурсы страны. Например, в Казахстане можно предоставлять в аренду государственные земли и использовать взимаемую арендную плату для финансирования ББД. Аналогично и с радиочастотами, ренту от которых у нас получают частные компании. По некоторым расчётам, экономическая рента от этого ресурса оценивается в 1,5% ВВП (на примере штата Вермонт в США).
Поэтому реализация идеи ББД является отличным поводом для возвращения в собственность государства этих возобновляемых ресурсов. В штате Северная Каролина с 1996-го все зарегистрированные члены индейского племени чероки получают дивиденды от прибыли казино. Похожая схема применяется в Макао, полуавтономном городе Китая, где по «схеме участия в богатстве» все жители получают специальные дивиденды, размер которых ежегодно устанавливается особым законом.
Ученые и политики рассматривают и другие способы финансирования ББД. В частности, это введение налога на выбросы углекислого газа, а также другие формы налогообложения. Последнее одновременно отвечает другим общенациональным целям развития, таким, например, как создание эгалитарного общества и достижение экономической демократии. Соответственно речь идет о специальных налогах на наследство, на финансовые операции, на прибыль корпораций.
Как отмечалось в моей первой статье на данную тему, финансирование ББД – это не только расходы, но и инвестиции в развитие человеческого капитала. Регулярные выплаты от государства позволят гражданам тратить больше времени на обучение, профессиональное развитие и заботу о здоровье, что в долгосрочной перспективе повысит общий уровень квалификации рабочей силы и снизит социальные издержки. Кроме того, увеличение покупательной способности населения станет стимулом для внутреннего рынка, особенно для отечественных производителей.
И в конце, как обещал, о политической жизнеспособности проекта. Введение безусловного базового дохода – это смелый шаг к новой экономической парадигме, которая реально ставит благосостояние каждого казахстанца на первый план. Финансирование этой программы возможно за счет грамотного использования природных ресурсов, налоговой реформы и других источников. Казахстан имеет все необходимые ресурсы для реализации данной идеи, поэтому вопрос «кто заплатит за ББД» сводится к готовности общества и наших политиков к пересмотру существующих приоритетов.
Идея внедрения безусловного базового дохода (ББД) вызвала широкий интерес у населения и некоторую дискуссию на экспертном уровне. Однако я также вижу, что в силу интеллектуальной ущербности и долгого (у некоторых экономистов на протяжении всей их сознательной профессиональной жизни) пребывания в плену мейнстримной ортодоксии отечественное аналитическое сообщество очень неохотно выходит (если вообще выходит) за «красные флажки» догматов «рыночной экономики». У некоторых автоматически «включается» внутренняя цензура. Тем не менее, призываю коллег и всех неравнодушных основательно заняться изучением данной темы.
Ключевой аспект – финансирование предлагаемой программы. Кто и каким образом оплатит экономическую свободу каждого казахстанца? Ответ на этот вопрос кроется в пересмотре приоритетов национальной экономики и использования ренты – не только от природных ресурсов, но и от других ее источников – в интересах всего общества.
Для начала надо понять, что наше государство может (!) позволить себе выплачивать всем гражданам страны безусловный базовый доход, а именно ежемесячные суммы в размере 150 тыс. – 200 тыс. тенге (или около 300-400 долларов США на январь 2025 г.). Из 20 млн. казахстанцев 7 млн. – несовершеннолетние (в возрасте до 18 лет), которых мы исключаем из программы. Повременить с выплатой ББД нужно и применительно к не достигшим 21 года – большинство психологов и социологов согласятся с этим. Таким образом, остается меньше 13 млн. получателей. То есть, по самым приблизительным расчетам, речь идет о 3-4 млрд. долларов США ежегодно.
Конечно, правда, как и дьявол, кроется в деталях. Но на самом деле главный вопрос упирается в распределение доходов – ключевой вопрос политической экономии. Именно кардинальный пересмотр работы перераспределительных механизмов позволит понять, что эта радикальная идея, имеющая целью повышение доходов всех граждан страны или обеспечение нашей экономической свободы и безопасности, вполне реалистична и экономически жизнеспособна.
По данным международной неправительственной организации Global Financial Integrity, занимающейся расследованиями незаконных финансовых потоков, коррупции и отмывания денег, ежегодно из Казахстана только нелегально выводится около 16,7 млрд. долларов США (!). В этом позорном рейтинге, включающем 148 стран, наша республика занимает «почетное» 11-е место. Только вдумайтесь: ежегодно у нас с вами крадут больше 16 млрд. долларов. По некоторым оценкам, в общей сложности из Казахстана выведено от 140 млрд. до 170 млрд. долларов США.
К этой сумме надо еще добавить отток капиталов по легализованным схемам. По сути, речь идет об узаконенном воровстве, к которому, например, относятся различные схемы трансфертного ценообразования, соглашения о разделе продукции, экспортно-импортные операции с заниженными ценами, манипуляции с ценными бумагами и т.д. В конце концов, Международный финансовый центр «Астана» создавали в «сердце Евразии» не для того, чтобы превратить Казахстан в Дубай.
Поэтому повторяю опять и опять: деньги в Казахстане есть, и отечественная экономика может обеспечить ежемесячные выплаты базового дохода всем гражданам страны. Вопрос в другом: могут ли обеспечить их политики? Я вернусь к нему в конце статьи, когда затрону тему политической жизнеспособности данной идеи.
Львиная доля выводимых капиталов (а фактически наших с вами мостов, дорог, больниц, доступного жилья, качественного образования, передовой медицины и науки, достойных зарплат для шахтеров, врачей, учителей и т.д.) приходится на самые крупные рентообразующие отрасли отечественной экономики – нефтегазовый сектор и горнорудную промышленность. Казахстан, обладая значительными запасами природных ресурсов, ежегодно отдает миллиардные доходы или ренту от их продажи в частные руки – иностранным инвесторам и местным компрадорам.
В эту же схему несправедливого распределения народных богатств встроили Национальный фонд. Последний превратился в страховой механизм для бесперебойной работы неолиберальной модели не-развития Казахстана (см. здесь ). Под видом «стерилизации денежной массы» и «сбережения для будущих поколений» создана бесперебойная система, при которой вся рента от продажи наших ресурсов достается кому угодно, но только не народу страны. Денежные активы вкладываются в зарубежные банки (читай, экономики) и иностранные ценные бумаги (читай, зарубежные компании), а, чтобы население не умерло с голоду, ими через специальные трансферты ежегодно «пополняют» бюджет.
Ренту же, словно прибавочный труд по Марксу, экспроприируют транснациональный капитал и собственные плутократы. Нам цепляют ярлык «рыночная экономика» и «кредитный рейтинг BBB-» (до AAA+++ не доросли) и снисходительно разрешают «выходить на внешние рынки капиталов», чтобы занять денег для покрытия дефицита бюджета! Так при наличии природных ресурсов, многомиллиардной ежегодной ренты от их продажи и Нацфонда мы же еще и остаемся в долгах. Заметьте: государственный долг в Казахстане растет не из-за введения безусловного базового дохода, а потому что глобальная финансовая архитектура создавалась для сохранения периферийного статуса нашей экономики и всей страны.
Поэтому я утверждаю, что введение ББД надо рассматривать не просто как самоцель, а как механизм по переустройству всей экономической системы страны, созданной в свое время по лекалам неолиберального капитализма. Такие проекты являются как бы ракетоносителями, поскольку выведут страну на совершенно другую парадигму развития. Они заставят нас изменить экономику (ее перераспределительные механизмы) и измениться самим. После ББД последуют другие проекты по национальному возрождению – ренационализация природных богатств и земли, введение механизмов эгалитарного перераспределения доходов, действительный возврат украденных активов, пересмотр заключенных в 1990-х годах инвестиционных соглашений и многие другие.
Использование средств суверенного фонда для финансирования ББД не является чем-то исключительно новым. Многие страны, которым, как и Казахстану, повезло (или не повезло?) иметь природные ресурсы, используют эти средства в той или иной форме для выплат гражданам страны.
Например, в Иране существовала всеобщая схема дотаций, согласно которой 70 млн. (!) гражданам ежемесячно выплачивали по 20 долларов США с намерением впоследствии поднять эту сумму до 60 долларов. К сожалению, из-за многолетних санкций, наложенных на Иран, всеобщий характер программы не удалось сохранить надолго. Хотя страна не самая богатая и находится во враждебной геополитической ситуации на протяжении десятилетий, ее политическая элита делает всё для того, чтобы народ получал свою долю прибыли от эксплуатации природных ресурсов. Ведь исламская (народная) революция в Иране в 1978-1979 гг. произошла во многом из-за разграбления страны «иностранными инвесторами», работавшими рука об руку с местными плутократами…
В Монголии в 2010-м правительство предоставляло всем гражданам без исключения неадресные выплаты из Фонда человеческого развития, который формируется за счет отчислений от добывающей (угольной и др.) промышленности. Отчисления от продажи нефти в Постоянном фонде Аляски в США тоже использовались для выплат местным жителям. Аналогичные фонды в Норвегии и Канаде (штат Альберта) выплачивают разовые дивиденды. Этот механизм является видоизмененной формой базового дохода. Хотя выплата дивидендов не является ежемесячной, она воплощает в себе идею о том, что все граждане страны наделены правом получения своей доли в стоимости природных ресурсов.
Помимо использования средств суверенного фонда, формируемого за счет продажи невозобновляемых ресурсов, другим источником финансирования ББД могут быть возобновляемые ресурсы страны. Например, в Казахстане можно предоставлять в аренду государственные земли и использовать взимаемую арендную плату для финансирования ББД. Аналогично и с радиочастотами, ренту от которых у нас получают частные компании. По некоторым расчётам, экономическая рента от этого ресурса оценивается в 1,5% ВВП (на примере штата Вермонт в США).
Поэтому реализация идеи ББД является отличным поводом для возвращения в собственность государства этих возобновляемых ресурсов. В штате Северная Каролина с 1996-го все зарегистрированные члены индейского племени чероки получают дивиденды от прибыли казино. Похожая схема применяется в Макао, полуавтономном городе Китая, где по «схеме участия в богатстве» все жители получают специальные дивиденды, размер которых ежегодно устанавливается особым законом.
Ученые и политики рассматривают и другие способы финансирования ББД. В частности, это введение налога на выбросы углекислого газа, а также другие формы налогообложения. Последнее одновременно отвечает другим общенациональным целям развития, таким, например, как создание эгалитарного общества и достижение экономической демократии. Соответственно речь идет о специальных налогах на наследство, на финансовые операции, на прибыль корпораций.
Короче говоря, это еще один повод для проведения в Казахстане налоговой реформы, так как действующая налоговая система откровенно неэффективно перераспределяет богатство. Введение прогрессивного налогообложения, увеличение налогов на роскошь, недвижимость и сверхприбыли крупных корпораций позволит нам обеспечить постоянные источники для финансирования ББД. Одновременно это даст возможность снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, что будет стимулировать предпринимательскую активность и рост рабочих мест.
Как отмечалось в моей первой статье на данную тему, финансирование ББД – это не только расходы, но и инвестиции в развитие человеческого капитала. Регулярные выплаты от государства позволят гражданам тратить больше времени на обучение, профессиональное развитие и заботу о здоровье, что в долгосрочной перспективе повысит общий уровень квалификации рабочей силы и снизит социальные издержки. Кроме того, увеличение покупательной способности населения станет стимулом для внутреннего рынка, особенно для отечественных производителей.
И в конце, как обещал, о политической жизнеспособности проекта. Введение безусловного базового дохода – это смелый шаг к новой экономической парадигме, которая реально ставит благосостояние каждого казахстанца на первый план. Финансирование этой программы возможно за счет грамотного использования природных ресурсов, налоговой реформы и других источников. Казахстан имеет все необходимые ресурсы для реализации данной идеи, поэтому вопрос «кто заплатит за ББД» сводится к готовности общества и наших политиков к пересмотру существующих приоритетов.
Это не только о деньгах – это о справедливости, равенстве и будущем нашей республики. У Касым-Жомарта Токаева есть историческая возможность стать первым президентом Казахстана, который выведет страну на новую парадигму развития и реально улучшит социально-экономическое положение всех казахстанцев. И тогда он останется в народной памяти как первый, а не второй после Назарбаева, кто обеспечит себе политическую вечность.
Похожие статьи
Безусловный базовый доход для всех: путь к построению здоровой экономики в РК
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью мейнстримной неоклассической теории
15.07.2024, автор Spik.kz.