24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром труда и социальной защиты населения Казахстана…
![Если бы я стал министром труда и социальной защиты населения Казахстана…](/uploads/posts/2025-02/image_750x_60c43eb515894.jpg)
Вчера, 06:25, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Несколько дней назад Spik.kz опубликовал статью, автор которой экономист Петр Своик выступил как бы в роли будущего министра труда и социальной защиты населения. Продолжая эту тему, мы предложили высказаться еще трем экспертам. Каждый из них должен был гипотетически представить себя главой социального ведомства и поразмышлять над тем, какие бы реформы он провел, если бы получил на то карт-бланш. Особенно с учетом бюджетного кризиса, в котором оказалась страна, и призыва главы государства затянуть пояса.
Гульмира Илеуова, глава Центра социальных и политических исследований «Стратегия»:
«Без внимания остаются те категории граждан, которые ничего не просят»
![Если бы я стал министром труда и социальной защиты населения Казахстана…](/uploads/posts/2025-02/3abd1bc8-886a-471d-a5fa-80368eaca838.jpg)
- На днях президент страны сообщил, что за год в госорганы поступило 4 миллиона обращений! Не знаю, как они обрабатываются и анализируются, но абсолютно уверена, что львиная их доля касается социальной сферы - всех ее аспектов. А это следствие формировавшегося все эти годы, причем как снизу, так и сверху, убеждения, что государство гражданам что-то должно, и это что-то они вправе у него требовать. До тех пор, пока данная модель взаимодействия не изменится, поток жалоб, обид, недовольства и критики не прекратится, а министерство будет вынуждено бесконечно от них отбиваться.
Как мне кажется, у нас она продолжает находиться в русле социалистической распределительной модели. Любопытно то, что чем больше государство дает (различные пособия, выплаты детям из Нацфонда и прочее), тем громче население его критикует. При этом без внимания остаются те категории граждан, которые ничего не просят и зарабатывают сами. Их интересы в рамках ныне существующей социальной политики вообще не учитываются. По крайней мере, я этого не вижу, сколько бы ни изучала документы Министерства труда и соцзащиты. Может, под какие-то программы они и подпадают, но основной упор все же делается на защиту и обеспечение социально уязвимых слоев населения.
К примеру, мне совершенно непонятна затея с Цифровой картой семьи (имела возможность ознакомиться с ней в усеченном варианте). Кому и зачем она понадобилась? Какой смысл тратить огромные деньги на то, чтобы всех оцифровать, а потом выискивать тех, кому требуется социальная помощь? Еще говорят, что эта карта якобы поможет оценить закредитованность населения, но ведь такую статистику способно и Кредитное бюро предоставить...
Или взять адресную социальную помощь. Когда я делала анализ по ней, то ужаснулась масштабам: в 2019 году она охватила 2 177 176 получателей! Только в Туркестанской области таких было 620 тысяч человек, то есть чуть ли не каждому второму взрослому там выдавали АСП. Правда, к концу 2024-го их число сократилось до 403 014 граждан по стране. Тем не менее, остается вопрос: как можно было допустить такое расширение числа получателей АСП? Чиновники из министерства ответили нам, что у них совсем другие расчеты и что мы вводим людей в заблуждение. Потом они, конечно, начали снижать масштабы этой помощи, но ведь те, кто ее получал и вдруг лишился, пусть даже справедливо, теперь гонят новую «волну недовольства».
Ну и пару слов о сфере труда, которая оказалась где-то на десятом месте в списке приоритетов министерства, хотя значится первой в его названии. Здесь вся деятельность ограничивается ужесточениями, наказаниями и многочисленными штрафами. Из последних решений можно вспомнить создание трудовых инспекций, которые никак не могут наладить свою работу. А также введение с марта новых крупных штрафов для работодателей, включая некоммерческие организации (от 20 МРП и выше), за отсутствие медицинских осмотров сотрудников и специалиста по безопасности и охране труда. Полный абсурд!
Допустим, в нашем фонде работают три человека. Получается, нужно нанимать четвертого, выделять ему рабочее место и зарплату, чтобы тот просто измерял нам температуру? Раз уж вы так беспокоитесь за безопасность труда, займитесь всерьез предприятиями горнометаллургического комплекса, где работают сотни тысяч человек, регулярно случаются аварии и несчастные случаи. Вот там превентивная политика более чем уместна.
Марат Абдурахманов, экономист:
«Большинству граждан непонятно, чем занимается министерство»
![](/uploads/posts/2025-02/99bc5311-32ef-4294-9dda-c207c2df4a91.jpg)
- Во-первых, я бы составил годовой план работы, где подробно расписал бы все предполагаемые шаги и действия министерства, в том числе в рамках реализации законодательных инициатив, а также то, какие обследования будут проводиться (о них чуть позже). То есть у каждого гражданина РК должна быть возможность зайти на сайт ведомства и там ознакомиться с исходными данными, результатами по всем направлениям работы, а также заполнить актуальные для него анкеты. Увы, такой план у МТСЗ физически отсутствует.
Во-вторых, внедрил бы международные методики исчисления стоимости труда и соцзащиты. Всего их три.
Одна – от Всемирного банка. Согласно ей, минимальная заработная плата определяется в соответствии с уровнем развития страны. В случае с Казахстаном, который и не бедный, и не богатый, МЗП должна быть не менее 6 долларов в день... Что касается прожиточного минимума, то, если исходить из расчетов ВБ, минимальные суммарные расходы только на продукты питания в РК должны превышать 15 трлн тенге в год. Тогда как у нас прожиточный минимум, который с января с.г. установлен на уровне 52 тысячи тенге, предусматривает потребление на 12 трлн тенге в год. При этом, судя по официальным цифрам, годовой объем производства продовольственных товаров в стране составляет лишь 3,6 трлн тенге. Как видим, есть большая разница между фактами, планами и результатами, которые имеет МТСЗ.
Свою методику предлагает Международная организация труда (МОТ). В соответствии с ней страны должны ориентироваться на среднюю зарплату аналогичных специалистов в других странах того же уровня. Думаю, Казахстан можно сопоставить с Литвой, Польшей, Хорватией, которые не являются развитыми, но и бедными их не назовешь. Допустим, в Хорватии минимальная стоимость труда медсестры составляет 1500 долларов, а у нас – не более 400 долларов. Таких расчетов придерживается Минздрав, и МТСЗ с ними соглашается…
В-третьих, ввел бы социальные скрининги и обследования, проводимые на постоянной основе. В этом не было бы необходимости, если бы наши граждане имели право на зачет всех своих фактических расходов по налоговому законодательству – такое право, кстати, должно отстаивать именно МТСЗ. Но ведь никто не занимается изучением удовлетворенности условиями и уровнем оплаты труда в тех или иных сферах и регионах – например, среди дворников в Алматы, сельских рабочих в Талгарском районе, нефтяников в Жанаозене и т.д. Тогда как благодаря опросам мы получим четкую картину происходящего на местах, а значит, правительство сможет быстрее и более точечно реагировать (повышать стандарты труда). Плюс этот механизм делает ненужными митинги и забастовки рабочих…
Жители разных регионов пишут мне, что там не хватает технических учебных заведений, поэтому невозможно создать даже небольшие производства – элементарно нет специалистов. Как следствие, люди в поисках заработка уезжают в другие места. К примеру, экибастузцы едут учиться на энергетиков в Астану и Алматы, а у атырауцев есть лишь один университет, где готовят нефтяников. Похожая ситуация в других областях. А нужно сделать так, чтобы каждый гражданин мог получить актуальную для своего региона профессию по месту жительства и потом там же по ней трудоустроиться. Для этого и нужны обследования, чтобы министерства, отвечающие за профессионально-техническое и высшее образование, и МТСЗ имели представление о том, какие колледжи и вузы, в каком регионе и в каком количестве нужно открывать.
В-четвертых, внедрил бы стандарты оплаты труда в соответствии с климатическими условиями. Дело в том, что на севере страны средние расходы граждан примерно на 45% выше, чем на юге, и данное обстоятельство обязательно должно учитываться при формировании тарифной сетки. Однако министерство по этому поводу вообще не напрягается. Так же, как и по поводу здоровья, которое люди стремительно теряют, работая на нефтяных скважинах в западных регионах и на урановых месторождениях в южных. Оплата их лечения никак не предусмотрена. Неужели государство не может построить современные специализированные клиники для сотрудников этих предприятий, тем более что они обеспечивают значительную долю ВВП?
Ну и, в-пятых, разработал бы цифровые решения оплаты труда и налогов. Благодаря им министерство будет видеть фактические доходы граждан и в соответствии с этим влиять на работодателей – разумеется, в рамках своих полномочий. В том числе отстаивать право работников на достойную оплату труда там, где это необходимо.
Татьяна Резвушкина, социолог, преподаватель Карагандинского университета им. Е.А. Букетова:
«Многие реформы не надеваются на ту реальность, для которой предназначены»
![](/uploads/posts/2025-02/c42da26d-778d-417c-a81c-ec75e649525c.jpg)
- При слове «реформа» у многих казахстанцев уже начинаются аллергические реакции, поскольку в стране столько всего реформируется, но часто это не приносит пользу, а где-то даже наносит вред. А все потому, что многие инициативы рождаются в кабинетах (чиновниками, академическим сообществом, учеными и прочими) и не надеваются на ту реальность, для которой предназначены.
В связи с этим я предложила бы сотрудникам Министерства труда и соцзащиты в первую очередь наладить обратную связь с населением – что называется, выйти в народ, дабы прочувствовать тренды, настроения, потребности. Уверена, что это сильно повлияет на качество тех мероприятий и услуг, которые они инициируют.
Если бы, к примеру, перед разработкой Цифровой карты семьи они съездили в отдаленные аулы, то убедились бы, что у львиной доли сельчан нет компьютеров, качественной мобильной связи и интернета. Тогда для них наверняка стало бы очевидным, что данная реформа не сработает, поскольку способна охватить лишь часть граждан, преимущественно городских. А перед тем, как повышать налоги, не помешало бы посетить моногорода, которые напрямую зависят от конкретных предприятий. Данное решение в их случае повлечет удорожание продукции, и, как следствие, возникнут проблемы с ее реализацией, а там недалеко и до сокращения персонала…
Гульмира Илеуова, глава Центра социальных и политических исследований «Стратегия»:
«Без внимания остаются те категории граждан, которые ничего не просят»
![Если бы я стал министром труда и социальной защиты населения Казахстана…](/uploads/posts/2025-02/3abd1bc8-886a-471d-a5fa-80368eaca838.jpg)
- На днях президент страны сообщил, что за год в госорганы поступило 4 миллиона обращений! Не знаю, как они обрабатываются и анализируются, но абсолютно уверена, что львиная их доля касается социальной сферы - всех ее аспектов. А это следствие формировавшегося все эти годы, причем как снизу, так и сверху, убеждения, что государство гражданам что-то должно, и это что-то они вправе у него требовать. До тех пор, пока данная модель взаимодействия не изменится, поток жалоб, обид, недовольства и критики не прекратится, а министерство будет вынуждено бесконечно от них отбиваться.
С одной стороны, Казахстан позиционирует себя как социальное государство, которое ставит во главу угла заботу о гражданах, что, кстати, является главным аргументом всех критиков. По сути, это левый (в политическом, идеологическом смысле) взгляд. С другой стороны, Казахстан заявляет о себе как о правовом государстве, которое предоставляет всем равные возможности, – и это уже правый взгляд. Но по факту мы наблюдаем просто попытку усидеть на двух стульях, а в таких условиях хромает любая государственная социальная политика.
Как мне кажется, у нас она продолжает находиться в русле социалистической распределительной модели. Любопытно то, что чем больше государство дает (различные пособия, выплаты детям из Нацфонда и прочее), тем громче население его критикует. При этом без внимания остаются те категории граждан, которые ничего не просят и зарабатывают сами. Их интересы в рамках ныне существующей социальной политики вообще не учитываются. По крайней мере, я этого не вижу, сколько бы ни изучала документы Министерства труда и соцзащиты. Может, под какие-то программы они и подпадают, но основной упор все же делается на защиту и обеспечение социально уязвимых слоев населения.
К примеру, мне совершенно непонятна затея с Цифровой картой семьи (имела возможность ознакомиться с ней в усеченном варианте). Кому и зачем она понадобилась? Какой смысл тратить огромные деньги на то, чтобы всех оцифровать, а потом выискивать тех, кому требуется социальная помощь? Еще говорят, что эта карта якобы поможет оценить закредитованность населения, но ведь такую статистику способно и Кредитное бюро предоставить...
Или взять адресную социальную помощь. Когда я делала анализ по ней, то ужаснулась масштабам: в 2019 году она охватила 2 177 176 получателей! Только в Туркестанской области таких было 620 тысяч человек, то есть чуть ли не каждому второму взрослому там выдавали АСП. Правда, к концу 2024-го их число сократилось до 403 014 граждан по стране. Тем не менее, остается вопрос: как можно было допустить такое расширение числа получателей АСП? Чиновники из министерства ответили нам, что у них совсем другие расчеты и что мы вводим людей в заблуждение. Потом они, конечно, начали снижать масштабы этой помощи, но ведь те, кто ее получал и вдруг лишился, пусть даже справедливо, теперь гонят новую «волну недовольства».
Налицо несовершенство статистки, отсутствие грамотной аналитики и эффективных решений. Государство хочет казаться социальным, но только в глазах малообеспеченных граждан. Тогда как стратегического и комплексного видения того, какой должна быть политика в этой сфере, причем с охватом всех слоев населения, у него нет. Те, кто раскручивает маховик социальной поддержки, похоже, даже не задумываются: а хватит ли на все это денег? В противном случае мы бы не попали в ситуацию бюджетного кризиса. Поэтому, если бы я стала министром, то в первую очередь занялась бы рациональным планированием расходования государственных средств, а также упразднением ненужных госпрограмм.
Ну и пару слов о сфере труда, которая оказалась где-то на десятом месте в списке приоритетов министерства, хотя значится первой в его названии. Здесь вся деятельность ограничивается ужесточениями, наказаниями и многочисленными штрафами. Из последних решений можно вспомнить создание трудовых инспекций, которые никак не могут наладить свою работу. А также введение с марта новых крупных штрафов для работодателей, включая некоммерческие организации (от 20 МРП и выше), за отсутствие медицинских осмотров сотрудников и специалиста по безопасности и охране труда. Полный абсурд!
Допустим, в нашем фонде работают три человека. Получается, нужно нанимать четвертого, выделять ему рабочее место и зарплату, чтобы тот просто измерял нам температуру? Раз уж вы так беспокоитесь за безопасность труда, займитесь всерьез предприятиями горнометаллургического комплекса, где работают сотни тысяч человек, регулярно случаются аварии и несчастные случаи. Вот там превентивная политика более чем уместна.
Марат Абдурахманов, экономист:
«Большинству граждан непонятно, чем занимается министерство»
![](/uploads/posts/2025-02/99bc5311-32ef-4294-9dda-c207c2df4a91.jpg)
- Во-первых, я бы составил годовой план работы, где подробно расписал бы все предполагаемые шаги и действия министерства, в том числе в рамках реализации законодательных инициатив, а также то, какие обследования будут проводиться (о них чуть позже). То есть у каждого гражданина РК должна быть возможность зайти на сайт ведомства и там ознакомиться с исходными данными, результатами по всем направлениям работы, а также заполнить актуальные для него анкеты. Увы, такой план у МТСЗ физически отсутствует.
Во-вторых, внедрил бы международные методики исчисления стоимости труда и соцзащиты. Всего их три.
Одна – от Всемирного банка. Согласно ей, минимальная заработная плата определяется в соответствии с уровнем развития страны. В случае с Казахстаном, который и не бедный, и не богатый, МЗП должна быть не менее 6 долларов в день... Что касается прожиточного минимума, то, если исходить из расчетов ВБ, минимальные суммарные расходы только на продукты питания в РК должны превышать 15 трлн тенге в год. Тогда как у нас прожиточный минимум, который с января с.г. установлен на уровне 52 тысячи тенге, предусматривает потребление на 12 трлн тенге в год. При этом, судя по официальным цифрам, годовой объем производства продовольственных товаров в стране составляет лишь 3,6 трлн тенге. Как видим, есть большая разница между фактами, планами и результатами, которые имеет МТСЗ.
Свою методику предлагает Международная организация труда (МОТ). В соответствии с ней страны должны ориентироваться на среднюю зарплату аналогичных специалистов в других странах того же уровня. Думаю, Казахстан можно сопоставить с Литвой, Польшей, Хорватией, которые не являются развитыми, но и бедными их не назовешь. Допустим, в Хорватии минимальная стоимость труда медсестры составляет 1500 долларов, а у нас – не более 400 долларов. Таких расчетов придерживается Минздрав, и МТСЗ с ними соглашается…
Ну и есть Международный пакт о правах человека, в котором говорится, что каждый человек имеет право на достойную зарплату. Вычислить таковую можно опять-таки по стандартам МОТ. В соответствии с ними, например, рабочий урановых шахт на юге нашей республики должен получать не менее 20 тысяч долларов в месяц. Почему? Потому что через пять лет работы он становится практически нетрудоспособным. Увы, в казахстанском трудовом законодательстве такие моменты никак не учитываются. Согласитесь, это ненормальная ситуация.
В-третьих, ввел бы социальные скрининги и обследования, проводимые на постоянной основе. В этом не было бы необходимости, если бы наши граждане имели право на зачет всех своих фактических расходов по налоговому законодательству – такое право, кстати, должно отстаивать именно МТСЗ. Но ведь никто не занимается изучением удовлетворенности условиями и уровнем оплаты труда в тех или иных сферах и регионах – например, среди дворников в Алматы, сельских рабочих в Талгарском районе, нефтяников в Жанаозене и т.д. Тогда как благодаря опросам мы получим четкую картину происходящего на местах, а значит, правительство сможет быстрее и более точечно реагировать (повышать стандарты труда). Плюс этот механизм делает ненужными митинги и забастовки рабочих…
Жители разных регионов пишут мне, что там не хватает технических учебных заведений, поэтому невозможно создать даже небольшие производства – элементарно нет специалистов. Как следствие, люди в поисках заработка уезжают в другие места. К примеру, экибастузцы едут учиться на энергетиков в Астану и Алматы, а у атырауцев есть лишь один университет, где готовят нефтяников. Похожая ситуация в других областях. А нужно сделать так, чтобы каждый гражданин мог получить актуальную для своего региона профессию по месту жительства и потом там же по ней трудоустроиться. Для этого и нужны обследования, чтобы министерства, отвечающие за профессионально-техническое и высшее образование, и МТСЗ имели представление о том, какие колледжи и вузы, в каком регионе и в каком количестве нужно открывать.
В-четвертых, внедрил бы стандарты оплаты труда в соответствии с климатическими условиями. Дело в том, что на севере страны средние расходы граждан примерно на 45% выше, чем на юге, и данное обстоятельство обязательно должно учитываться при формировании тарифной сетки. Однако министерство по этому поводу вообще не напрягается. Так же, как и по поводу здоровья, которое люди стремительно теряют, работая на нефтяных скважинах в западных регионах и на урановых месторождениях в южных. Оплата их лечения никак не предусмотрена. Неужели государство не может построить современные специализированные клиники для сотрудников этих предприятий, тем более что они обеспечивают значительную долю ВВП?
Ну и, в-пятых, разработал бы цифровые решения оплаты труда и налогов. Благодаря им министерство будет видеть фактические доходы граждан и в соответствии с этим влиять на работодателей – разумеется, в рамках своих полномочий. В том числе отстаивать право работников на достойную оплату труда там, где это необходимо.
Полагаю, все эти пункты можно включить в план одного года, а их полная реализации, в частности, принятие нормативно-правовых актов, займет пару-тройку лет. Вот тогда от министерства будет реально больше пользы, чем сейчас. Пока же большинству граждан непонятно, чем оно занимается…
Татьяна Резвушкина, социолог, преподаватель Карагандинского университета им. Е.А. Букетова:
«Многие реформы не надеваются на ту реальность, для которой предназначены»
![](/uploads/posts/2025-02/c42da26d-778d-417c-a81c-ec75e649525c.jpg)
- При слове «реформа» у многих казахстанцев уже начинаются аллергические реакции, поскольку в стране столько всего реформируется, но часто это не приносит пользу, а где-то даже наносит вред. А все потому, что многие инициативы рождаются в кабинетах (чиновниками, академическим сообществом, учеными и прочими) и не надеваются на ту реальность, для которой предназначены.
В связи с этим я предложила бы сотрудникам Министерства труда и соцзащиты в первую очередь наладить обратную связь с населением – что называется, выйти в народ, дабы прочувствовать тренды, настроения, потребности. Уверена, что это сильно повлияет на качество тех мероприятий и услуг, которые они инициируют.
Если бы, к примеру, перед разработкой Цифровой карты семьи они съездили в отдаленные аулы, то убедились бы, что у львиной доли сельчан нет компьютеров, качественной мобильной связи и интернета. Тогда для них наверняка стало бы очевидным, что данная реформа не сработает, поскольку способна охватить лишь часть граждан, преимущественно городских. А перед тем, как повышать налоги, не помешало бы посетить моногорода, которые напрямую зависят от конкретных предприятий. Данное решение в их случае повлечет удорожание продукции, и, как следствие, возникнут проблемы с ее реализацией, а там недалеко и до сокращения персонала…
А еще я бы посоветовала нашему министерству иметь дифференцированный взгляд на общество. Все-таки оно очень сложно устроено. Люди живут по разным нормам и устоям, придерживаются разных систем ценностей. И это надо понимать и учитывать при принятии какого-либо решения. В противном случае будут возникать большие риски того, что одна и та же реформа скажется положительно на одной группе людей и губительно – на другой.
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром сельского хозяйства Казахстана... Часть 2-я
30.01.2025, автор Сауле Исабаева.