Нужен ли Казахстану университет мирового уровня?

Автор Асем Избасарова
RU
KZ
EN
Много ли тратит государство на Назарбаев Университет? В течение последних лет его финансирование из бюджета сокращается: с 57,3 млрд тенге в 2021 году до 43,7 млрд тенге в 2025-м. Это сокращение компенсируется за счет грантов из фондов целевого капитала НУ. Но в целом сумма государственных затрат на этот вуз просто несопоставима с аналогичными затратами равных по уровню иностранных учебных заведений.
В предыдущие годы студенты обучались в НУ преимущественно на государственные гранты (95% от общего числа студентов). С 2025-го предполагается постепенное увеличение доли платных мест. При этом университет отличается высоким уровнем поствузовского трудоустройства – 98% выпускников находят работу.
Разговор же о том, что НУ все эти 15 лет готовит специалистов для зарубежных стран, невозможно вести в отрыве от другого, более масштабного вопроса: а какую экономику мы сформировали за последние десятилетия? Востребованы ли ею высококвалифицированные специалисты в тех количествах, которые готовят высшие учебные заведения страны? Может быть, в этом причина того, что более 60% выпускников казахстанских вузов не работают по специальности?
Ведь высокий уровень образования не достижим сам по себе. Университеты должны быть интегрированы в общий внутристрановой научно-технологический контур, на их выпускников должен быть спрос. Поэтому то, что молодые люди с дипломами НУ стремятся работать за рубежом, вполне объяснимо – просто внутри страны для них нет нужного количества привлекательных рабочих мест. Ключевой момент здесь – «привлекательных», то есть конкурентоспособных по зарплатам и социальному пакету в сравнении с зарубежными работодателями.
Критика по поводу расходов государства на Назарбаев Университет обостряет вопрос о самом смысле существования казахстанских вузов. Когда мы готовим специалистов в гуманитарной сфере, то интуитивно понимаем, что дальнейшую карьеру они будут делать в государственном аппарате. А когда мы готовим специалистов в относительно «узких» технических отраслях, таких, как искусственный интеллект или робототехника? Где они потом будут реализовывать свои профессиональные знания и навыки, если соответствующих производств в Казахстане нет?
Поэтому ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, должен звучать так: «Университет мирового уровня нужен тогда, когда в стране сформирован рынок труда для подобного рода квалифицированных специалистов». Когда этого рынка нет, НУ вынужден заниматься развитием сопутствующих венчурных проектов – по сути, поддерживать, а иногда и напрямую создавать рабочие места нужного качества для своих выпускников.
Сам факт наличия в стране вуза, выпускники которого востребованы за рубежом, дает определенный шанс на формирование и в Казахстане экосистемы инновационных компаний, которые будут коммерциализировать прикладные разработки студентов и научных сотрудников университета.
Назарбаев Университет начал развивать прикладную науку «с низкого старта», в период серьезного проседания востребованности научных разработок со стороны реального сектора экономики. Поскольку сам этот реальный сектор экономики сократился в разы. А потому факт работы выпускников вуза за рубежом не следует рассматривать как однозначно негативный феномен. Есть очень много примеров, когда наши люди, получив ценный зарубежный профессиональный опыт, возвращаются в страну и начинают проектно-инновационную деятельность уже в Казахстане.
Другое дело, что при предоставлении государственных образовательных грантов подобный вариант работы их соискателей за рубежом необходимо как-то оговаривать в договоре. Фактически это та же проблема, что и при поступлении талантливого студента в иностранный вуз по программе «Болашак», когда существует риск, что он примет решение не возвращаться в Казахстан по завершении учебы. Возможно, государство могло бы ввести общие требования по возврату стоимости образовательных грантов для «болашакеров» и выпускников высших учебных заведений уровня Назарбаев Университета.
Люди старшего поколения помнят, что в советские времена существовала система распределения выпускников вузов – после обучения за государственный счет им было необходимо отработать определенное количество лет на это самое государство. В данном случае мы имеем ситуацию, когда выпускники НУ, обучавшиеся за счет республиканского бюджета, при получении предложения о работе за рубежом должны просто возместить государству понесенные им затраты. И этот пункт обязательств необходимо просто оговаривать при предоставлении средств на обучение.
А спекуляции на тему «непатриотичности» молодежи, стремления самореализоваться в зарубежных проектах в равной степени могут быть адресованы всему казахстанскому обществу, да и той же «офшорной» элите. Особенно удивляют при этом блогеры, которые ведут свою «проповедь патриотичности» за счет западных иноагентских грантов.