11.06.2024, автор Женис Байхожа.
Споры вокруг казахской истории 20-го века: арена пикировок – YouTube

25.06.2025, автор Баян Ахмет.
RU
KZ
EN
В Казахстане как грибы после дождя появляются «документальные» фильмы и видео-подкасты, чьи авторы на свой лад интерпретируют события недавнего прошлого, при этом не гнушаясь передергиванием фактов, а нередко и откровенным мифотворчеством. Можно было бы не обращать на них внимание, если бы они не собирали большую зрительскую аудиторию, привыкшую верить всему сказанному и показанному на экране. Причем до недавнего времени такие авторы чувствовали себя очень комфортно, поскольку почти не сталкивались с отповедями или разоблачениями, облеченными в тот же формат подкастов. Но теперь, похоже, ситуация начала меняться.
…Накануне отмечавшегося недавно 80-летия Победы на YouTube-канале небезызвестной Майи Бекбаевой появился бывший министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед. Он продолжил и развил тему, поднятую несколькими месяцами ранее в фильме самой Майи, который был показан на государственном телеканале «Жибек жолы» (прежнее название – Kazakh TV), а затем размещен на YouTube под кричащим заголовком «Флаг Победы. Как советская пропаганда украла подвиг у казаха Кошкарбаева».
Экс-министр тоже принялся доказывать, что тогда, во время штурма рейхстага, была совершена явная фальсификация; что слава, которую заслуживали Рахимжан Кошкарбаев и его подчиненный Григорий Булатов, по воле Сталина и в угоду существовавшей тогда идеологии несправедливо досталась Михаилу Егорову и Мелитону Кантария; что водружение знамени последними было не больше чем постановкой… Этому же эпизоду последних дней войны ранее посвятил одну из своих передач и другой довольно популярный YouTube-канал «Airan» («Айран»), который тоже довольно часто рассказывает об истории советского Казахстана. О содержании сюжета можно судить по заголовку: «Почему Сталин скрыл подвиг казаха».
Спустя месяц после того, как страна отметила 80-летие Победы, уже в начале июня, разъяснить казахстанским зрителям, причем на основе архивных данных, все эти нюансы решила в своем почти двухчасовом подкасте на YouTube журналист и кинодокументалист Акмарал Баталова. Она уже несколько лет занимается изучением боевого пути Рахимжана Кошкарбаева, а три года назад издала сборник посвященных ему документов, которые получила в результате своих запросов в архив Министерства обороны РФ. В собеседницы Акмарал позвала Алию Кошкарбаеву, дочь героя.
Последняя в числе прочего сообщила, что ее отец не чувствовал себя обделенным (хотя уж дома-то, в отсутствие посторонних ушей мог бы высказать свои обиды, если бы они у него были). В целом получился содержательный разговор, суть которого вкратце можно сформулировать так: то, что совершил Рахимжан, – безусловный и большой подвиг, который у него никто не крал, и он, будь сегодня жив, воспротивился бы попыткам возвеличить его за счет принижения заслуг других воинов, участвовавших в штурме рейхстага. А у казахстанских зрителей теперь есть возможность сопоставить два разных взгляда на одно событие и решить для себя, какой из них ближе к истине.
Еще раньше на YouTube-канале «Товарищ Правда» появилась передача, в которой были поставлены под сомнение статус и итоги встречи представителей «Алаш-Орды» с казахским населением, состоявшейся летом 1918-го в местности Аккусак на территории Петропавловского уезда Акмолинской области. Об этой встрече подробно рассказывалось в прошлогоднем фильме уже упомянутой Бекбаевой, посвященном партии «Алаш» и одноименному правительству. Причем и сама Майя, и привлеченные ею в качестве экспертов три доктора исторических наук, включая директора Института истории и этнологии имени Ч.Валиханова (государственное учреждение), а также руководитель ведущего республиканского издания «Егемен Казахстан» и бывший сенатор дружно назвали то событие съездом – видимо, чтобы придать ему особый вес.
Она характеризует тот «съезд» как неизвестный и в то же время уникальный, чуть ли не судьбоносный. Но почему «неизвестный»? Событие в Аккусаке было подробно описано Сабитом Мукановым в главе «Алашордынцы» первого тома его автобиографической трилогии «Школа жизни» - она многократно переиздавалась, в том числе и в 21-м веке, ее суммарный тираж составил несколько сот тысяч экземпляров. Будущий классик казахской советской литературы, а тогда 18-летний юноша родился в тех краях, присутствовал на «съезде», видел всё собственными глазами. И это, наверное, единственный письменный источник, подтверждающий факт встречи.
Тем не менее, автор отбрасывает свидетельства Муканова и придумывает свою историю, сопровождаемую комментариями экспертов, которые тоже отмечают значимость события и утверждают, что приезд «алашевцев», их выступления получили полную поддержку и воодушевили казахов. А в завершение рассказа Майя буквально заливается соловьем: «Каждая фраза Миржакипа находила отклик в их (собравшихся людей – прим. авт.) сердцах. Тысячи участников, вдохновленные увиденным и услышанным, вернулись в свои аулы и кочевья уже другими людьми. Теперь у них была цель, теперь они знали, чего хотят, поскольку видели единение тысяч своих соплеменников…».
Тогда как Муканов писал, что миссия гостей, напротив, с треском провалилась. По его словам, когда пришло время озвучить мнение народа, выступивший от его имени аксакал Мукыш Куртаев заявил: «Ни в милицию, ни в солдаты мы своих детей не отдадим!». И еще цитата: «…толпа, как только Мукыш слез с тарантаса, повернулась спиной к растерянным алашордынским вожакам и двинулась с поля. Только Дулатов еще не хотел сдаваться: он добрался до тарантаса, заревел: «Уа, Алаш!». Но никто даже не обернулся, всё было уже ясно. В полном составе Алаш-Орда покинула аул» («Школа жизни», изд-во. «Аударма», 2011 г., кн. 1, стр. 457). Эти и другие отрывки из книги и зачитал автор передачи на канале «Товарищ Правда», вступивший в заочную дискуссию с Бекбаевой.
Безусловно, нужно сделать поправку на то, что Муканов был коммунистически-провластным писателем. Да и с точки зрения чисто человеческих качеств в его адрес высказывалось и по сей день высказывается немало претензий (оценка «приспособленец», наверное, самая мягкая). Так что полностью принимать на веру написанное им, наверное, не стоит – чтобы уложиться в прокрустово ложе большевистской идеологии и социалистического реализма, он вполне мог пожертвовать, так сказать, реализмом жизненным. Но, с другой стороны, вряд ли в том, что он написал, всё является неправдой.
К тому же известно, что «Алаш-Орде» в ходе объявленной ею мобилизации удалось призвать под свои знамена лишь от трех до пяти тысяч джигитов. Для сравнения: численность войска, сформированного в том же 1918-м Башкирским правительством, которое тогда было союзником «Алаш-Орды» и боролось с большевизмом, составляла, по разным оценкам, от 10 до 20 тысяч штыков – при том, что башкирский этнос в количественном отношении был втрое меньше, чем казахский. Да и с точки зрения боеспособности это войско, как указывают многие профессиональные историки, значительно превосходило «алашское». Поэтому свидетельства Муканова, как бы кто к нему ни относился, нельзя игнорировать.
Поэтому появление на том же YouTube подкастов с критическим разбором подобного рода творений обнадеживает. Возможно, данное обстоятельство заставит авторов-«документалистов» более серьезно и вдумчиво относиться к тому, чем они занимаются, быть более объективными, а зрительскую аудиторию – перестать слепо верить всему, что им говорят и показывают, осознать, что исторический процесс сложен, многомерен и не терпит однозначно-категоричных оценок…
…Накануне отмечавшегося недавно 80-летия Победы на YouTube-канале небезызвестной Майи Бекбаевой появился бывший министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед. Он продолжил и развил тему, поднятую несколькими месяцами ранее в фильме самой Майи, который был показан на государственном телеканале «Жибек жолы» (прежнее название – Kazakh TV), а затем размещен на YouTube под кричащим заголовком «Флаг Победы. Как советская пропаганда украла подвиг у казаха Кошкарбаева».
Экс-министр тоже принялся доказывать, что тогда, во время штурма рейхстага, была совершена явная фальсификация; что слава, которую заслуживали Рахимжан Кошкарбаев и его подчиненный Григорий Булатов, по воле Сталина и в угоду существовавшей тогда идеологии несправедливо досталась Михаилу Егорову и Мелитону Кантария; что водружение знамени последними было не больше чем постановкой… Этому же эпизоду последних дней войны ранее посвятил одну из своих передач и другой довольно популярный YouTube-канал «Airan» («Айран»), который тоже довольно часто рассказывает об истории советского Казахстана. О содержании сюжета можно судить по заголовку: «Почему Сталин скрыл подвиг казаха».
Данная тема – из разряда холиварных, то есть таких, вокруг которых разгораются затяжные и малопродуктивные дискуссии. В случае с рассматриваемым событием спорящие стороны оперируют разными документами и свидетельствами, часто противоречащими друг другу, не желая слышать доводы оппонентов, по-разному трактуют само понятие «знамя Победы», то, что под ним подразумевалось и где оно должно было развеваться, чтобы считаться таковым (достаточно ли было установить его на фасаде либо внутри рейхстага, или же требовалось поднять полотнище непременно на купол здания как видимый всеми символ разгрома неприятеля), и т.д.
Спустя месяц после того, как страна отметила 80-летие Победы, уже в начале июня, разъяснить казахстанским зрителям, причем на основе архивных данных, все эти нюансы решила в своем почти двухчасовом подкасте на YouTube журналист и кинодокументалист Акмарал Баталова. Она уже несколько лет занимается изучением боевого пути Рахимжана Кошкарбаева, а три года назад издала сборник посвященных ему документов, которые получила в результате своих запросов в архив Министерства обороны РФ. В собеседницы Акмарал позвала Алию Кошкарбаеву, дочь героя.
Последняя в числе прочего сообщила, что ее отец не чувствовал себя обделенным (хотя уж дома-то, в отсутствие посторонних ушей мог бы высказать свои обиды, если бы они у него были). В целом получился содержательный разговор, суть которого вкратце можно сформулировать так: то, что совершил Рахимжан, – безусловный и большой подвиг, который у него никто не крал, и он, будь сегодня жив, воспротивился бы попыткам возвеличить его за счет принижения заслуг других воинов, участвовавших в штурме рейхстага. А у казахстанских зрителей теперь есть возможность сопоставить два разных взгляда на одно событие и решить для себя, какой из них ближе к истине.
Еще раньше на YouTube-канале «Товарищ Правда» появилась передача, в которой были поставлены под сомнение статус и итоги встречи представителей «Алаш-Орды» с казахским населением, состоявшейся летом 1918-го в местности Аккусак на территории Петропавловского уезда Акмолинской области. Об этой встрече подробно рассказывалось в прошлогоднем фильме уже упомянутой Бекбаевой, посвященном партии «Алаш» и одноименному правительству. Причем и сама Майя, и привлеченные ею в качестве экспертов три доктора исторических наук, включая директора Института истории и этнологии имени Ч.Валиханова (государственное учреждение), а также руководитель ведущего республиканского издания «Егемен Казахстан» и бывший сенатор дружно назвали то событие съездом – видимо, чтобы придать ему особый вес.
На самом деле съезд, в общепринятом понимании, – это собрание избираемых представителей населения или общественных организаций, которым делегируется право принимать те или иные решения. В Аккусаке же несколько тысяч жителей тех мест (их никто не избирал и ничего им не делегировал) собрались для того, чтобы встретиться с сотней активистов «Алаша», возглавляемых Миржакипом Дулатовым, – имена остальных современным казахстанцам не столь известны. Гости приехали, главным образом, с целью убедить людей направить джигитов в полки, формируемые правительством «Алаш-Орды». Причем именно их Майя называет делегатами (?).
Она характеризует тот «съезд» как неизвестный и в то же время уникальный, чуть ли не судьбоносный. Но почему «неизвестный»? Событие в Аккусаке было подробно описано Сабитом Мукановым в главе «Алашордынцы» первого тома его автобиографической трилогии «Школа жизни» - она многократно переиздавалась, в том числе и в 21-м веке, ее суммарный тираж составил несколько сот тысяч экземпляров. Будущий классик казахской советской литературы, а тогда 18-летний юноша родился в тех краях, присутствовал на «съезде», видел всё собственными глазами. И это, наверное, единственный письменный источник, подтверждающий факт встречи.
Тем не менее, автор отбрасывает свидетельства Муканова и придумывает свою историю, сопровождаемую комментариями экспертов, которые тоже отмечают значимость события и утверждают, что приезд «алашевцев», их выступления получили полную поддержку и воодушевили казахов. А в завершение рассказа Майя буквально заливается соловьем: «Каждая фраза Миржакипа находила отклик в их (собравшихся людей – прим. авт.) сердцах. Тысячи участников, вдохновленные увиденным и услышанным, вернулись в свои аулы и кочевья уже другими людьми. Теперь у них была цель, теперь они знали, чего хотят, поскольку видели единение тысяч своих соплеменников…».
Тогда как Муканов писал, что миссия гостей, напротив, с треском провалилась. По его словам, когда пришло время озвучить мнение народа, выступивший от его имени аксакал Мукыш Куртаев заявил: «Ни в милицию, ни в солдаты мы своих детей не отдадим!». И еще цитата: «…толпа, как только Мукыш слез с тарантаса, повернулась спиной к растерянным алашордынским вожакам и двинулась с поля. Только Дулатов еще не хотел сдаваться: он добрался до тарантаса, заревел: «Уа, Алаш!». Но никто даже не обернулся, всё было уже ясно. В полном составе Алаш-Орда покинула аул» («Школа жизни», изд-во. «Аударма», 2011 г., кн. 1, стр. 457). Эти и другие отрывки из книги и зачитал автор передачи на канале «Товарищ Правда», вступивший в заочную дискуссию с Бекбаевой.
Безусловно, нужно сделать поправку на то, что Муканов был коммунистически-провластным писателем. Да и с точки зрения чисто человеческих качеств в его адрес высказывалось и по сей день высказывается немало претензий (оценка «приспособленец», наверное, самая мягкая). Так что полностью принимать на веру написанное им, наверное, не стоит – чтобы уложиться в прокрустово ложе большевистской идеологии и социалистического реализма, он вполне мог пожертвовать, так сказать, реализмом жизненным. Но, с другой стороны, вряд ли в том, что он написал, всё является неправдой.
К тому же известно, что «Алаш-Орде» в ходе объявленной ею мобилизации удалось призвать под свои знамена лишь от трех до пяти тысяч джигитов. Для сравнения: численность войска, сформированного в том же 1918-м Башкирским правительством, которое тогда было союзником «Алаш-Орды» и боролось с большевизмом, составляла, по разным оценкам, от 10 до 20 тысяч штыков – при том, что башкирский этнос в количественном отношении был втрое меньше, чем казахский. Да и с точки зрения боеспособности это войско, как указывают многие профессиональные историки, значительно превосходило «алашское». Поэтому свидетельства Муканова, как бы кто к нему ни относился, нельзя игнорировать.
Да и в любом случае объективное освещение того или иного события, имевшего место в прошлом, предполагает использование всех или, если их слишком много, разнополярных источников. Иначе можно будет говорить об ангажированном подходе, о том, что для автора фильма (книги, статьи) следование текущей политической или идеологической конъюнктуре, стремление держать нос по ветру и слыть патриотами важнее исторической правды. К сожалению, многие самодеятельные интерпретаторы (язык не поворачивается назвать их популяризаторами) истории напрочь игнорируют этот важный принцип.
Поэтому появление на том же YouTube подкастов с критическим разбором подобного рода творений обнадеживает. Возможно, данное обстоятельство заставит авторов-«документалистов» более серьезно и вдумчиво относиться к тому, чем они занимаются, быть более объективными, а зрительскую аудиторию – перестать слепо верить всему, что им говорят и показывают, осознать, что исторический процесс сложен, многомерен и не терпит однозначно-категоричных оценок…
Похожие статьи
Аида Балаева, Ермек Турсунов и кино, которое мало кто смотрит
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Русские жены великих казахов: истерия вокруг истории
19.05.2025, автор Бахыт Жанаберген.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.