АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Одномандатники под прицелом: подготовка к реформе парламента РК началась?

Одномандатники под прицелом: подготовка к реформе парламента РК началась?

25.09.2025, автор Баян Ахмет.

RU KZ EN
Не успел глава государства анонсировать возможную трансформацию парламента РК в однопалатный, который, на его взгляд, «следует избирать только по партийным спискам», как в СМИ и соцсетях появились публикации, в том числе политологов, с критикой в адрес депутатов, избранных по мажоритарной системе. Благо последние не преминули сами дать для этого подходящие поводы.

В тот же день, когда президент страны озвучил свое Послание, содержавшее, помимо прочего, идею реформы законодательного органа, мажилисмен Бакытжан Базарбек, который, видимо, никогда не считал скромность добродетелью, изрек, что лично он заслуживает зарплаты в 20 миллионов тенге. Назавтра Ардак Назаров не нашел ничего лучшего, чем поздравить свою мать с днем рождения прямо во время выступления в зале заседаний. Несколькими днями ранее ту часть общества, которая едва сводит концы с концами, возмутил один из самых «видных» (во всех смыслах этого слова) одномандатников Ермурат Бапи: бывший оппозиционер, а ныне неутомимый борец за «новый Казахстан» заявил, что рост цен не создает для населения сколь-нибудь серьезных проблем.

Наконец, на прошлой неделе под информационный «артобстрел» попал самый молодой одномандатник. Даулет Мукаев своим пусть и глуповатым, но в общем-то невинным постом в соцсетях о произношении отдельных имен в русском и казахском языках вызвал массу негативных комментариев, суть которых сводилась к следующему: «Вам в Мажилисе заняться больше нечем?». Как будто народные избранники и вне парламентских стен должны денно и нощно думать исключительно о проблемах государственной важности.

В поисках доказательств отсутствия пользы от депутатов-«мажоритариев» их критики стали считать количество направленных ими запросов в госорганы, причем считать выборочно и, по всей видимости, с заведомой целью убедить общественность в том, что в этом плане те сильно проигрывают своим коллегам, избранным по партийным спискам. Однако лишь запутали всех. В частности, они взялись классифицировать депутатские обращения в зависимости от того, какие из них «индивидуальные», а какие «коллективные». Но ведь в большинстве случаев каждый запрос имеет конкретного автора, который его инициирует, готовит и озвучивает. И если такого мажилисмена поддержали другие, поставив свои подписи (будь это двое-трое, целая фракция или вообще большая разношерстная компания), это вовсе не отменяет его авторство, часто единоличное.


Поэтому, думается, правильно будет в каждом случае исходить из того, чья фамилия стоит первой под текстом обращения, кто выступил с ним на заседании палаты. Такой принцип выглядит наиболее объективным. И именно он был использован при подготовке статьи «Мажилис: оправдывают ли одномандатники ожидания избирателей?", опубликованной на Spik.kz в середине июля с.г., вскоре после того, как депутаты ушли на летние каникулы.

Данный подход показывает, что во время первых двух сессий (точнее, полутора, поскольку одна, «дебютная», продолжалась всего три месяца) «мажоритарии» были более активными, чем те, кого в нижнюю палату направили политические партии: каждый одномандатник сделал в среднем по 8,2 (разброс составил от 2-х до 20), а каждый «списочник» – по 7,8 запроса. Но в ходе следующей, третьей, продолжавшейся с начала сентября прошлого года до конца июня нынешнего и продемонстрировавшей, что запал мажилисменов стал иссякать, ситуация изменилась: избранные по мажоритарной системе проявили меньше активности, чем делегированные партиями – в среднем соответственно 4,2 и 4,9. Треть одномандатников, 10 из 29, подготовила за всю сессию по два или даже меньше обращений.

Однако при этом нельзя не отметить, что перевес в пользу «списочников» был достигнут почти исключительно благодаря активности депутатов от «Ак жола» и отчасти НПК. Тогда как, скажем, средний показатель представителей главной провластной партии «Аманат» составил 3,7, а если вычесть спикера и вице-спикера, которые обычно не выступают с запросами, – 3,9. То есть меньше, чем у «мажоритариев». Среди «аманатовцев» есть и такие, причем довольно известные, кто за всю сессию ни разу не обратился официально в правительство и другие госорганы. А у членов фракции «Республики» средний показатель и того ниже – 3,2.

Число запросов – единственный из критериев оценки депутатской деятельности, поддающийся количественному учету. Что касается других направлений работы, то их измерить сложно. Вероятно, с точки зрения участия непосредственно в законотворческой деятельности, степени активности при обсуждении важных вопросов одномандатники в целом уступают «списочникам», но это еще надо доказать.

А главное – люди, вдруг ополчившиеся на них, забывают или намеренно игнорируют тот факт, что почти все они так или иначе имеют отношение к самой многочисленной в стране партии, чьи представители доминируют и среди депутатов, избранных по пропорциональной системе, и вообще в Мажилисе.


Напомним, что из 29 «мажоритариев», заседающих сейчас в нижней палате, 20 были выдвинуты и поддержаны на выборах «Аманатом». Еще двое, Еркин Абил и Жаркынбек Амантай, хотя и считались формально самовыдвиженцами, фактически принадлежат к этой же партии и сегодня входят в состав ее парламентской фракции. Уже упомянутые Даулет Мукаев и Ардак Назаров во время избирательной кампании 2021-го баллотировались (соответственно под 4-м и 6-м номерами) в Мажилис по списку партии «Адал», которая год спустя влилась в «Аманат», причем первый сразу был избран в политсовет последнего. В конце 2022-го, как сообщали СМИ, в ряды «Аманата» вступил Бакытжан Базарбек. А Абзал Куспан и Ерлан Стамбеков являются членами республиканских советов – соответственно по противодействию коррупции и по региональному развитию – при той же главной провластной партии. Остаются только Данияр Каскарауов, который в одном из интервью сообщил о намерении вступить в ряды «Аманата», и Ермурат Бапи.

Иными словами, те, кто предъявляет претензии к одномандатникам, должны адресовать их также партии, благодаря и при поддержке которой эти персоны попали в Мажилис. А заодно, разумеется, и «дирижерам» последней электоральной кампании из властных структур. Именно они несут ответственность за то, что в парламенте оказались такие, как например, тот же Назаров – в его случае акординские политтехнологи, видимо, решили, что кто-то должен прийти на смену небезызвестному Бекболату Тлеухану в роли управляемого сверху выразителя чаяний консервативно-патриархальной части общества (даже если его интеллектуальный уровень оставляет желать лучшего). Ну, и другие роли тоже расписали.

Словом, проблема не в самом институте выборов по мажоритарной системе, от которого хотят так быстро отказаться (напомним, что его восстановили всего два с половиной года назад – спустя более чем полтора десятилетия после того, как он был упразднен), а в том, как данный институт был использован на практике, каким содержанием его наполнили те, от кого это зависело.


И потом, членами политических партий в нашей стране являются от силы полтора миллиона человек, причем значительное большинство числится в них чисто номинально, выступая в качестве бессловесной массовки. Тогда как конституционным правом быть избранными в Мажилис обладают свыше девяти миллионов казахстанцев – тех, кому 25 лет и больше. Выходит, в случае перехода к его формированию сугубо по пропорциональной системе более 80 процентов граждан РК лишатся возможности реализовать это право.

Кто-то скажет: мол, пусть желающие стать депутатами вступают в партии. Но ныне действующие политические объединения не пользуются популярностью у населения (результаты социологических исследований, проводимых в том числе КИСИ при президенте РК, фиксируют, что уровень доверия к ним ниже, чем к любым другим институтам власти), а создание новых сопряжено с трудностями, создаваемыми в том числе искусственно…

Похожие статьи

Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Депутаты-«одномандатники»: оправдывают ли они ожидания?
24.11.2023, автор Бауыржан Маханов.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Закат «эпохи Кунаева»: как это было…
16.07.2025, автор Бахыт Жанаберген.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Одномандатники под прицелом: подготовка к реформе парламента РК началась?