АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Нужен ли закон, защищающий персонажей казахской истории?

Нужен ли закон, защищающий персонажей казахской истории?

14.10.2024, автор Женис Байхожа.

RU KZ EN
На прошлой неделе казахскоязычный сегмент социальных сетей был изрядно взбудоражен видеопостом известного в этой среде блогера Алишера Теменова, который нелестными словами о поэте Мукагали Макатаеве вызвал шквал возмущений и даже угроз физической расправы, после чего был вынужден просить прощения у «всего казахского народа». Назавтра эта тема перекочевала в стены парламента, где группа мажилисменов обратилась к премьер-министру и генеральному прокурору с депутатским запросом «О защите исторических деятелей на законодательном уровне».

В своём видеоролике Теменов назвал Мукатаева «сорлы еркек», то есть несчастным (или даже жалким) мужчиной, приведя в качестве иллюстрации строфу, с которой начинается одно из стихотворений поэта: «Бүгін менің туған күнім, ой, пәлі-ай!/ Мына адамдар неғып жатыр тойламай?» - «Сегодня у меня день рождения. Но почему люди его не празднуют?...». Мол, не пристало мужчине жаловаться.

Однако если прочесть произведение полностью, то станет понятным: эти строки молодой блогер вырвал из контекста, а на самом деле Мукатаев задаётся другим вопросом: раз люди не отмечают его день рождения, то, может, написанные им стихи народу не нужны? Может, он напрасно прожил свою жизнь? Иными словами, Теменов либо не понял смысл стихотворения (хотя в это сложно поверить – всё-таки он казахскоязычный блогер), либо решил, что называется, словить хайп. Что, впрочем, не оправдывает чрезмерно агрессивную реакцию со стороны многих пользователей соцсетей.

А возбудились они сильно. Было немало постов и комментариев с призывами наказать обидчика, даже устроить самосуд. Земляки поэта выложили в Интернет видео с требованием к Теменову принести публичные извинения. В конце концов, ему пришлось с отцом поехать на родину Мукатаева и там у памятника, установленного рядом с его домом-музеем, покаяться в содеянном. Причём он назвал свой поступок баловством (еркелiк).


На следующий день мажилисмен от партии «Аманат» Жанарбек Ашимжанов, в прошлом заместитель председателя правления Союза писателей Казахстана, главный редактор газет «Қазақ әдебиеті» и «Ана тілі», воспользовавшись поводом, выступил с депутатским запросом, адресованным премьер-министру и генеральному прокурору. Свои подписи под обращением поставили ещё восемь парламентариев – политолог и журналист Айдос Сарым, поэт-импровизатор и учёный-филолог Аманжол Алтай, журналист, писатель Жаркынбек Амантай и другие.

Начал Ашимжанов свою речь, как принято у наших литераторов, пафосно: «Казахский народ всегда воспитывал молодёжь на примерах великих личностей, передавая их имена как знамя из поколения в поколение». Но случился сбой, и сегодня «в адрес тех, кто оставил неизгладимый след в истории казахов, летят камни со стороны представителей заблудшей молодёжи, которых становится всё больше и больше».

Далее мажилисмен привёл примеры: великого Абая эти молодые люди выставляют как кришнаита, Сакена – как предателя, Мустафу Шокая – как беглеца (дезертира), Алихана Бокейханова – как еврея (депутат использовал слово «жөйіт», хотя, возможно, подразумевалось приписываемое лидеру «Алаша» членство в одной из масонских лож, которые многие обыватели называют «жидомасонскими»), Жамбыла – как лизуна туфель, Шамши Калдаякова – как пьяницу, знаменитых батыров – как бедолаг… А теперь добрались и до Мукагали. Подобное стало возможным потому, что соответствующие государственные органы не дают своевременной правовой оценки таким фактам, заявил депутат, после чего предложил принять законодательные меры, направленные на защиту исторических фигур и предусматривающие ответственность для тех, кто позволяет себе марать их имена.

Интересно, как Ашимжанов и поддержавшие его другие депутаты представляют себе реализацию этой инициативы? Самое главное – кто и на основании каких критериев будет определять, являются ли те или иные фигуры историческими (это очень растяжимое понятие), а значит, подлежащими защите со стороны государства? За какие высказывания в их отношении возможно привлечение к ответственности? Скажем, если кто-то назовёт варваром и убийцей Жошы-хана, который утопил в крови юг современного Казахстана и которому у нас в последнее время воздают почести как предтече казахской государственности, то должна ли будет прокуратура заводить на него дело?


Да и относительно недавнего прошлого возникает масса вопросов. Взять, допустим, Мыржакыпа Дулатова. Оставил ли он «неизгладимый след в истории казахского народа»? Наверное. Но только ли светлым был этот след? Есть немало свидетельств, указывающих на то, что он мог быть причастным к гибели народного батыра Амангельды Иманова. И что, об этом нельзя говорить и писать? А давать оценку тем политическим деятелям и видным представителям творческой интеллигенции (тоже заносимым сейчас в разряд «тұлға»), которые в советский период вовсе не под пытками, а ради достижения каких-то своих целей писали кляузы, доносы на оппонентов и конкурентов, тоже возбраняется? Или взять одного из «светочей казахской литературы», который прилюдно лобызал руки Елбасы, – нужно сделать вид, что этого не было?

Безусловно историческими для Казахстана фигурами были, скажем, Филипп Голощёкин, Левон Мирзоян, Исмаил Юсупов, Геннадий Колбин – они руководили республикой, принимали важные для неё, для всех казахов решения. По логике депутатского запроса, их имена тоже нельзя «полоскать». Или же в отношении этих деятелей законодательная норма, которую требуют принять народные избранники, не должна действовать? Но тогда придётся буквально пофамильно расписать, какие фигуры – неприкасаемые, а какие разрешено предавать анафеме. Опять же кто и на основании каких критериев будет осуществлять такую классификацию?

Да и зачем государству всё это? Ведь от того, что, допустим, Шамши Калдаякова называют любителем «зелёного змия», популярность его песен в народе (а это и есть главная о нём память) никак не страдает. К слову, как-то довелось услышать одну то ли байку, то ли быль. Первый секретарь Тургайского обкома партии, член ЦК КПСС Еркин Ауельбеков любил иногда поговорить с подчинёнными «за жизнь». И однажды во время такого общения поделился своим наблюдением: «Вот все осуждали Шамши за то, что он пьёт. Но зато какие песни сочинял! А теперь говорят, что он перестал пить – и хороших песен уже не пишет. Так какой Шамши нам ближе и дороже – пьющий или непьющий?».


От того, что кто-то запустил версию, будто Абай был кришнаитом (кстати, а что в этом оскорбительного?), его звезда не померкнет, его место и роль в истории казахской литературы и казахской мысли не изменятся. В куда большей степени депутатам, если они действительно обеспокоены репутацией Абая, следовало бы озадачиться другим – появлением статей, авторы которых, в том числе дипломированные филологи, ставят под сомнение вообще существование такого поэта и мыслителя, утверждают, что под этим именем писали совершенно другие люди (в частности, Алихан Бокейханов), что «Қара сөз», или «Книга назиданий», – продукт советской литературы, и тому подобные вещи.

Впрочем, озадачиться – не значит запрещать, поскольку это будет равносильно введению цензуры, которая нашей Конституцией запрещена (в ней записано: «каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом»). Озадачиться – значит, подумать над тем, как аргументированно и убедительно ответить авторам таких публикаций, и кому как не писателям и журналистам вроде Ашимжанова заняться этим. Вместо того, чтобы перекладывать задачу по защите имени Абая и других «тұлға» на государственные институты.

Аналогичные статьи появляются и про Жамбыла Жабаева – мол, стихи, сделавшие его знаменитым, писали «литературные подёнщики», а вовсе не он сам. Если это так, то почему имя акына продолжает носить целый регион? Если же авторство принадлежит ему, то могут ли в сознании современного казаха, тем более молодого, ужиться два совершенно несовместимых нарратива? Первый – крайне негативное отношение к СССР: ведь ему те же «Қазақ әдебиеті», «Ана тілі» и прочие национально ориентированные СМИ внушили, что это была империя зла, имевшая целью физически изничтожить одну часть нашего народа и превратить в манкуртов другую. Второй – необходимость чтить человека, воспевавшего в своих произведениях тех, кто олицетворял собой худшие проявления тогдашнего политического режима (Сталина, Ежова и прочих)? Настоящий когнитивный диссонанс. И после этого Ашимжанов со своими коллегами удивляется тому, что некоторые из числа воспитанных в духе отрицания всего советского называют акына «туфли жалағыш»?

Вот о каких вещах следовало бы задуматься представителям национальной интеллигенции, заседающим в парламенте, прежде чем выдвигать подобного рода инициативы. А ещё понять простую истину: исторические фигуры – это такие же, как и все мы, «пенде», люди из плоти и крови, со своими ошибками, заблуждениями, даже пороками, грехами и «скелетами в шкафу». И что соответственно любой из нас вправе давать каждому из них такую оценку, какую посчитает нужной, – разумеется, не переходя на откровенные оскорбления…

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Исмаил Юсупов: почему замалчивают имя бывшего главы Казахстана?
12.04.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Почему казахи в массе своей живут беднее, чем представители других этносов РК?
8.04.2024, автор Бауыржан Маханов.
Квартиры и деньги чемпионам: не слишком ли их разбаловали?
10.01.2024, автор Баян Ахмет.
SPIK.KZ » Взгляд » Нужен ли закон, защищающий персонажей казахской истории?