АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Если бы я стал министром обороны Казахстана. Часть 2-я

Если бы я стал министром обороны Казахстана. Часть 2-я

10.06.2025, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
В начальный период независимости Казахстан мог гордиться своей армией, а сегодня за неё часто бывает неловко, особенно на фоне мировых достижений в военных технологиях. Так считает генерал-майор Махмут Телегусов, председатель президиума ОО «Союз офицеров», который одним из первых среди деятелей оборонной сферы выступил против коррупции в Вооруженных силах РК. Именно с ним мы продолжаем разговор на тему «Если бы я стал министром обороны…».
Если бы я стал министром обороны Казахстана. Часть 2-я

- Махмут Утегенович, с армией связана вся ваша жизнь, и наверняка вы можете дать оценку работе каждого, кто возглавлял МО РК. Кого из них, на ваш взгляд, можно назвать достойным руководителем военного ведомства?

- Должность министра обороны страны многогранна, крайне сложна и ответственна. Он и в мирное, и в военное время отвечает перед главой государства и народом Казахстана за обеспечение обороноспособности страны, её территориальной целостности, за реформирование и развитие казахстанской армии, за управление и развертывание Вооруженных сил для защиты родины, за успешное ведение оборонительных и наступательных операций, а также за сохранение жизней своих подчиненных.

Со всеми этими обязанностями, на мой взгляд, справлялись лишь трое. Безусловно, прежде всего следует назвать Сагадата Нурмагамбетова – первого министра обороны РК, участника ВОВ, Героя Советского Союза, «Халық Қахарманы». В советское время он дважды занимал должность заместителя командующего войсками Среднеазиатского военного округа (САВО) и знал положение дел в каждой воинской части, расположенной на территории Казахстана. Был настоящим профессионалом, пользовался заслуженным авторитетом у командного состава нашей армии. Ради справедливости надо сказать, что практически он и создал Вооруженные силы РК, сохранил офицерские кадры, провел реформирование и заложил основы для дальнейшего развития.

Достойными руководителями военного ведомства можно назвать его преемника – генерал-полковника Алибека Касымова, а также «Халық Қахарманы», генерал-полковника Сата Токпакбаева. Они успешно провели модернизацию армии, создали Военно-морские силы, Кадетский корпус, Военную академию, развернули два военных округа, заложили основы формирования профессиональной армии, а также реализовывали план ее перевооружения до 2010 года.

К сожалению, последующие министры поставили крест на всех их достижениях.

20 лет застоя…

- Если чисто гипотетически представить ваше назначение министром обороны, то с чего вы бы начали реформы в данной сфере?

- Кому-то ваш вопрос покажется смешным или несерьезным, но на самом деле он очень актуален в нынешней сложной геополитической обстановке, когда роль министра обороны становится первостепенной, а готовность наших ВС недостаточна для противостояния потенциальному вторжению извне.

Дело в том, что те, кто возглавлял МО РК в период с 2001-го до 2021-го, в целях демонстрации боевых возможностей Вооруженных сил готовили их к отражению угроз, исходящих от бандформирований из многострадального Афганистана. Вы не представляете, сколько бюджетных средств и моторесурсов боевой техники было затрачено на бесполезную подготовку к отражению наступления слабого противника, несравнимого с нами по мощи. Причем в то время он был вооружен лишь стрелковым оружием и самодельной артиллерией, установленной на автомобилях, а если бы и проявил агрессивные намерения, то сначала попытался бы захватить территории наших южных соседей...

Но главный и невосполнимый ущерб, нанесенный нашей армии за 20 лет, заключается в том, что многие офицеры не владеют практическим опытом и навыками, необходимыми для организации крупномасштабных оборонительных операций по отражению угроз, характерных для современных войн. Эти офицеры окончили общевойсковую академию и академию Генерального штаба, но имеют лишь теоретические представления о том, как развертывать ВС РК для защиты территориальной целостности государства.


В 2014-м через газету Central Asia Monitor я обратился в Комитет по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса и заместителю секретаря Совета безопасности с открытым письмом-предложением рассмотреть на их заседаниях блок наиболее острых проблем, решение которых необходимо для защиты суверенитета Казахстана. Увы, мое обращение тогда не восприняли всерьез... Впервые практико-показные учения по отражению угроз, связанных с межгосударственными военными конфликтами, были проведены лишь осенью 2023 года (!) с участием нескольких десантно-штурмовых бригад и преодолением водной преграды.

Очевидно, что для решения столь масштабных проблем на должности министра обороны должен находиться смелый и решительный, а главное - уверенный в себе и своей команде генерал, истинный патриот страны, переживающий за судьбу родины и подрастающего поколения казахстанцев. Плюс ему необходима действенная помощь со стороны президента страны, руководителей законодательной и исполнительной ветвей власти, он должен чувствовать поддержку гражданского общества.

Надо признать, что алгоритм действий вновь назначенного министра обороны уже давно устарел и не позволяет ему полностью овладеть положением дел в военном ведомстве. Поэтому, если бы мне предложили эту должность, то я первым делом убедил бы Верховного Главнокомандующего в необходимости создания под его началом генеральной инспекции с обязательным включением в ее состав парламентариев, членов правительства и Совета безопасности, представителей Генеральной прокуратуры, независимых военных экспертов.

Каковы цели и задачи такой инспекции? Вместе с новым министром и его заместителями объективно оценить истинное положение дел в сфере обороноспособности страны, Вооруженных силах и других войсках, их возможности с точки зрения сдерживания агрессивных замыслов потенциальных противников напасть на нашу страну и отражения угроз межгосударственных военных конфликтов, а также ведения войны, спрогнозированной на ближайшую перспективу. По истечении двух месяцев члены инспекции обязаны разработать и представить окончательный план реформирования ВС РК, приложить к нему план совершения «технического рывка» с целью оснащения армии до 2029 года вооружением и военной техникой пятого и шестого поколений, которые позволят повысить ее боевую мощь.

Я вас уверяю, что на протяжении всего 21-го века такой инспекции в нашем военном ведомстве не было - министры боялись ее создания, поскольку на поверхность могли всплыть низкая степень боеготовности армии, использование ею вооружения и военной техники третьего поколения, неукомплектованность воинских соединений военнослужащими контрактной службы, а также то, что реформирование и модернизация военной составляющей если и проводились, то лишь на бумаге.


- Почему в инспекции обязательно должны участвовать депутаты?

- Они должны увидеть слабые места армии (чего ей не хватает, чем её следует обеспечить) своими глазами, как бы изнутри, чтобы потом в стенах парламента отстаивать необходимость увеличения военного бюджета. Сейчас расходы на оборону в Казахстане составляют около 0,7% от ВВП, и это просто смешная цифра. Нужно в кратчайшие сроки увеличить их хотя бы до 2% от ВВП. Да, это непростая задача, тем более в условиях серьезного дефицита бюджета, но изыскать средства можно. Как ни крути, а безопасность государства должна стать приоритетом №1 в нынешнее время, когда риски возникновения новых очагов напряженности и военных конфликтов очень высоки. Поверьте, нам уже будет не до дорог, заводов или туризма, если на страну нападут враги, и государство окажется не в состоянии себя защитить. В современном мире полно тому примеров…

Вредный контроль

- Какие еще рекомендации вы бы дали членам генеральной инспекции?

- Меня глубоко беспокоит состояние с законностью и правопорядком в армии. В первые годы независимости, да и ранее единым органом, осуществлявшим дознание, досудебное расследование воинских преступлений, а также надзор за законностью в сфере административной и финансово-хозяйственной деятельности ВС, защиту прав и законных интересов воинских частей и учреждений, военнослужащих и членов их семей, была Военная прокуратура. Сегодня же мы имеем целый спектр таких структур.

Это и Военная полиция, которая, согласно мировому опыту, должна заниматься исключительно военной автоинспекцией, организацией гарнизонной и караульной служб, сопровождением миротворческих миссий. Но, похоже, мы единственная страна, где на данный орган возложена еще и функция дознания в сфере воинских преступлений.

Это и Военно-следственный департамент МВД РК, хотя многие полицейские имеют довольно поверхностное представление об армии и воинских правоотношениях (я уже не говорю об основах ведения войскового хозяйства). Тем не менее, они расследуют преступления, совершаемые в армии, порой направляя в суды откровенно нелепые материалы уголовных дел, что я считаю недопустимым.

Это и Военная контрразведка, основной функциональной задачей которой является противодействие разведдеятельности иностранных спецслужб, однако в ущерб ее реализации она зачастую просто дублирует деятельность вышеперечисленных структур, которая ей совершенно несвойственна.

Это и Военная прокуратура, в которой, как и в военных судах, не осталось ни одного военного юриста, имеющего специальное образование, что негативно влияет на состояние законности и правопорядка в ВС РК.

В связи с этим министру обороны следует инициировать вопрос о сокращении указанных органов. Представляется целесообразным оставить разве что Военную прокуратуру и Военную полицию, причем с условием, что они будут выполнять только свои непосредственные задачи.

Свободу и защиту военным!

- Есть еще проблема массового увольнения военных кадров. В чем вы видите ее корень? И как этот отток можно остановить?

- Вижу две основные причины сложившейся ситуации. Во-первых, повышенное, но не всегда профессиональное и обоснованное «внимание» вышеперечисленных правоохранительных органов прежде всего к командирам частей и подразделений на местах. Это влечет за собой полную подмену понятия «воинская субординация» пресловутым «чинопочитанием», неспособность командиров (начальников) с полной отдачей управлять подчиненными и принимать самостоятельные законные решения – над ними начинает довлеть принцип «как бы чего не вышло». Командиры всех уровней стали зависимыми от таких «контролеров», лишились самостоятельности, и многие, не желая терпеть унижения, по окончании срока действия контракта увольняются из рядов Вооруженных сил.

Если будет создана генеральная инспекция, то вошедшие в ее состав депутаты парламента и представители Генеральной прокуратуры должны тщательно и объективно исследовать эту злободневный вопрос и принять соответствующее решение.

Во-вторых, повлияли изменения, внесенные в законодательство, – они практически исключили меры социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Напомню, что в период формирования Вооруженных сил РК (в 1990-е годы) у каждого военнослужащего были четыре надёжные профессиональные степени защиты – командир части, замполит, военный прокурор, в крайнем случае – Военный суд. Теперь же в силу названных выше причин не осталось, по сути, ни одной из этих степеней защиты, что закономерно повлекло за собой правовой нигилизм и нежелание оставаться на воинской службе.


В период с 1993-го по 2013-й действовал отдельный Закон РК «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей», который максимально полно определял и обеспечивал их социальные права, а также гарантии их соблюдения. Однако впоследствии его необоснованно объединили с Законом «О воинской обязанности и воинской службе». Мало того, что они имеют совершенно различные векторы правового регулирования жизнедеятельности ВС и других войск, так еще из текста исключили целый ряд положений, ранее гарантировавших социально-правовое положение военнослужащих.

Всё это не лучшим образом влияет на престиж военной службы в целом и порождает социальную напряженность среди указанной категории граждан, что представляется недопустимым и требующим дополнительного экстренного правового урегулирования.

Кроме того, с каждым годом постепенно урезались и девальвировались различные выплаты, хотя должно было быть наоборот. Соответственно происходил отток кадров – правда, это старались не афишировать. Лишь в начале прошлого года Министерство обороны набралось смелости и озвучило шокирующую цифру: только в период с 2020-го по 2023-й из Вооруженных сил уволились более 17 тысяч военнослужащих, в том числе свыше 4-х тысяч офицеров и около 13 тысяч контрактников. Чтобы было понятно: это численность примерно 15 развернутых механизированных бригад! Представьте, сколько бюджетных денег, затраченных на подготовку и содержание такого количества военнослужащих, выброшено на ветер. Считаю, это настоящее ЧП!

Самое печальное, что даже обнародования названных выше цифр ни правительство, ни депутаты не подняли тревогу. Видимо, они до сих пор не понимают всю плачевность ситуации, недооценивают потери армии. В том числе из-за такого равнодушия за 20 лет ни один километр территории Казахстана не был оборудован необходимыми средствами обороны – а это входит в зону ответственности правительства. И тем более совершенно не готовили к обороне население, за что должны нести ответственность акиматы.


- Почему так происходит?

- Потому что принятый в 2005-м Закон «Об обороне и Вооруженных силах РК» не работал и не будет работать в этих целях. Соответственно необходимо адаптировать его к реалиям сегодняшнего дня. После январских событий я обратился к депутатам-членам Комитета по международным делам, обороне и безопасности с предложением внести в данный закон лишь одно дополнение (в начале текста): «Защита основ нашей государственности является главным приоритетом в деятельности президента, парламента, правительства, центральных и местных исполнительных органов». А чтобы эта норма заработала, рекомендовал обязать Генеральную прокуратуру и Совет безопасности строго следить за её соблюдением.

Данный закон должен стать настольным документом для всех министров, акимов и прочих чиновников, и они уже не смогут отмахиваться от своего долга работать на повышение обороноспособности страны, стоять на страже её безопасности. Уже не получится сбросить всё на Министерство обороны, либо на департаменты по делам обороны, которые просто не в состоянии в одиночку справиться с таким объёмом работы.

Пока такого понимания не появится, мы не удержим военных на службе, а призывников продолжим вылавливать на улицах. И это в мирное время. А что будет в военное? Достаточно вспомнить Кантар, когда бригады территориальной обороны не смогли развернуться, бросили под огонь молодых ребят (курсантов), которые даже не знали, что делать, поскольку охрана акиматов не входит в круг их задач. И такое ведь может повториться в любой момент, потому что в этой сфере сплошная безалаберность и безответственность!

Поймите, профессиональная армия сама себя не создаст – это результат большой аналитической работы, грамотной стратегии, серьезного финансирования, а главное – прямого участия всех органов власти, которые несут ответственность перед народом за его безопасность.

Было бы желание, а деньги найдутся…

- А что насчет обеспечения армии военной техникой?

- Не секрет, что имеющаяся в ее распоряжении техника сильно устарела: 80% третьего поколения (1960-1980 годов выпуска), 10% - четвертого и лишь 5-7% - пятого. Тогда как в современных военных конфликтах применяется вооружение исключительно пятого и даже шестого поколений. Получается, мы отстали на несколько десятилетий!

20 февраля 2000 года первый президент РК провел заседание Совета безопасности, на котором я, будучи командиром 78-й танковой дивизии, доложил о ситуации и указал на проблему старения и износа военной техники. После этого глава государства дал поручение в течение трех месяцев разработать план перевооружения до 2010 года, а также увеличить военный бюджет до 1% от ВВП. И вроде бы под руководством Сата Токпакбаева работа в данном направлении началась, однако последующие министры свели эти усилия на нет.

А вот если бы мы строго следовали тому плану, то к 2010 году имели бы военную технику четвертого поколения, а уже к 2020-му – пятого. Но мы упустили эти возможности. Впрочем, у нас еще есть шанс за два-три года осуществить «технический рывок», то есть начать закупать технику сразу пятого и шестого поколений. Но приступать нужно немедленно, а для этого необходимо изыскать, по моим подсчетам, 50 млрд долларов…


- А где их взять?

- Я понимаю, что в бюджете Казахстана не хватает средств. Но выход всегда есть, и в нашем случае он лежит на поверхности. Не зря же президент проявил политическую волю, инициировав принятие Закона «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Как я уже говорил, за 20 с лишним лет цинично и за бесценок было распродано множество стратегических объектов, территорий воинских частей, санаториев, военной техники и вооружений. Взять, к примеру, бывший санаторий САВО, который относился к МО РК. В начале 2000-х годов 50–60 гектаров, на которых он располагался, отдали олигархам, а те возвели там коттеджный городок стоимостью в несколько миллиардов тенге. Пора уже вернуть эти земли государству либо поставить его владельцам условие – пусть выкупают их по рыночной стоимости.

В Казахстане насчитывается более 40 долларовых миллиардеров, и многие из них причастны к махинациям со стратегическими объектами. Пусть военная прокуратура вместо того, чтобы лезть в казармы, направит все усилия туда - ищет, изымает незаконные активы. Либо давайте создадим отдельный орган, который бы занимался только этими вопросами. Там ведь действительно огромное поле для работы. Только в городе Алматы были проданы частным лицам восемь заводов двойного назначения, которые бы в мирное время выпускали, условно говоря, ручки, а в военное – патроны. Вот вам и десятки миллиардов долларов.

Тем более что у нас уже есть успешные кейсы. При теперь уже экс-министре обороны Руслане Жаксылыкове были возвращены территории ведомственного санатория в городе Конаев, бывший военный госпиталь в центре Алматы (на пересечении улиц Назарбаева и Сатпаева), вокруг Дома армии разогнали всех частников, понастроивших там гей-клубы и рестораны, а на их месте создали офицерские клубы. То есть при желании многое можно сделать.

Вернуть доверие

- Какие еще факторы мешают окрепнуть нашей армии?

- Необходимо поднять на новый уровень взаимоотношения армии и общества. Вы же видите, сколько критики льется в адрес военных, особенно после январских событий. Их перестали уважать, им перестали доверять. Многие не понимают, что за проблемами всегда стоят люди с конкретными именами и фамилиями, ответственность которых нельзя перекладывать на Вооружённые силы в целом. Если общество не будет поддерживать армию, то о ее развитии не может быть и речи.

Поэтому мы создали общественное объединение «Союз офицеров» с целью оказания содействия президенту, законодательной и исполнительной ветвям власти в укреплении обороноспособности государства. В наши задачи также входят: консолидация казахстанского общества, укрепление межнациональных отношений, повышение имиджа Вооруженных сил и привлекательности воинской службы, формирование нового облика казахстанского офицера, патриотическое воспитание молодежи, пропаганда героизма, мужества и т.д. За год мы провели более ста мероприятий, в том числе в школах и вузах.

Если резюмировать вышесказанное, то за 30 с лишним лет наша общая безопасность так и не стала приоритетом №1 в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти, не говоря уже о политических партиях и гражданском обществе. Напротив, чрезмерное приукрашивание положения дел в стране, многомиллиардные хищения из казны, отсутствие социальной справедливости породили новые угрозы: системная коррупция подтачивает общественные устои.

Казалось бы, из современных военных конфликтов мы должны были извлечь соответствующие уроки, однако этого не происходит. Например, сейчас становится очевидным, что важнейшие задачи обороны Казахстана способны решать войска ПВО и ВВС, что без них государство лишится ключевого фактора сдерживания внешних угроз. Без сильной и независимой ПВО закупленные на сотни миллиардов народных денег военная техника и вооружение будут пригодны лишь для проведения показных учений, военных парадов и отражения угроз низкой степени опасности.

Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потомкам. Будущие поколения могут простить нам те тяготы, невзгоды и проблемы, которые мы не смогли преодолеть. Но если мы утратим государственность, поступимся стратегическими основами суверенности, своими землями и ресурсами, то нам не будет никакого прощения…

Похожие статьи

Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Если завтра война… Чью сторону займёт Казахстан?
7.08.2024, автор Spik.kz.
За какие подвиги казахстанские генералы получают звание «Народного Героя»?
18.09.2024, автор Бауыржан Маханов.
Если бы я стал министром науки и высшего образования Казахстана…
29.04.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Если бы я стал министром обороны Казахстана. Часть 2-я