26.12.2023, автор Бахыт Жанаберген.
«Ядерный остров»: кому доверят строить АЭС в Казахстане?

Вчера, 06:09, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
У казахстанского обывателя память на уровне аквариумных рыбок. Про референдум о том, быть атомной электростанции в нашей стране или нет, все давно и благополучно забыли. А между тем по мере приближения середины 2025 года истекает и срок, который Акорда сама определила для выбора ключевого подрядчика возведения АЭС. Напомним, что выбор вендора для строительства атомных реакторов (так называемого «ядерного острова») должен состояться к июлю. А подписание соглашения о создании международного консорциума – к ноябрю текущего года.
Времени практически не остается, выбор же подрядчика, наоборот, становится все более проблематичным. А потому нельзя исключать того, что сроки конкурса будут отодвинуты на несколько месяцев.
Пока в публичном пространстве называются четыре потенциальных претендента на изготовление реакторов:
• CNNC (Китай, реактор HPR1000)
• KHNP (Южная Корея, реактор APR1400)
• EDF (Франция, реактор EPR1200)
• «Росатом» (Россия, реактор ВВЭР-1200)
Два возможных подрядчика представляют «Большую Евразию/ШОС», два – коллективный «либерально-империалистический Запад». Астана вновь оказалась в классической «многовекторной растяжке» между несколькими стульями.
Выбор реактора – это выбор геополитической ориентации Казахстана, как минимум, на полвека (пока будет строиться и эксплуатироваться станция). А потому Акорда считает, что строительство АЭС должен вести международный консорциум. По ее мнению, это позволит минимизировать геополитические и санкционные риски.
Однако такая позиция иллюзорна – для МАГАТЭ и ключевых глобальных игроков важен только выбор компании, которая в итоге будет устанавливать и эксплуатировать сами реакторы, или так называемый «ядерный остров». И создание международного консорциума само по себе становится нетривиальной задачей – их еще нужно «уговорить» работать друг с другом.
И именно по стране происхождения реактора МАГАТЭ будет определять тип электростанции, ее сертификацию и ввод в эксплуатацию. Внешние «довески» в виде происхождения оборудования второстепенных электросетей здесь уже не важны.
Лидерами конкурса являются проекты «Большой Евразии»:
• «Росатом» с проектом ВВЭР-1200;
• Китайская компания CNNC с реактором HPR1000.
Пекин озвучил ценовое предложение на изготовление и монтаж двух реакторов в размере 40 млрд. юаней (5,5-6 млрд. долларов), а строительство станции «под ключ» – в 11 млрд. долларов. Что делает сам проект рискованным с точки зрения прибыльности для CNNC.
Но стратегически это увеличивает вовлеченность Китая в энергетику и экономику Казахстана, а потому поддерживается Пекином с политической точки зрения. Очевидно, что разницу (ценовой демпинг) между себестоимостью изготовления реакторов и контрактной ценой для CNNC покроет правительство КНР.
Кроме того, отсутствие на данный момент санкций в отношении нашего восточного соседа делает китайский проект станции более удобным для создания международного консорциума – через привлечение западных компаний к выполнению второстепенных работ в его рамках.
Российский проект ВВЭР-1200 ощутимо дороже китайского – он оценивается казахстанской стороной в пределах 14 млрд. долларов. В то же время выбор именно в пользу него:
• идеально вписывается в технические параметры казахстанской энергосистемы (как части бывшей единой советской системы электроснабжения);
• предполагает трансфер российских технологий по производству топлива для АЭС, что потенциально превращает «Казатомпром» в лидеры отрасли за счет более дешевого уранового сырья;
• позволяет оплачивать часть контракта будущими встречными поставками урана «Росатому» (а значит, часть затрат вернется в виде прибыли «Казатомпрома»).
Реакторы французского и южнокорейского происхождения менее привлекательны по геополитическим и экономическим причинам – Астана не может не понимать, что выбор западных проектов будет однозначно интерпретирован Россией и Китаем как выпад против экономической интеграции в рамках БРИКС, ШОС и ЕАЭС.
Однако политическая элита РК, затянув решение о строительстве АЭС, и без того отложила вопрос возможности реиндустриализации страны на среднесрочную перспективу (до 2030-2035 годов) – ведь под эти цели сейчас просто нет резерва генерирующих мощностей.
А гипотетическая «заморозка» либо вообще отказ от проекта строительства АЭС отодвигает запуск энергоемких производств в тех же сферах редких и редкоземельных металлов на конец 2030-х годов. Таким образом, на решении проблемы энергодефицита Казахстана сейчас завязана любая долгосрочная экономическая стратегия страны.
Времени практически не остается, выбор же подрядчика, наоборот, становится все более проблематичным. А потому нельзя исключать того, что сроки конкурса будут отодвинуты на несколько месяцев.
Пока в публичном пространстве называются четыре потенциальных претендента на изготовление реакторов:
• CNNC (Китай, реактор HPR1000)
• KHNP (Южная Корея, реактор APR1400)
• EDF (Франция, реактор EPR1200)
• «Росатом» (Россия, реактор ВВЭР-1200)
Два возможных подрядчика представляют «Большую Евразию/ШОС», два – коллективный «либерально-империалистический Запад». Астана вновь оказалась в классической «многовекторной растяжке» между несколькими стульями.
Выбор реактора – это выбор геополитической ориентации Казахстана, как минимум, на полвека (пока будет строиться и эксплуатироваться станция). А потому Акорда считает, что строительство АЭС должен вести международный консорциум. По ее мнению, это позволит минимизировать геополитические и санкционные риски.
Однако такая позиция иллюзорна – для МАГАТЭ и ключевых глобальных игроков важен только выбор компании, которая в итоге будет устанавливать и эксплуатировать сами реакторы, или так называемый «ядерный остров». И создание международного консорциума само по себе становится нетривиальной задачей – их еще нужно «уговорить» работать друг с другом.
Именно изготовление и последующая эксплуатация «ядерного острова» является самым ценным в данном проекте, а вовсе не формирование сопутствующих электрораспределительных сетей. Ни один серьезный игрок не допустит иностранных конкурентов к сердцу АЭС – своему проекту ядерных реакторов. А потому, в строгом смысле слова, международный консорциум вокруг реакторов невозможен – их все равно будет строить под ключ одна-единственная компания-подрядчик: либо «Росатом», либо CNNC, либо EDF, либо KHNP.
И именно по стране происхождения реактора МАГАТЭ будет определять тип электростанции, ее сертификацию и ввод в эксплуатацию. Внешние «довески» в виде происхождения оборудования второстепенных электросетей здесь уже не важны.
Лидерами конкурса являются проекты «Большой Евразии»:
• «Росатом» с проектом ВВЭР-1200;
• Китайская компания CNNC с реактором HPR1000.
Пекин озвучил ценовое предложение на изготовление и монтаж двух реакторов в размере 40 млрд. юаней (5,5-6 млрд. долларов), а строительство станции «под ключ» – в 11 млрд. долларов. Что делает сам проект рискованным с точки зрения прибыльности для CNNC.
Но стратегически это увеличивает вовлеченность Китая в энергетику и экономику Казахстана, а потому поддерживается Пекином с политической точки зрения. Очевидно, что разницу (ценовой демпинг) между себестоимостью изготовления реакторов и контрактной ценой для CNNC покроет правительство КНР.
Кроме того, отсутствие на данный момент санкций в отношении нашего восточного соседа делает китайский проект станции более удобным для создания международного консорциума – через привлечение западных компаний к выполнению второстепенных работ в его рамках.
Российский проект ВВЭР-1200 ощутимо дороже китайского – он оценивается казахстанской стороной в пределах 14 млрд. долларов. В то же время выбор именно в пользу него:
• идеально вписывается в технические параметры казахстанской энергосистемы (как части бывшей единой советской системы электроснабжения);
• предполагает трансфер российских технологий по производству топлива для АЭС, что потенциально превращает «Казатомпром» в лидеры отрасли за счет более дешевого уранового сырья;
• позволяет оплачивать часть контракта будущими встречными поставками урана «Росатому» (а значит, часть затрат вернется в виде прибыли «Казатомпрома»).
Реакторы французского и южнокорейского происхождения менее привлекательны по геополитическим и экономическим причинам – Астана не может не понимать, что выбор западных проектов будет однозначно интерпретирован Россией и Китаем как выпад против экономической интеграции в рамках БРИКС, ШОС и ЕАЭС.
Ответные экономические шаги стран «Большой Евразии» могут быть асимметричными (сокращение инвестиций, ограничения на транзит нефти, обострение проблем, связанных с использованием стока трансграничных рек, и т.п.), и способными нанести существенный урон внешней торговле Казахстана. В таком случае политически легче просто отменить или отложить вопрос строительства станции, чем выбирать условный «западный» проект.
Однако политическая элита РК, затянув решение о строительстве АЭС, и без того отложила вопрос возможности реиндустриализации страны на среднесрочную перспективу (до 2030-2035 годов) – ведь под эти цели сейчас просто нет резерва генерирующих мощностей.
А гипотетическая «заморозка» либо вообще отказ от проекта строительства АЭС отодвигает запуск энергоемких производств в тех же сферах редких и редкоземельных металлов на конец 2030-х годов. Таким образом, на решении проблемы энергодефицита Казахстана сейчас завязана любая долгосрочная экономическая стратегия страны.
Похожие статьи
Остров Возрождения на Арале: далеко не все его тайны разгаданы…
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за»
25.09.2024, автор Spik.kz.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.