9.07.2025, автор Сауле Исабаева.
Внутренняя политика в РК: от видимости либерализации – к усилению контроля
Сегодня, 08:04, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Вступивший в свои права декабрь подталкивает к подведению итогов политического года. Однако обитатели Акорды традиционно избегают критически оценивать результаты собственной работы – например, при подготовке тех же президентских посланий. Между тем, гражданскому обществу было бы полезно иногда делать это вместо чиновников: насколько «Справедливый Казахстан» близок к формуле «сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство»?
Год ещё не завершён, но ключевые тренды уже очерчены. На фоне продолжающейся риторики о «Справедливом/Новом Казахстане» 2025-й стал годом институционального разворота: от имитации политической либерализации 2022-2023 годов к более откровенной реконфигурации авторитарной системы, усилению президентского контроля и «переупаковке» реформ в цифровую оболочку.
Международные оценки степени открытости политической системы РК остаются сдержанно критическими: в ежегодном отчёте Freedom House на 2025 год Казахстан описывается как «частично свободная» страна с формально многопартийной, но в реальности жёстко контролируемой политической системой, где выборы не считаются ни свободными, ни честными, а оппозиция маргинализирована и подвергается давлению.
На фоне этого власть продолжает использовать риторику реформ и модернизации, но акцент в содержании этих реформ в 2025-м заметно сместился. Три месяца назад в своём ежегодном послании президент Токаев предложил архитектурно перекроить политическую систему: ликвидировать Сенат, превратив парламент в однопалатный орган, попутно лишить независимых кандидатов возможности участвовать в парламентских выборах, тем самым отказавшись от мажоритарных округов и вернувшись к полностью партийно-списочной модели (пропорциональной).
Почти одновременно с этим был дан старт работе группы по парламентской реформе, на первом заседании которой президент отдельно подчеркнул «стратегическое значение» этого шага и его связь с цифровизацией, искусственным интеллектом и технологическими изменениями в госуправлении.
Такое обоснование парламентской реформы является во многом курьезным: нет никаких подтверждений эффективности использования «искусственного интеллекта» в государственном управлении, а вот фактов утечки конфиденциальных государственных сведений на иностранные сервера более чем предостаточно. Или власть подразумевает, что в будущем новом однопалатном парламенте законопроекты будут генерироваться ИИ? Так это не технологический прорыв, а, наоборот, признание профнепригодности депутатского корпуса.
И потом, расширение использования лингвистических генерируемых моделей (а именно это и есть пресловутый ИИ) в законотворческом процессе не может никоим образом привести нас к формированию «влиятельного парламента». Нужны серьезные нововведения содержательного характера, которые обеспечат подотчетность исполнительной вертикали власти парламенту. Причем нам как гражданам неважно, какому парламенту – одно- или двухпалатному.
Вот о чем должен быть на самом деле референдум – «о подотчетности и ответственности органов исполнительной власти». И в таком ракурсе референдум действительно выходит за рамки только лишь парламентской реформы, но ставит вопрос о новой Конституции страны.
Пока же, подводя итоги 2025 года, можно выделить несколько ключевых внутриполитических результатов:
• Во-первых, происходит институциональный разворот: от осторожной либерализации к реконцентрации власти через реформу парламента и электоральных правил.
• Во-вторых, усиливаются персоналистский характер режима и перераспределение внутри элит в пользу лояльных технократов, что видно по осенним перестановкам в правительстве.
• В-третьих, гражданское пространство де-факто остаётся ограниченным, а оппозиция – маргинализированной и уязвимой, о чём свидетельствуют международные отчёты.
Это сигнал: Акорда не намерена развивать политическую конкуренцию. Напротив, будет усиливаться централизованный контроль, а любые потенциальные фигуры с большим независимым ресурсом (внутри элиты или вне её) будут либо «интегрированы», либо устранены.
Год ещё не завершён, но ключевые тренды уже очерчены. На фоне продолжающейся риторики о «Справедливом/Новом Казахстане» 2025-й стал годом институционального разворота: от имитации политической либерализации 2022-2023 годов к более откровенной реконфигурации авторитарной системы, усилению президентского контроля и «переупаковке» реформ в цифровую оболочку.
Международные оценки степени открытости политической системы РК остаются сдержанно критическими: в ежегодном отчёте Freedom House на 2025 год Казахстан описывается как «частично свободная» страна с формально многопартийной, но в реальности жёстко контролируемой политической системой, где выборы не считаются ни свободными, ни честными, а оппозиция маргинализирована и подвергается давлению.
На фоне этого власть продолжает использовать риторику реформ и модернизации, но акцент в содержании этих реформ в 2025-м заметно сместился. Три месяца назад в своём ежегодном послании президент Токаев предложил архитектурно перекроить политическую систему: ликвидировать Сенат, превратив парламент в однопалатный орган, попутно лишить независимых кандидатов возможности участвовать в парламентских выборах, тем самым отказавшись от мажоритарных округов и вернувшись к полностью партийно-списочной модели (пропорциональной).
Эти предложения де-факто означают сворачивание части «постянварских» реформ, которые ранее преподносились как шаг к большему политическому плюрализму. Оппозиционные СМИ и аналитики интерпретируют инициативу как попытку убрать потенциально неконтролируемые элементы в системе (сенаторов, представляющих региональные элиты, и депутатов, выбранных по мажоритарным округам), одновременно усиливая управляемость властной вертикали пропрезидентскими партиями.
Почти одновременно с этим был дан старт работе группы по парламентской реформе, на первом заседании которой президент отдельно подчеркнул «стратегическое значение» этого шага и его связь с цифровизацией, искусственным интеллектом и технологическими изменениями в госуправлении.
Такое обоснование парламентской реформы является во многом курьезным: нет никаких подтверждений эффективности использования «искусственного интеллекта» в государственном управлении, а вот фактов утечки конфиденциальных государственных сведений на иностранные сервера более чем предостаточно. Или власть подразумевает, что в будущем новом однопалатном парламенте законопроекты будут генерироваться ИИ? Так это не технологический прорыв, а, наоборот, признание профнепригодности депутатского корпуса.
И потом, расширение использования лингвистических генерируемых моделей (а именно это и есть пресловутый ИИ) в законотворческом процессе не может никоим образом привести нас к формированию «влиятельного парламента». Нужны серьезные нововведения содержательного характера, которые обеспечат подотчетность исполнительной вертикали власти парламенту. Причем нам как гражданам неважно, какому парламенту – одно- или двухпалатному.
Вот о чем должен быть на самом деле референдум – «о подотчетности и ответственности органов исполнительной власти». И в таком ракурсе референдум действительно выходит за рамки только лишь парламентской реформы, но ставит вопрос о новой Конституции страны.
Пока же, подводя итоги 2025 года, можно выделить несколько ключевых внутриполитических результатов:
• Во-первых, происходит институциональный разворот: от осторожной либерализации к реконцентрации власти через реформу парламента и электоральных правил.
• Во-вторых, усиливаются персоналистский характер режима и перераспределение внутри элит в пользу лояльных технократов, что видно по осенним перестановкам в правительстве.
• В-третьих, гражданское пространство де-факто остаётся ограниченным, а оппозиция – маргинализированной и уязвимой, о чём свидетельствуют международные отчёты.
Поэтому если смотреть на 2025 год как на этап в эволюции режима «от старого Казахстана к новому Казахстану», то правильнее говорить о трансформации авторитаризма, а не о его демонтаже. Первичная волна реформ, объявленная после января 2022-го, дала ограниченное расширение политического пространства и корректировку самых одиозных элементов прежней системы. Но уже к 2025-му реформаторский импульс иссяк, перешел в переформатирование той же вертикали под новую элиту при сохранении жёсткого контроля над допуском к политическому участию и информационным потокам.
Это сигнал: Акорда не намерена развивать политическую конкуренцию. Напротив, будет усиливаться централизованный контроль, а любые потенциальные фигуры с большим независимым ресурсом (внутри элиты или вне её) будут либо «интегрированы», либо устранены.
Похожие статьи
Парламент РК: он становится влиятельным или остается зависимым от АП?
В ожидании Послания президента: что нам скажут про бюджетный кризис?
28.08.2024, автор Spik.kz.
Президентский транзит в Казахстане: дальнейший сценарий не написан…
23.07.2024, автор Spik.kz.