24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Выборы акимов районов: Акорда сворачивает реформу или берет паузу?
Вчера, 09:00, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
В сентябрьском Послании народу Казахстана глава государства уверенно заявил, что в дальнейшем акимы районов и городов областного значения будут избираться только напрямую – непосредственно гражданами. Но спустя всего три месяца он призвал тщательно взвесить преимущества и недостатки такого шага, сославшись на мнение ряда депутатов и общественных деятелей, которые считают, что частые избирательные кампании мешают конкретной работе на местах и вызывают усталость у населения.
Учитывая, что ранее переход к прямым выборам глав районов преподносился как один из важных элементов политических реформ в «новом Казахстане», мы решили вместе с экспертами разобраться в причинах столь резкого разворота. Может, проблема не в самом институте выборности акимов, а в том, как этот механизм реализуется на местах? Или наше население оказалось к нему неготовым в силу менталитета и отсутствия политической культуры? А главное – действительно ли Акорда решила отказаться от этой практики или все же существует вероятность ее сохранения?
Бурихан Нурмухамедов, политолог, член Национального курултая:
«Надо думать не о модели и сроках, а о создании соответствующих условий»

- На первый взгляд может показаться, что власти хотят отыграть назад, ссылаясь на сомнения, высказанные мажилисменами, общественными деятелями, и на перегруженность политического календаря. И действительно, за несколько последних лет в стране прошли два референдума и ряд избирательных кампаний, которые отвлекали местные администрации и утомляли население. Но это лишь одна из причин. Как мне кажется, главным основанием для пересмотра решения Акорды служит ее стремление подстроить новые политические изменения под реальные управленческие условия. Вряд ли речь идет об отказе от реформы – скорее, это попытка более качественной подготовки к ней.
В этой связи важно изучить международный опыт, особенно наших соседей. Допустим, в Кыргызстане прямая выборность мэров в городах привела к укреплению кланов, к конфликтам между центральной администрацией и местными органами, к управленческой нестабильности. А вот в Узбекистане к подобным реформам подходят очень осторожно из-за рисков политизации регионов и даже их стремления к автономности. Тогда как таджики и туркмены с их жесткой централизацией в принципе не рассматривают возможность такого шага.
В свою очередь Россия, наоборот, постепенно уходит от прямых выборов градоначальников к их назначаемости, поскольку там было много конфликтов между мэрами и губернаторами, сильно развились коррупция и популизм. В Грузии мэры избираются напрямую, однако нестабильность партийной системы и частая смена власти приводят к парализации управления в регионах. Также интересен опыт Украины: в этой стране мэры и их команды демонстрируют эффективность только там, где есть политическая конкуренция и сильные СМИ, а там, где этого нет, реальная власть переходит к олигархическим группам.
Если же говорить о Европе, то культура выборности глав населенных пунктов там формировалась столетиями и имеет высокий уровень зрелости. Хотя, например, во Франции мэров выбирают муниципальные советы... Что касается стран Восточной Азии, то стоит обратить внимание на Южную Корею, где прямые выборы мэров породили многочисленные факты коррупции и привели к управленческому кризису в целом.
Правда, некоторые эксперты расценили его как дефицит или отсутствие политической воли. Хотя, на мой взгляд, стремление прощупать общественное мнение и реакцию местных элит, минимизировать соответствующие риски и сохранить управляемость территориями говорит об обратном. Власть готова реформировать систему, но с качественными результатами, пусть это и создает видимость затухания/замедления реформ.
И потом, надо понимать, какую роль здесь будет играть административный ресурс. С одной стороны, это барьер, который надо преодолевать, а, с другой, главный инструмент управления регионами. Все-таки акимы отвечают за реализацию государственных программ, за бюджетную дисциплину, за решение неких мобилизационных задач на местах. И если реформа состоится, но при этом адмресурс не будет институционально ограничен, то могут возникать странные ситуации, когда при широкой поддержке населения избранные районные акимы начнут вступать в конфликт с областными акиматами и иными структурами. Таким образом, аппарат на местах будет работать на ослабление этих новых руководителей.
Отсюда следует, что, если мы хотим перейти от неких символических шагов к реалистичным и функциональным выборам районных лидеров, то надо думать не о модели и сроках, а о создании условий, при которых административный ресурс перестанет быть доминирующим фактором.
Талгат Исмагамбетов, политолог:
«Некоторые прежде заявленные реформы и обещания придется притормозить»

- На мой взгляд, главная причина такого разворота – неподготовленность. Дело в том, что после выборов аппараты акимов районов должны будут получить реальную возможность реализовывать свои полномочия, данные им законодательством, на основе собственных бюджетов с учетом мнения местных сообществ. Что предполагает настоящее, а не фиктивное местное самоуправление хотя бы в лице глав районов (по примеру польской или финской моделей). Плюс встает вопрос о том, как они будут подчиняться и в целом выстраивать отношения с главами областей. Очевидно, ко всему этому мы еще не готовы. Поэтому когда нужно было сделать решительный шаг вперед, был дан ход назад.
Нужно ли вообще отказываться от выборности акимов районов? Считаю, что нельзя весь Казахстан с его разнородным населением подгонять под некое общее мерило. Должны быть разные модели. Ведь эффективность в данном случае зависит прежде всего от того, насколько охотно местные сообщества пойдут на прямую связь с акимами, дабы совместно решать актуальные вопросы. Тем более что многие из этих вопросов уровня правительства. К примеру, большая часть полицейских подчиняется центру, разве что участковые напрямую работают с местным населением.
При проведении всех этих реформ, спускаемых сверху, в стороне могут оказаться маслихаты, значимость которых даже больше, чем вопрос о выборности глав районов и городов областного значения. Они и без того весьма слабы и никак не влияют на решения акимов. Помню, на выборах депутатов маслихатов в 2007 году даже в Алматы, где было достаточно ярких фигур, в том числе от ОСДП и ДПК «Ак жол», кандидатов оказалось настолько мало, что пришлось выдвигать номинальные (непроходные) фигуры для создания видимости соперничества с представителями НДП «Нур Отан». Тогда как борьба за места в мажилисе парламента в то время была достаточно жаркой…
Талгат Калиев, политолог:
«Данные факторы могут спровоцировать пробуксовки в госуправлении»

- Изначально выборы акимов районов вводили в экспериментальном (пилотном) режиме, после чего решили распространить это практику на всю республику. Вместе с тем остались вопросы. Во-первых, те, что касаются урегулирования межбюджетных отношений: нужно четко понимать, где заканчивается уровень районной ответственности, где - сельской, а где - областной. Во-вторых, важно учитывать, как будут развиваться отношения выбранного акима (который становится главой исполнительной власти) с тоже избираемым маслихатом. А также то, как он будет подчиняться областному акиму, который является, по сути, назначенцем, хотя формально избирается на альтернативной основе маслихатом. Ну и, в-третьих, у нас до сих пор не принят новый закон о местном самоуправлении...
Учитывая, что ранее переход к прямым выборам глав районов преподносился как один из важных элементов политических реформ в «новом Казахстане», мы решили вместе с экспертами разобраться в причинах столь резкого разворота. Может, проблема не в самом институте выборности акимов, а в том, как этот механизм реализуется на местах? Или наше население оказалось к нему неготовым в силу менталитета и отсутствия политической культуры? А главное – действительно ли Акорда решила отказаться от этой практики или все же существует вероятность ее сохранения?
Бурихан Нурмухамедов, политолог, член Национального курултая:
«Надо думать не о модели и сроках, а о создании соответствующих условий»

- На первый взгляд может показаться, что власти хотят отыграть назад, ссылаясь на сомнения, высказанные мажилисменами, общественными деятелями, и на перегруженность политического календаря. И действительно, за несколько последних лет в стране прошли два референдума и ряд избирательных кампаний, которые отвлекали местные администрации и утомляли население. Но это лишь одна из причин. Как мне кажется, главным основанием для пересмотра решения Акорды служит ее стремление подстроить новые политические изменения под реальные управленческие условия. Вряд ли речь идет об отказе от реформы – скорее, это попытка более качественной подготовки к ней.
Дело в том, что районы — это достаточно чувствительная зона, поскольку там сконцентрирована вся социалка: дороги, вода, школы, больницы, земельные отношения и прочее. Любая кадровая ошибка на этом уровне может ударить по интересам тысяч людей. К тому же в условиях слабой партийной системы и отсутствия реальных программ развития растет влияние местных кланов и различных бизнес-структур. И это не столько вина граждан, сколько специфика нашей среды. Поэтому внедрять чисто механически систему выборности акимов районов с их большими бюджетами и сложной конструкцией – значит усугублять названные проблемы.
В этой связи важно изучить международный опыт, особенно наших соседей. Допустим, в Кыргызстане прямая выборность мэров в городах привела к укреплению кланов, к конфликтам между центральной администрацией и местными органами, к управленческой нестабильности. А вот в Узбекистане к подобным реформам подходят очень осторожно из-за рисков политизации регионов и даже их стремления к автономности. Тогда как таджики и туркмены с их жесткой централизацией в принципе не рассматривают возможность такого шага.
В свою очередь Россия, наоборот, постепенно уходит от прямых выборов градоначальников к их назначаемости, поскольку там было много конфликтов между мэрами и губернаторами, сильно развились коррупция и популизм. В Грузии мэры избираются напрямую, однако нестабильность партийной системы и частая смена власти приводят к парализации управления в регионах. Также интересен опыт Украины: в этой стране мэры и их команды демонстрируют эффективность только там, где есть политическая конкуренция и сильные СМИ, а там, где этого нет, реальная власть переходит к олигархическим группам.
Если же говорить о Европе, то культура выборности глав населенных пунктов там формировалась столетиями и имеет высокий уровень зрелости. Хотя, например, во Франции мэров выбирают муниципальные советы... Что касается стран Восточной Азии, то стоит обратить внимание на Южную Корею, где прямые выборы мэров породили многочисленные факты коррупции и привели к управленческому кризису в целом.
Какие уроки мы должны извлечь из этих примеров? Во-первых, выборность работает там, где есть прозрачное финансирование, независимые СМИ и партийные фильтры. Во-вторых, она необязательно должна быть прямой, могут быть также косвенные и даже смешанные выборы, которые улучшают баланс между демократией и госуправлением. Ну и, в-третьих, скоропалительный переход к прямым выборам чреват усилением местных элит, кланов, теневых групп, вплоть до захвата городов полукриминальными структурами, как это было в Кыргызстане, Украине, некоторых российских регионах. Поэтому заявление президента РК нужно рассматривать как призыв в том числе к учету ошибок этих стран.
Правда, некоторые эксперты расценили его как дефицит или отсутствие политической воли. Хотя, на мой взгляд, стремление прощупать общественное мнение и реакцию местных элит, минимизировать соответствующие риски и сохранить управляемость территориями говорит об обратном. Власть готова реформировать систему, но с качественными результатами, пусть это и создает видимость затухания/замедления реформ.
И потом, надо понимать, какую роль здесь будет играть административный ресурс. С одной стороны, это барьер, который надо преодолевать, а, с другой, главный инструмент управления регионами. Все-таки акимы отвечают за реализацию государственных программ, за бюджетную дисциплину, за решение неких мобилизационных задач на местах. И если реформа состоится, но при этом адмресурс не будет институционально ограничен, то могут возникать странные ситуации, когда при широкой поддержке населения избранные районные акимы начнут вступать в конфликт с областными акиматами и иными структурами. Таким образом, аппарат на местах будет работать на ослабление этих новых руководителей.
Отсюда следует, что, если мы хотим перейти от неких символических шагов к реалистичным и функциональным выборам районных лидеров, то надо думать не о модели и сроках, а о создании условий, при которых административный ресурс перестанет быть доминирующим фактором.
Талгат Исмагамбетов, политолог:
«Некоторые прежде заявленные реформы и обещания придется притормозить»

- На мой взгляд, главная причина такого разворота – неподготовленность. Дело в том, что после выборов аппараты акимов районов должны будут получить реальную возможность реализовывать свои полномочия, данные им законодательством, на основе собственных бюджетов с учетом мнения местных сообществ. Что предполагает настоящее, а не фиктивное местное самоуправление хотя бы в лице глав районов (по примеру польской или финской моделей). Плюс встает вопрос о том, как они будут подчиняться и в целом выстраивать отношения с главами областей. Очевидно, ко всему этому мы еще не готовы. Поэтому когда нужно было сделать решительный шаг вперед, был дан ход назад.
Стоит сказать, что реформы местного самоуправления в стране идут крайне медленно и держатся только на импульсах сверху, без обсуждения с политическими партиями и общественными организациями. Хотя в конце 1990-х годов эта тема была одной из самых обсуждаемых на многочисленных «круглых столах». Помню, тогда ограничились лишь экспериментом в Шамалганском сельском округе, не более того.
Нужно ли вообще отказываться от выборности акимов районов? Считаю, что нельзя весь Казахстан с его разнородным населением подгонять под некое общее мерило. Должны быть разные модели. Ведь эффективность в данном случае зависит прежде всего от того, насколько охотно местные сообщества пойдут на прямую связь с акимами, дабы совместно решать актуальные вопросы. Тем более что многие из этих вопросов уровня правительства. К примеру, большая часть полицейских подчиняется центру, разве что участковые напрямую работают с местным населением.
При проведении всех этих реформ, спускаемых сверху, в стороне могут оказаться маслихаты, значимость которых даже больше, чем вопрос о выборности глав районов и городов областного значения. Они и без того весьма слабы и никак не влияют на решения акимов. Помню, на выборах депутатов маслихатов в 2007 году даже в Алматы, где было достаточно ярких фигур, в том числе от ОСДП и ДПК «Ак жол», кандидатов оказалось настолько мало, что пришлось выдвигать номинальные (непроходные) фигуры для создания видимости соперничества с представителями НДП «Нур Отан». Тогда как борьба за места в мажилисе парламента в то время была достаточно жаркой…
Плюс госсоветник в своей статье, опубликованной 27 ноября в газете «Казахстанская правда», подчеркнул, что «Казахстан будет вести политику здравого смысла, когда решения выстраиваются не ради сиюминутных эффектов, а в интересах граждан и стратегических нацио¬нальных приоритетов». А это тоже можно расценить как сигнал к тому, что некоторые прежде заявленные реформы и обещания, в том числе в рамках Послания президента народу, придется притормозить. Впрочем, каких-то особых ожиданий у общества по этому поводу и не было…
Талгат Калиев, политолог:
«Данные факторы могут спровоцировать пробуксовки в госуправлении»

- Изначально выборы акимов районов вводили в экспериментальном (пилотном) режиме, после чего решили распространить это практику на всю республику. Вместе с тем остались вопросы. Во-первых, те, что касаются урегулирования межбюджетных отношений: нужно четко понимать, где заканчивается уровень районной ответственности, где - сельской, а где - областной. Во-вторых, важно учитывать, как будут развиваться отношения выбранного акима (который становится главой исполнительной власти) с тоже избираемым маслихатом. А также то, как он будет подчиняться областному акиму, который является, по сути, назначенцем, хотя формально избирается на альтернативной основе маслихатом. Ну и, в-третьих, у нас до сих пор не принят новый закон о местном самоуправлении...
Данные факторы могут спровоцировать пробуксовки в госуправлении. Особенно когда на должности акимов приходят люди неподготовленные, не имеющие опыта работы с госзакупками, бюджетом, да и в целом не обладающие управленческими навыками. А это может привести к серьезным проблемам. Поэтому согласен с тем, что необходимо еще раз изучить целесообразность проведения прямых выборов районных акимов.
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.