АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Казахстанский AI Act и маска в придачу

Казахстанский AI Act и маска в придачу

Вчера, 13:34, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Когда в Нидерландах дизайнер Йип ван Лейвенстейн представил прозрачную маску, «ломающую» алгоритмы распознавания лиц, она казалась художественным жестом против цифрового надзора. Но на фоне казахстанского закона об ИИ как первого масштабного шага страны к тотальной алгоритмической инфраструктуре этот жест внезапно звучит как предупреждение. Пока государства ускоряют внедрение автоматизированного контроля, люди мира ищут способы сохранить право на анонимность даже в эпоху умных камер и машинных интерпретаций лица. В связи с этим мы решили углубиться в суть вопроса.

Маска как предупредительный знак в эпоху ИИ

Ван Лейвенстейн создал почти философский парадокс: маска прозрачная, лицо видно, человек как человек, но вот машины видеть его категорически отказываются. Алгоритмы, привыкшие уверенно щупать наши лица своими векторными щупальцами, внезапно теряют «опорные точки» и начинают вести себя как студент-первокурсник, у которого забрали шпаргалку. Для прохожего владелец маски выглядит нормально, но для нейросети как квантовый шум с намёком на бунт. Неудивительно, что изделие молниеносно разлетелось по техфорумам, где люди давно мечтают не только скрывать личность, но и слегка раздражать машины. Хотя бы эстетично.

Однако в Казахстане такая маска в контексте принятия закона об ИИ может стать не просто трендом, а почти политическим аксессуаром – чем-то вроде элегантного зонта от алгоритмического дождя. Это закон не про «развитие технологий», а про большое национальное обновление: в рамках последнего должен быть реализован переход от ручных процессов к системам, которые смотрят, думают и делают выводы быстрее, чем гражданин успевает понять, что вообще произошло. Тревога части общества вполне объяснима: если государство делегирует наблюдение алгоритмам, то кто будет следить за тем, чтобы алгоритмы не увлеклись?


На этом фоне маска Лейвенстейна перестаёт быть дизайнерской игривостью и превращается в символ того маленького человеческого угла свободы, который ещё можно удерживать голыми руками. Она напоминает, что цифровой надзор – не сюжет из антиутопии и не страшилка для тех, кто не обновил айфон, а уже работающая реальность. И вопрос тут не в том, «против кого» направлены алгоритмы сейчас, а кто будет рассказывать алгоритмам, что им можно, а что нельзя, когда они станут основными действующими лицами.

Именно поэтому обсуждение всего спектра новых технологий от масок, к которым нейросети испытывают когнитивную тоску, до законов, которыми пытаются легитимировать ИИ-администрирование, становится жизненно необходимым. В мире, где автоматический контроль превращается в настройку по умолчанию, разговор о правах, границах и человеческом присутствии перестаёт быть культурным излишеством. Это уже не роскошь, а инструкция по выживанию в будущем, которое наступило, пока мы отвлеклись на уведомление.

Анализ закона, или кто мы такие, чтобы сомневаться?

Закон об ИИ в Казахстане, конечно, появился вовремя, ведь, технологии уже везде – в сфере оказания госуслуг, медицине, образовании, творчестве, транспорте, информационных дискурсах… И государство решило, что пора бы навести порядок, пока ИИ не превратился в очередного «самостийного акима» или, более того, в «партию» с политическими амбициями. Но вместо того, чтобы строить прозрачные механизмы, у нас в Казахстане почему-то выбран классический метод – с расширением полномочий через «национальную платформу». Вероятно, в надежде на то, что народ решит, будто всё под контролем.

И правда, звучит тепло и красиво с принципами этики, прозрачности, объяснимости, с маркировкой ИИ-продуктов и заботой. Словно государство вдруг решило, что гражданин – не объект для наблюдения, а что-то вроде клиента. Закон обещает, что ИИ будет использоваться только для благих целей. Ведь сильные стороны описаны шикарно. В них и технологический суверенитет, и доверие общества, и защита прав. Авторы текста явно вдохновлялись презентациями из Силиконовой долины, где каждую проблему решают словами «инновация» и «этика» - причем желательно в одном абзаце.

Но весёлое начинается тогда, когда становится ясно, что половина положений закона – лишь прекрасные лозунги без механизмов. Кто проверяет маркировку? Как выглядит «объяснимость»? Что считается манипуляцией? Сколько сотрудников у этих регуляторов, и умеют ли они отличать алгоритм от антивируса 2007 года? Ответа нет – но звучит солидно.


Есть и риски. Крыться они могут в удушении инноваций и расширении государственного контроля. Формулировки типа «манипулятивные методы» так широки, что под них можно подогнать что угодно. От дипфейков до обычного таргета в соцсетях. И да, закон создаёт прекрасную иллюзию безопасности: если написано «защищает» - значит, защищает. Зачем думать о приватности, если за тебя подумает алгоритм под присмотром государства?!

Закон выглядит как попытка совместить инновации и контроль, где последний пока заметно выигрывает. Идеи, заложенные в закон, создают впечатление, что ИИ в Казахстане должен быть одновременно двигателем прогресса и новым сторожевым псом. Что ж, эпоха диктует свои правила: кто владеет алгоритмами, тот владеет наблюдением. А закон – пока что попытка сказать, что всё это делается исключительно ради людей. И кто мы такие, чтобы сомневаться?

Красная кнопка «для солидности»

Казахстанский закон об ИИ выглядит как работа старательного студента, который выучил заголовки европейских документов, но содержание переписать не успел. Слышали где-то про маркировку ИИ, запрет манипуляций, прозрачность – значит, срочно добавляем в закон, чтобы звучало серьёзно. У EU ведь всё это есть! Там, правда, ещё с 2021 года существует сложная, риск-ориентированная архитектура с уровнями опасности, процедурами, аудитами и ответственностями. В Казахстане же получилось нечто вроде «AI Act Lite» – тот же дизайн, только без инструкции и половины деталей.

И всё-таки закон красив: он разрешает строго сказать «ай-ай-ай» манипулятивным методам и незаконной обработке данных. И даже вводит маркировку почти как предупреждающий знак на дороге. Формально, закон – это рубеж безопасности. Фактически же – эффектная красная пластмассовая кнопка у выхода из супермаркета: нажать можно, но толку непонятно сколько. Чтобы эта кнопка действительно останавливала злоупотребления ИИ, нужны скучные вещи – аудит, независимый надзор, техническая экспертиза. Но где их взять и кто возьмётся – вопрос открытый, а закон в своей элегантной беглости предпочёл это не уточнять.

Логичный вопрос: не станет ли закон универсальным инструментом давления? Да, конечно, станет и даже раньше, чем это кто-то официально признает. Любой регулятор – это всегда и бронежилет, и лезвие. Национальная платформа ИИ звучит суверенно, но подразумевает контроль над данными и моделями. А кто управляет платформой, тот и диктует правила игры для стартапов и корпораций. Вход в ИИ-рынок будет по пропуску: требования, расходы, проверки. Мелким игрокам придётся или маскироваться, или демонстрировать образцовую «этичность». Иначе сдвига не будет. Под лозунгами защиты и морали государство находит удобное объяснение для мониторинга, фильтрации и корректировки информационных потоков. Институциональные сдержки гибкие? Ну, значит, и подстройка под нужные цели тоже будет гибкой.

В результате страна получает эффектный юридический билборд. Всё красиво, современно, с собственной «национальной платформой» – хоть на форум ООН вешай. На бумаге звучит как технологический поворот, в видеороликах смотрится прекрасно, а на практике «красная кнопка» работает в обе стороны. Нажал раз – вроде как безопасность. Нажал другой раз – уже централизация, ограничение доступа и вполне прогнозируемые злоупотребления.


И самая пикантная деталь: универсальная оговорка о «приоритете национальной безопасности» всё равно стоит над любыми принципами этики, прозрачности и свободы выбора. Это такая прекрасная юридическая волшебная палочка: ею можно отменить всё остальное, не выходя за рамки закона. Получается витраж из благородных слов, в котором всегда открыт аккуратный чёрный ход на случай, если понадобится выйти в обход собственного же правового фасада.

Рафаэль Балгин

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.
Космос и Казахстан: как вдохнуть жизнь в Байконур и открыть его всему миру?
11.04.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром сельского хозяйства Казахстана... Часть 2-я
30.01.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Казахстанский AI Act и маска в придачу