1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром сельского хозяйства Казахстана…
27.01.2025, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
В нашей стране сегодня власть не критикуют разве что самые ленивые и равнодушные. Тогда как конструктивные и при этом адекватные предложения по повышению эффективности деятельности госорганов звучат очень редко. Поэтому Spik.kz решил инициировать новую рубрику «Если бы я стал министром…». В публикациях под ней мы собираемся дать слово экспертам, чтобы они, чисто гипотетически представив себя в роли людей, назначенных ответственными за ту или иную сферу жизнедеятельности, поделились своими мыслями о том, как бы они взялись ее реформировать.
А начнем мы с Министерства сельского хозяйства, учитывая массу накопившихся в этой отрасли проблем, которые то и дело приводят к нежелательным ситуациям вроде нынешней, вызванной резким ростом цен на картофель. О том, какие шаги нужно предпринять для оздоровления аграрного сектора экономики республики, рассуждает наш первый гость - президент АгроСоюза Казахстана Алик Сагиндыков.
- Понятно, что далеко не всё зависит от министра, но тем не менее... Алик Сабырбекович, с чего, по-вашему, нужно начать?
- Корень проблем я вижу в том, что в Казахстане до сих пор не завершены структурные институциональные преобразования, хотя о них начали говорить сразу же после обретения независимости. Проще говоря, у нас еще не полностью выстроена грамотная система государственного управления экономикой, что, собственно, и сдерживает ее нормальное развитие на протяжении всех этих 30 с лишним лет.
Поэтому первым делом нужно сформировать четкую систему управления аграрной отраслью. Без этого мы продолжим топтаться на месте. Министры будут приходить, предлагать какие-то реформы, а потом уходить, бросая начатое на полпути. Слишком долго мы наблюдаем за такими бессмысленными и болезненными пертурбациями. В этой связи мне понравилась идея Трампа создать Министерство по повышению эффективности госуправления США, которое будет следить за тем, насколько продуктивно работают госслужащие. Нам бы тоже не помешал такой орган...
- Какие недостатки вы видите в самой структуре Минсельхоза?
- Нынешняя структура министерства, на мой взгляд, получилась какой-то корявой и даже токсичной. Многие направления аграрной сферы почему-то оказались в других ведомствах. К примеру, управление водными ресурсами, которые всегда были тесно связаны с сельским хозяйством, отдали новому Министерству водных ресурсов и ирригации; лесным хозяйством – Министерству экологии и т.д. Плюс все комитеты Минсельхоза (по управлению земельными ресурсами, ветеринарному надзору и контролю, госинспекции в АПК) имеют свои территориальные подразделения в регионах. Там же действуют областные управления сельского хозяйства, подчиняющиеся непосредственно акимам. И вот они постоянно между собой «байгуют», устраивают какие-то проверки, мешают друг другу работать – и, как следствие, вязнут в коррупции и бюрократии. Я уже не говорю о многочисленных РГП с дублирующими функциями, польза от которых более чем сомнительна…
А нам нужен упорядоченный и компактный орган, команда которого будет работать слаженно и эффективно. От громоздкого аппарата мало толку, его следует облегчить и сократить. Все территориальные подразделения необходимо передать регионам в рамках децентрализация и реформы местного самоуправления. За министерством должны остаться лишь стратегические функции, то есть планирование, организация, руководство, координация и контроль.
- Успех любого дела зависит от правильного плана действий, особенно когда речь идет о развитии целой отрасли. Как с этим обстоят дела у Минсельхоза?
- Конечно, нужна грамотная аграрная программа - без нее никак. Летом прошлого года был утвержден Национальный план развития Казахстана до 2029 года, в результате чего министерства лишились своих профильных программ. Точнее, их просто закрыли за ненадобностью и даже не посчитали нужным заслушать отчеты по ним. Впрочем, по предыдущим многострадальным аграрным программам тоже никто не отчитывался – на что конкретно потратили бюджетные средства, чего достигли, какие допустили ошибки… А было их не меньше дюжины!
- Если бы вам доверили разработать новую стратегическую программу развития сельского хозяйства РК, то какие меры предложили бы в первую очередь?
- Лично я главным приоритетом считаю сельхозкооперацию. Как ни крути, а именно объединение, укрупнение субъектов аграрной отрасли может способствовать ее подъему. Но делать это нужно грамотно и последовательно, а не так, как в 2016-2017 годах, когда профильное министерство пыталось загнать в кооперативы подавляющее большинство крестьянских и личных подсобных хозяйств (ЛПХ), не создав для этого соответствующих условий. А сначала нужно узаконить те же ЛПХ, поскольку они нигде не зарегистрированы, налоги не платят, господдержки не получают, хотя их доля в общем объеме производимой в стране сельхозпродукции достигает 45-50%. Принятие Закона «О личных подсобных хозяйствах» в силу объективных и субъективных причин откладывается уже более 15 лет, но сегодня этим следует заняться в первую очередь.
Большие резервы таятся в развитии пастбищного животноводства, на что глава государства обращал внимание еще три года назад. Для этих целей у нас есть более 80 млн гектаров неиспользуемых сегодня пастбищ, которые отнесены к разным категориям земель. Если Казахстан не на словах (соответствующие заявления с высоких трибун мы слышали не раз), а на деле собирается стать серьезным экспортером мяса, то необходимо восстановить ту огромную пастбищную инфраструктуру, которую мы имели прежде. В том числе следует незамедлительно начать бороться с деградацией земель - в Казахстане она охватила почти 27 млн гектаров пастбищ. И здесь нам очень пригодились бы ресурсы и технологии иностранных инвесторов. Уверяю вас, они готовы зайти на наш рынок, просто каждый раз их гоняют по кабинетам, требуют гарантий и тем самым отпугивают.
Еще одним перспективным направлением является органическое сельское хозяйство. Оно, конечно, не новое, но с недавних пор его важность значительно возросла. Все больше людей, особенно в экономически развитых странах мира, хотят употреблять экологически чистые продукты и готовы за это хорошо платить. А в Казахстане есть все возможности для их производства.
Плюс необходимо навести порядок в управлении водными ресурсами. Без этого сложно добиться устойчивого развития сельского хозяйства. Как я уже говорил, данная сфера должна находиться в ведении МСХ. Сейчас в МВРИ пишут какие-то программы, концепции, однако распределение воды на местах продолжает вызывать множество вопросов.
Повышенного к себе внимания требует аграрная наука, переживающая сегодня тяжелые времена. С целью реанимировать ее был создан Национальный аграрный научно-образовательный центр (ранее «КазАгроИнновация»), но эта аморфная структура ничем не занимается и ни за что не отвечает, хотя ей подчиняются три профильных вуза, отраслевые НИИ и опытные хозяйства. Как я слышал, сейчас некоторые из этих научно-исследовательских институтов пытаются прибрать к рукам разные дельцы от науки, готовые растащить оставшуюся материально-техническую базу и земельные ресурсы.
Также назрела необходимость организовать эффективную систему распространения знаний. Нынешний кадровый потенциал в сельском хозяйстве Казахстана очень низкий – только 12% работников отрасли имеют аграрное образование. Люди не умеют планировать, неспособны управлять, даже собственными хозяйствами. В свое время внедрялась система Extension, во всех областях открывались центры обучения, на которые выделялись немалые деньги, но когда это дело передали в Национальную палату предпринимателей «Атамекен», всё заглохло...
Вообще, вопросы финансирования аграрной отрасли пора взять под особый контроль. Недавно было заявлено, что Казахстан планирует уйти от субсидирования и перейти к льготному кредитованию в сельском хозяйстве, но переходный период может затянуться. Вероятно, нужно усиливать Аграрную кредитную корпорацию до уровня банка или создавать отдельный банк, через который предоставлять аграриям преференции и льготы. Причем эта структура должна кредитовать не только производственный сектор, но и село в целом. То есть строить школы, больницы, хабы, клубы и т.д. Пора возвращать людей в сёла (не говоря уже о том, чтобы удержать оставшихся), а это станет возможным только тогда, когда там появятся рабочие места, увеличатся доходы сельского населения и повысится качество его жизни.
Хочу напомнить, что уровень развития экономики и степень социального благополучия страны определяются, прежде всего, по тому, насколько развиты ее сельское хозяйство и сельские территории. Наиболее показательный пример с этой точки зрения – 30 самых развитых стран мира, в число которых мы стремимся попасть. Поэтому перечисленные направления должны стать приоритетными в государственной социально-экономической политике. Важно не на словах, а на деле поднимать аграрную отрасль в Казахстане. Но для этого нужна политическая воля...
А начнем мы с Министерства сельского хозяйства, учитывая массу накопившихся в этой отрасли проблем, которые то и дело приводят к нежелательным ситуациям вроде нынешней, вызванной резким ростом цен на картофель. О том, какие шаги нужно предпринять для оздоровления аграрного сектора экономики республики, рассуждает наш первый гость - президент АгроСоюза Казахстана Алик Сагиндыков.
- Понятно, что далеко не всё зависит от министра, но тем не менее... Алик Сабырбекович, с чего, по-вашему, нужно начать?
- Корень проблем я вижу в том, что в Казахстане до сих пор не завершены структурные институциональные преобразования, хотя о них начали говорить сразу же после обретения независимости. Проще говоря, у нас еще не полностью выстроена грамотная система государственного управления экономикой, что, собственно, и сдерживает ее нормальное развитие на протяжении всех этих 30 с лишним лет.
Поэтому первым делом нужно сформировать четкую систему управления аграрной отраслью. Без этого мы продолжим топтаться на месте. Министры будут приходить, предлагать какие-то реформы, а потом уходить, бросая начатое на полпути. Слишком долго мы наблюдаем за такими бессмысленными и болезненными пертурбациями. В этой связи мне понравилась идея Трампа создать Министерство по повышению эффективности госуправления США, которое будет следить за тем, насколько продуктивно работают госслужащие. Нам бы тоже не помешал такой орган...
Кто-то предлагает корпоративное управление, кто-то – проектное, я же считаю правильным их совместить и создать реально работающую систему. Соответственно у министра должно быть четкое видение структурных преобразований. Это первое. Во-вторых, он обязан хорошо разбираться в аграрной сфере, иметь профильное образование и достаточный опыт работы. В-третьих, ему нужно собрать эффективную команду на принципах меритократии, в том числе из тех профессионалов, которые в разное время работали в министерстве, но не получили возможности как следует проявить себя. В-четвертых, он должен обладать авторитетом в аграрном сообществе и пользоваться доверием президента страны, чтобы получить у него карт-бланш на управление отраслью и прямую поддержку, которая требуется для осуществления стратегических реформ – возможно, неординарных, для кого-то болезненных, но необходимых.
- Какие недостатки вы видите в самой структуре Минсельхоза?
- Нынешняя структура министерства, на мой взгляд, получилась какой-то корявой и даже токсичной. Многие направления аграрной сферы почему-то оказались в других ведомствах. К примеру, управление водными ресурсами, которые всегда были тесно связаны с сельским хозяйством, отдали новому Министерству водных ресурсов и ирригации; лесным хозяйством – Министерству экологии и т.д. Плюс все комитеты Минсельхоза (по управлению земельными ресурсами, ветеринарному надзору и контролю, госинспекции в АПК) имеют свои территориальные подразделения в регионах. Там же действуют областные управления сельского хозяйства, подчиняющиеся непосредственно акимам. И вот они постоянно между собой «байгуют», устраивают какие-то проверки, мешают друг другу работать – и, как следствие, вязнут в коррупции и бюрократии. Я уже не говорю о многочисленных РГП с дублирующими функциями, польза от которых более чем сомнительна…
А нам нужен упорядоченный и компактный орган, команда которого будет работать слаженно и эффективно. От громоздкого аппарата мало толку, его следует облегчить и сократить. Все территориальные подразделения необходимо передать регионам в рамках децентрализация и реформы местного самоуправления. За министерством должны остаться лишь стратегические функции, то есть планирование, организация, руководство, координация и контроль.
- Успех любого дела зависит от правильного плана действий, особенно когда речь идет о развитии целой отрасли. Как с этим обстоят дела у Минсельхоза?
- Конечно, нужна грамотная аграрная программа - без нее никак. Летом прошлого года был утвержден Национальный план развития Казахстана до 2029 года, в результате чего министерства лишились своих профильных программ. Точнее, их просто закрыли за ненадобностью и даже не посчитали нужным заслушать отчеты по ним. Впрочем, по предыдущим многострадальным аграрным программам тоже никто не отчитывался – на что конкретно потратили бюджетные средства, чего достигли, какие допустили ошибки… А было их не меньше дюжины!
На самом деле разработать толковую программу не так сложно. Нужно использовать уже готовые предложения, инициированные разными экспертными группами, проанализировать их и отобрать самые ценные идеи. Думаю, на то, чтобы подготовить такой документ и провести его через парламент, достаточно шести месяцев. А уже через три-четыре года можно ожидать результатов. Главное – чтобы команда, которой это доверят, довела дело до конца. Иными словами, она должна не просто внедрить те или иные новации, но и добиться отдачи от них. Поэтому ни в коем случае нельзя менять министра до полной реализации программы! А чтобы он мог рассчитывать на необходимое содействие со стороны смежных министерств, нужна поддержка главы государства.
- Если бы вам доверили разработать новую стратегическую программу развития сельского хозяйства РК, то какие меры предложили бы в первую очередь?
- Лично я главным приоритетом считаю сельхозкооперацию. Как ни крути, а именно объединение, укрупнение субъектов аграрной отрасли может способствовать ее подъему. Но делать это нужно грамотно и последовательно, а не так, как в 2016-2017 годах, когда профильное министерство пыталось загнать в кооперативы подавляющее большинство крестьянских и личных подсобных хозяйств (ЛПХ), не создав для этого соответствующих условий. А сначала нужно узаконить те же ЛПХ, поскольку они нигде не зарегистрированы, налоги не платят, господдержки не получают, хотя их доля в общем объеме производимой в стране сельхозпродукции достигает 45-50%. Принятие Закона «О личных подсобных хозяйствах» в силу объективных и субъективных причин откладывается уже более 15 лет, но сегодня этим следует заняться в первую очередь.
Большие резервы таятся в развитии пастбищного животноводства, на что глава государства обращал внимание еще три года назад. Для этих целей у нас есть более 80 млн гектаров неиспользуемых сегодня пастбищ, которые отнесены к разным категориям земель. Если Казахстан не на словах (соответствующие заявления с высоких трибун мы слышали не раз), а на деле собирается стать серьезным экспортером мяса, то необходимо восстановить ту огромную пастбищную инфраструктуру, которую мы имели прежде. В том числе следует незамедлительно начать бороться с деградацией земель - в Казахстане она охватила почти 27 млн гектаров пастбищ. И здесь нам очень пригодились бы ресурсы и технологии иностранных инвесторов. Уверяю вас, они готовы зайти на наш рынок, просто каждый раз их гоняют по кабинетам, требуют гарантий и тем самым отпугивают.
Еще одним перспективным направлением является органическое сельское хозяйство. Оно, конечно, не новое, но с недавних пор его важность значительно возросла. Все больше людей, особенно в экономически развитых странах мира, хотят употреблять экологически чистые продукты и готовы за это хорошо платить. А в Казахстане есть все возможности для их производства.
Плюс необходимо навести порядок в управлении водными ресурсами. Без этого сложно добиться устойчивого развития сельского хозяйства. Как я уже говорил, данная сфера должна находиться в ведении МСХ. Сейчас в МВРИ пишут какие-то программы, концепции, однако распределение воды на местах продолжает вызывать множество вопросов.
Повышенного к себе внимания требует аграрная наука, переживающая сегодня тяжелые времена. С целью реанимировать ее был создан Национальный аграрный научно-образовательный центр (ранее «КазАгроИнновация»), но эта аморфная структура ничем не занимается и ни за что не отвечает, хотя ей подчиняются три профильных вуза, отраслевые НИИ и опытные хозяйства. Как я слышал, сейчас некоторые из этих научно-исследовательских институтов пытаются прибрать к рукам разные дельцы от науки, готовые растащить оставшуюся материально-техническую базу и земельные ресурсы.
Надо понимать, что без фундаментальной науки и прикладных исследований не будет развития сельхозотрасли. По-хорошему, в МСХ должен быть, как раньше, отдельный комитет аграрной науки, который бы работал напрямую с профильными вузами и НИИ. Ведь сейчас они даже целевое финансирование не могут вовремя получить, поскольку вынуждены проходить через все согласования в многочисленных структурах…
Также назрела необходимость организовать эффективную систему распространения знаний. Нынешний кадровый потенциал в сельском хозяйстве Казахстана очень низкий – только 12% работников отрасли имеют аграрное образование. Люди не умеют планировать, неспособны управлять, даже собственными хозяйствами. В свое время внедрялась система Extension, во всех областях открывались центры обучения, на которые выделялись немалые деньги, но когда это дело передали в Национальную палату предпринимателей «Атамекен», всё заглохло...
Вообще, вопросы финансирования аграрной отрасли пора взять под особый контроль. Недавно было заявлено, что Казахстан планирует уйти от субсидирования и перейти к льготному кредитованию в сельском хозяйстве, но переходный период может затянуться. Вероятно, нужно усиливать Аграрную кредитную корпорацию до уровня банка или создавать отдельный банк, через который предоставлять аграриям преференции и льготы. Причем эта структура должна кредитовать не только производственный сектор, но и село в целом. То есть строить школы, больницы, хабы, клубы и т.д. Пора возвращать людей в сёла (не говоря уже о том, чтобы удержать оставшихся), а это станет возможным только тогда, когда там появятся рабочие места, увеличатся доходы сельского населения и повысится качество его жизни.
Хочу напомнить, что уровень развития экономики и степень социального благополучия страны определяются, прежде всего, по тому, насколько развиты ее сельское хозяйство и сельские территории. Наиболее показательный пример с этой точки зрения – 30 самых развитых стран мира, в число которых мы стремимся попасть. Поэтому перечисленные направления должны стать приоритетными в государственной социально-экономической политике. Важно не на словах, а на деле поднимать аграрную отрасль в Казахстане. Но для этого нужна политическая воля...
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
В ожидании кризисов 2025-го: как Казахстану смягчить их удары?
10.12.2024, автор Сауле Исабаева.