АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Если бы я стал министром просвещения Казахстана…

Если бы я стал министром просвещения Казахстана…

7.03.2025, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Министерство просвещения – следующее на очереди в нашей рубрике «Если бы я стал министром…». Созданное менее трех лет назад, оно получило в наследство от МОН РК массу сложных системных проблем, возникших в том числе в результате многолетних неграмотных и непоследовательных реформ. То, какие шаги следует предпринять руководству ведомства, чтобы в короткие сроки поставить казахстанскую школу на ноги, мы обсудили с профильными экспертами.

Правда, некоторые согласились принять участие в нашем опросе лишь на условиях анонимности, поэтому отдельно их ответы мы не можем опубликовать. Но в целом они сошлись во мнении, что одна из ключевых проблем среднего образования в Казахстане – это высокая степень его разнородности. Как следствие, у школьников из разных регионов абсолютно разный уровень знаний, что отчетливо видно по результатам исследований PISA. А потому главная задача министра заключается в сокращении этого разрыва. Грубо говоря, качество обучения в «слабых» школах необходимо подтянуть до планки «сильных». Да и в целом ликвидировать там любое неравенство и вернуть функцию социального лифта.

Кроме того, эксперты продолжают ратовать за избавление учителей от лишней документации и общественной нагрузки. В министерстве утверждают, что постепенно их разгружают, но на самом деле ситуация мало меняется – бесконечные отчеты никто не отменял. Просто где-то бумажная волокита сменилась на электронную, которая в такой же степени отвлекает педагогов от их непосредственной деятельности и не оставляет времени на профессиональное самосовершенствование.

Чрезмерная «опека» со стороны государства также лишает общеобразовательную систему здоровой конкурентной борьбы, в которой, как правило, и рождается качество. Ведь школы практически не имеют свободы в принятии решений, творчества и самостоятельности в организации учебного процесса. Соответственно эксперты предлагают в рамках дебюрократизации системы образования смягчить контроль, в том числе сократить до необходимого минимума количество внешних проверок, поскольку никакой пользы от них нет.


А еще они выступают за изменение системы ЕНТ и распределения грантов, которая в своем нынешнем виде вынуждает школьников вслепую выбирать профессию, не обеспечивает равный доступ в вузы в силу большой разницы в качестве обучения, да и в целом не способствует интеллектуальному развитию учащихся. По сути, существующая сейчас система превратила поступление в вузы в лотерею, а сам учебный процесс – в бессмысленную зубрежку. Конечно, как заслон коррупции и некий фильтр ЕНТ необходимо, но оно не должно служить единственным критерием при принятии решения о присуждении государственных грантов, считают эксперты.

Среди недостатков традиционной школы они также назвали отсутствие общественного контроля, серьезных исследований относительно степени эффективности обучения в каждом общеобразовательном учреждении, учебно-производственных комбинатов, конструктивного диалога с общественностью и гибкого реагирования на потребности учащихся. Плюс эксперты говорили о низком уровне компетенций у педагогов, дефиците кадров, некачественных учебниках, перегруженности классов, аварийном состоянии зданий, недостаточном контроле за организацией детского питания, слабости систем безопасности, психологической и медицинской служб...

А теперь мнения тех, кто согласился высказаться открыто.

Ирина Смирнова, депутат мажилиса парламента РК:
«Отношение государства ко всем детям должно быть одинаковым»
Если бы я стал министром просвещения Казахстана…

- Я бы не хотела работать министром просвещения, но если бы все же оказалась на этой должности, то первым делом занялась бы проблемами сирот, которые находятся под опекой государства. А именно тем, чтобы обеспечить их качественным образованием, комфортными условиями проживания в специальных учреждениях или приемных семьях, собственным жильем, когда они вырастут.

Во-вторых, обновила бы учебные программы во всех организациях образования. В своем нынешнем виде они не выдерживают никакой критики. Причем акцент сделала бы на развитии цифровой грамотности, эмоционального интеллекта, критического мышления, воспитательной работы. Сейчас эти направления в школах практически отсутствуют.


В-третьих, обратила бы внимание на самих учителей, в том числе на их материальное положение. Поскольку они – основа, ключевое звено системы образования и несут огромную ответственность перед обществом, то и зарплаты их должны быть соответствующими. И неважно, начинающий это педагог или с большим стажем, – получать все должны одинаково, но, конечно, с учетом нагрузки. А доплачивать можно лишь за некие особые достижения. Плюс к этому озаботилась бы совершенствованием системы переподготовки учителей – ее нужно отправить в свободную среду, поскольку только в условиях здоровой конкуренции она может получить развитие.

В-четвертых, стремилась бы к тому, чтобы сделать школу открытой, то есть доступной не только для детей, но и для взрослых, живущих неподалеку. Она должна стать образовательным и культурным центром каждого района либо села – с библиотекой, конференц-залом, спортивным комплексом, буфетами, медицинскими кабинетами и прочим. Там могли бы проходить профориентацию все желающие, проводить свои собрания местные жители, общественные советы, устраиваться различные развлекательные мероприятия, соревнования и т.д. Но главное - школа должна служить примером борьбы с бюрократией и коррупцией. Государство вкладывает в нее значительные ресурсы, поэтому есть возможность сделать ее многофункциональным комплексом, способствующим повышению интеллектуального уровня населения.

В-пятых, провела бы реформу среднего специального образования. Часть колледжей передала бы в доверительное управление тем организациям, которые могут реально обеспечить дуальное обучение, давать навыки, необходимые на производстве, развивать предпринимательские способности у учащихся со студенческой скамьи.


Ну и, в-шестых, не разделяла бы школы и другие организации образования на частные и государственные, сельские и городские и т.д. Везде учатся дети граждан Казахстана, поэтому отношение государства к ним и к местам их обучения должно быть одинаковым.

Салтанат Мурзалинова-Яковлева, руководитель Центра социальных инклюзивных программ (ЦСИП), мама шестерых детей:
«Нужно избавить школы от излишнего контроля и создать там здоровую обстановку»

- Современные дети – это весьма неоднородная аудитория. Сегодня в мире, в том числе в Казахстане, каждый тридцатый ребенок рождается с расстройством аутистического спектра. Плюс резко выросло количество рожденных с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СГВД). И это мы говорим только о двух особенностях, а их гораздо больше - поведенческие, интеллектуальные и другие. И они могут обуславливать необходимость поддержки. Однако в силу того, что у многих детей эти особенности не так ярко выражены и у них нет соответствующего документа от психолого-медико-педагогической комиссии, наша система образования их не учитывает. По ее оценкам, в классе учатся один-два особенных ребенка, поэтому она не считает нужным направлять туда дополнительные ресурсы.

Вообще нельзя делить детей на нейротипичных и нейроотличных. Образование должно быть инклюзивным - это новая нормальность, обязательный фактор. Как решение я предлагаю парное преподавание, когда помимо педагога на уроке присутствует ассистент. И не просто помощник (вроде няни или дефектолога), а обычный педагог (математики, физики, литературы и т.д.), имеющий специальные навыки (special education) работы с учащимися, которым необходима дополнительная поддержка. Тем более что в такой поддержке часто нуждаются и здоровые дети, переживающие стресс или по разным причинам отстающие от учебной программы. Данная практика должна стать повсеместной, но для этого государству нужно перестать экономить на системе образования, а Министерству просвещения следует активно продвигать данную инициативу. Хотя я сомневаюсь, что они на такое решатся.

Кроме того, необходимо уделять больше внимания подготовке школьных психологов. Возможно, стоит даже создать специальные организации, которые бы этим занимались. Да, радует, что мы вообще добились появления штатного психолога в учреждениях образования, но, как правило, это один человек на 500, а то и больше учеников, что крайне мало в нынешних реалиях, когда вокруг царят нестабильность, агрессия, войны и конфликты. К тому же уверена, что эти специалисты больше озабочены составлением отчетов, нежели детьми...

С недавних пор правительство нацелилось на строительство «комфортных школ», даже специальный национальный проект разработало. Но, может, для начала стоит сделать таковыми уже существующие государственные учебные заведения?! Как минимум - избавить их от излишнего контроля и создать здоровую обстановку, чтобы дети хотели проводить там больше времени и были мотивированы на учебу. В этой связи имеет смысл внедрить качественные критерии оценки развития социально-эмоционального интеллекта. Грубо говоря, насколько ребенок счастлив в той или иной школе. Причем оценивать должны не педагоги и родители, а сторонние специалисты на основе серьезных исследований реального самочувствия детей в рамках учебного процесса.


А еще у нас очень много внимания уделяется детям-олимпиадникам, что, естественно, можно только приветствовать. И если бы я была министром, то создала бы отдельное подразделение, которое бы продолжило ими заниматься. Тем не менее, любая сегрегация убивает качество образования, лишая детей равных возможностей на его получение. В итоге вместо подготовленных интеллектуально и морально выпускников мы на выходе получаем сломанных нашей системой людей.

Поэтому в первую очередь я бы взялась за изменение внутренней политики школ с формированием совершенно иных подходов к обучению. С этой целью привлекла бы большое количество практиков, которые работали в других странах и могли бы поделиться полезным опытом. Ну и, конечно, всегда держала бы фокус на концепции инклюзивного образования, чтобы система подстраивалась под потребности учащихся, а не наоборот.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром сельского хозяйства Казахстана... Часть 2-я
30.01.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Если бы я стал министром просвещения Казахстана…