1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром просвещения Казахстана… Часть 2-я

12.03.2025, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
В прошлый раз на тему «Если бы я стал министром просвещения Казахстана…» высказались эксперты, имеющие прямое отношение к этой сфере. А сегодня мы предлагаем вниманию читателей взгляд неравнодушного человека как бы со стороны: известный в нашей стране юрист Сергей Уткин делится своим мнением относительно двух важных аспектов системы школьного образования.

Выборы директоров
Начну с темы, касающейся руководителей общеобразовательных учреждений. Именно от директора зависит атмосфера в школе – действительно ли в ней будет культ знаний, свободы личности, равноправия или культ силы, угнетения слабых, наносного патриотизма и двойной морали. Именно он подбирает педагогов и ставит перед ними задачи. В общем, от него зависит очень многое, если не всё.
Так сложилось, что в чиновничьей среде балом правит коррупция (данное замечание касается далеко не только нашей страны). И система школьного обучения здесь, к сожалению, идет в первых рядах: вспомните, сколь часто становятся достоянием гласности факты миллиардных хищений. А должность начальника управления образования потенциально является суперкоррупционной: он имеет возможность воровать на госзакупках, на разного рода приписках («мертвых душах» и т.п.)… И еще, что особенно страшно, те, кто занимает это кресло, торгуют должностями руководителей школ (да-да, не делайте круглые глаза!).
В результате за последние 10-20 лет директоров старой (советской) формации, которые любили детей и реально заботились об уровне их образования и воспитания, вытеснили новые – в основном директора-бизнесмены. Они купили эти места, в связи с чем вынуждены «отбивать» потраченные деньги. Ну и, конечно, смысл всей их деятельности – как можно больше зарабатывать на нелегальных доходах. К тому же за лояльность и покровительство они должны на ежемесячной основе платить начальнику управления. Поэтому должности учителей и техперсонала продаются уже директорами, а отсюда и частые жалобы на поборы…
И если в сути школьной деятельности лежит прибыль, а образование и воспитание – лишь для вида, то мы и получаем «на выходе» это уродство, которое никакими приказами Министерства просвещения и стандартами не исправить. А как же исправить? Докладываю.
Задача государства в данном случае – установить квалификационные требования для кандидатов на этот пост (образование, стаж и т.п.). И любой человек, отвечающий таким требованиям, вправе претендовать на должность. А директор выбирается из числа заявленных кандидатов, как уже сказано, родителями. В старших классах право голоса можно передать самим учащимся (вместо их пап и мам) – это следует обсудить. Избирательная комиссия должна состоять тоже из родителей – по одному от каждого класса. Голосует только один из родителей (кто именно, пусть договариваются между собой). Один ученик – один голос. Выигравший кандидат становится директором. Сами выборы и подсчет голосов проходят максимально открыто. В случае необходимости назначается второй тур. Кандидаты должны иметь возможность представить свои программы, провести агитационную работу. Всё по-настоящему, как у политиков.
С директором, которого избрали родители, начальник управления образования подписывает трудовой договор. Он же вправе расторгнуть этот договор (уволить с должности), но избирать нового опять будут только родители, причем предыдущий директор должен иметь право баллотироваться (при условии соответствия квалификационным требованиям). Ведь возможна и такая ситуация: родители в нем души не чают, а начальник управления его специально убирает. Если какая-то часть родителей (какая именно в процентном отношении, нужно заранее обговорить) не удовлетворена работой избранного директора и настаивает на досрочном проведении новых выборов, то она должна получить такое право.
Никакого финансирования выборы руководителей школ не потребуют. Избирательная комиссия, состоящая из родителей, будет работать чисто на общественных началах. Изготовление бюллетеней стоит копейки (можно собрать на них деньги с кандидатов). Агитацию кандидаты проводят за свой счет, школа только предоставляет свои помещения, чаты и прочие интернет-ресурсы на равных для всех претендентов условиях.
Ваучеры и частные школы
Давайте признаем, что в целом частные школы – это благо. Да, с одной стороны, вроде бы прямая или косвенная цель их учредителей – заработать. Но, с другой, они находятся в конкурентной среде, а потому вынуждены давать образование и воспитание более качественное, чем предлагают другие аналогичные учебные заведения, ведь только в этом случае родители сделают выбор в их пользу. Значит, хозяева частных школ должны ставить качество обучения и воспитания впереди прибыли, иначе они обанкротятся. То есть свободный рынок образовательных услуг сам всё отрегулирует, и никакие проверяющие, по большому счету, ему не нужны.
Количество ваучеров, кстати, будет одним из показателей качества работы государственных учебных заведений: в какие их принесут больше, те и являются лучшими. Понятно, что школы не резиновые, и в самых образцовых из них места могут быстро закончиться. С частными же всё просто: они дополнительно к ваучеру устанавливают определенную сумму доплаты, и чем выше спрос, тем больше эта сумма – снова рынок всё сам отрегулирует. А государственные школы, на которые сложится повышенный спрос, должны иметь возможность за счет ваучеров строить и оборудовать дополнительные площади, расширять штаты учителей или доплачивать за повышенную нагрузку, приобретать новую мебель и т.п. Чем больше будет самостоятельности у выборных директоров государственных школ, тем лучше. В том числе это касается премирования педагогов.
При такой системе госфинансирования частные школы начнут появляться как грибы после дождя. Передовые учителя, завучи и директора будут организовывать свои частные школы, находить партнеров-бизнесменов и инвесторов, создавать и использовать прогрессивные методики обучения и т.д. Государству это выгодно – не нужно постоянно думать, что школ не хватает, постоянно выделять дополнительные миллиарды на строительство новых зданий. Меньше забот будет в плане управления и контроля за госрасходами – частные школы, работающие в условиях свободного конкурентного рынка, разберутся сами, на что им лучше потратить госсредства, полученные по ваучерам.

Выборы директоров
Начну с темы, касающейся руководителей общеобразовательных учреждений. Именно от директора зависит атмосфера в школе – действительно ли в ней будет культ знаний, свободы личности, равноправия или культ силы, угнетения слабых, наносного патриотизма и двойной морали. Именно он подбирает педагогов и ставит перед ними задачи. В общем, от него зависит очень многое, если не всё.
Сегодня кандидатуру директора, по сути, единолично определяет начальник управления образования (все конкурсные и т.п. процедуры проводятся формальны и лишь для вида). Получается, что если в школе всё зависит от директора, а сам он полностью зависит от начальника управления, то здесь и надо искать корни большинства пороков, в которых погрязла эта сфера.
Так сложилось, что в чиновничьей среде балом правит коррупция (данное замечание касается далеко не только нашей страны). И система школьного обучения здесь, к сожалению, идет в первых рядах: вспомните, сколь часто становятся достоянием гласности факты миллиардных хищений. А должность начальника управления образования потенциально является суперкоррупционной: он имеет возможность воровать на госзакупках, на разного рода приписках («мертвых душах» и т.п.)… И еще, что особенно страшно, те, кто занимает это кресло, торгуют должностями руководителей школ (да-да, не делайте круглые глаза!).
В результате за последние 10-20 лет директоров старой (советской) формации, которые любили детей и реально заботились об уровне их образования и воспитания, вытеснили новые – в основном директора-бизнесмены. Они купили эти места, в связи с чем вынуждены «отбивать» потраченные деньги. Ну и, конечно, смысл всей их деятельности – как можно больше зарабатывать на нелегальных доходах. К тому же за лояльность и покровительство они должны на ежемесячной основе платить начальнику управления. Поэтому должности учителей и техперсонала продаются уже директорами, а отсюда и частые жалобы на поборы…
И если в сути школьной деятельности лежит прибыль, а образование и воспитание – лишь для вида, то мы и получаем «на выходе» это уродство, которое никакими приказами Министерства просвещения и стандартами не исправить. А как же исправить? Докладываю.
Надеяться на то, что начальником управления образования будет ангел, не стоит – система не позволит. Изменить ее не под силу никакому министру. Придумывать всевозможные бюрократические комиссии по отбору директоров – тоже смысла нет: начальник управления всё равно подомнет их под себя. Поэтому нужно задаться вопросом: кому институционально выгодно, чтобы дети реально получали хорошие знания и правильное воспитание, а не просто ходили в школу? Ответ: родителям. Значит, нужно именно им доверить право определять, кто возглавит учреждение, в котором учатся их чада. Если директор будет зависеть от родителей, то он станет работать на них, а не на коррупционные интересы начальника управления.
Задача государства в данном случае – установить квалификационные требования для кандидатов на этот пост (образование, стаж и т.п.). И любой человек, отвечающий таким требованиям, вправе претендовать на должность. А директор выбирается из числа заявленных кандидатов, как уже сказано, родителями. В старших классах право голоса можно передать самим учащимся (вместо их пап и мам) – это следует обсудить. Избирательная комиссия должна состоять тоже из родителей – по одному от каждого класса. Голосует только один из родителей (кто именно, пусть договариваются между собой). Один ученик – один голос. Выигравший кандидат становится директором. Сами выборы и подсчет голосов проходят максимально открыто. В случае необходимости назначается второй тур. Кандидаты должны иметь возможность представить свои программы, провести агитационную работу. Всё по-настоящему, как у политиков.
С директором, которого избрали родители, начальник управления образования подписывает трудовой договор. Он же вправе расторгнуть этот договор (уволить с должности), но избирать нового опять будут только родители, причем предыдущий директор должен иметь право баллотироваться (при условии соответствия квалификационным требованиям). Ведь возможна и такая ситуация: родители в нем души не чают, а начальник управления его специально убирает. Если какая-то часть родителей (какая именно в процентном отношении, нужно заранее обговорить) не удовлетворена работой избранного директора и настаивает на досрочном проведении новых выборов, то она должна получить такое право.
Никакого финансирования выборы руководителей школ не потребуют. Избирательная комиссия, состоящая из родителей, будет работать чисто на общественных началах. Изготовление бюллетеней стоит копейки (можно собрать на них деньги с кандидатов). Агитацию кандидаты проводят за свой счет, школа только предоставляет свои помещения, чаты и прочие интернет-ресурсы на равных для всех претендентов условиях.
Ваучеры и частные школы
Давайте признаем, что в целом частные школы – это благо. Да, с одной стороны, вроде бы прямая или косвенная цель их учредителей – заработать. Но, с другой, они находятся в конкурентной среде, а потому вынуждены давать образование и воспитание более качественное, чем предлагают другие аналогичные учебные заведения, ведь только в этом случае родители сделают выбор в их пользу. Значит, хозяева частных школ должны ставить качество обучения и воспитания впереди прибыли, иначе они обанкротятся. То есть свободный рынок образовательных услуг сам всё отрегулирует, и никакие проверяющие, по большому счету, ему не нужны.
Необходимо до начала учебного года всем родителям выдавать на каждого ребенка ваучер (примерно, как на секции и кружки за госсчет, только не по желанию, а в обязательном порядке), и папы с мамами сами определят, в какую школу – государственную или частную – они его направят. Ваучер должен давать образовательному учреждению право получить из бюджета деньги. В его стоимость нужно включить все расходы, в том числе на содержание зданий, питание, мебель, оборудование, зарплаты учителям и т.д. Стоимость каждого ваучера определяется легко: весь бюджет на среднее образование делится на количество охваченных им учащихся. Государственные школы, кроме ваучеров, никакого финансирования более получать не должны. Для сельской местности пока можно сделать исключение, если детей слишком мало и средств от ваучеров катастрофически не хватает.
Количество ваучеров, кстати, будет одним из показателей качества работы государственных учебных заведений: в какие их принесут больше, те и являются лучшими. Понятно, что школы не резиновые, и в самых образцовых из них места могут быстро закончиться. С частными же всё просто: они дополнительно к ваучеру устанавливают определенную сумму доплаты, и чем выше спрос, тем больше эта сумма – снова рынок всё сам отрегулирует. А государственные школы, на которые сложится повышенный спрос, должны иметь возможность за счет ваучеров строить и оборудовать дополнительные площади, расширять штаты учителей или доплачивать за повышенную нагрузку, приобретать новую мебель и т.п. Чем больше будет самостоятельности у выборных директоров государственных школ, тем лучше. В том числе это касается премирования педагогов.
При такой системе госфинансирования частные школы начнут появляться как грибы после дождя. Передовые учителя, завучи и директора будут организовывать свои частные школы, находить партнеров-бизнесменов и инвесторов, создавать и использовать прогрессивные методики обучения и т.д. Государству это выгодно – не нужно постоянно думать, что школ не хватает, постоянно выделять дополнительные миллиарды на строительство новых зданий. Меньше забот будет в плане управления и контроля за госрасходами – частные школы, работающие в условиях свободного конкурентного рынка, разберутся сами, на что им лучше потратить госсредства, полученные по ваучерам.
В результате все будут довольны. Кроме, конечно, коррумпированных чиновников, которые сразу начнут визжать про патриотизм, утрату национальной идентичности и т.п. Но мы же понимаем, почему они будут это делать. А частные школы, кстати, появятся на любой вкус, так что все родители смогут найти именно то, что им нужно. Ну и стандарты с лицензиями от Министерства просвещения, конечно, отменять никто не собирается.
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.