24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Новая промышленная политика для Казахстана. Часть 2-я

23.05.2025, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
Рахимбек Абдрахманов
Центр международного развития при Гарвардском университете разработал Индекс экономической сложности (ECI), который оценивает производственный потенциал страны, замеряя, насколько разнообразной и технологически сложной является её экспортная корзина. Чем выше индекс, тем выше уровень производственного и технологического развития.
Несырьевое производство: диагноз и рецепты
Страны вроде Китая и Сингапура наглядно демонстрируют, что рост экономической сложности напрямую связан с экономическим ростом и доходами населения. Эмпирические исследования показывают, что сложность экспорта (export sophistication) — важнейший и устойчивый фактор экономического подъема.
Из представленного ниже графика наглядно видно, что Казахстан в развитии сложного технологического производства уступает даже таким отсталым странам, как Габон, Молдова, и ненамного опережает одну из беднейших стран мира - Буркина Фасо, где основными статьями экспорта являются золото, хлопок и цинк.
Динамика Индекса экономической сложности (ECI) для выбранных стран в 1995–2023 гг.
Следующий график дает представление о способности тех или иных стран трансформировать инвестиции в развитие несырьевого экспортного сектора. В нем отражена взаимосвязь между объёмом инвестиций и уровнем нефтяного экспорта (оба показателя взяты в расчете на душу населения). В конечном итоге важно не то, сколько инвестиций привлекла страна, а то, насколько она способна конвертировать их в устойчивое ненефтяное производство и получать высокую отдачу от этого в виде диверсифицированного экспорта. Если такая способность отсутствует, то даже большие суммы привлечённого капитала не приведут к формированию новых отраслей, появлению дополнительных рабочих мест с высокой добавленной стоимостью, а национальный доход останется зависимым от мировых цен на сырьё. Такой инвестиционный тупик не только ограничивает экономический потенциал страны, но и тормозит рост доходов населения, не позволяет снизить степень социального неравенства.

Такое положение дел свидетельствует о структурных проблемах отечественной экономики – в частности, о доминировании нефтегазового сектора и ограниченной способности к диверсификации. Для изменения ситуации необходима полная перезагрузка экономической политики: экспортная дисциплина, новые подходы к поддержке технологичных производств, осмысленное стимулирование инноваций, развитие человеческого капитала и инфраструктуры. Примеры таких стран, как Малайзия и ОАЭ, показывают, что эффективное использование инвестиций может привести к значительному росту ненефтяного экспорта и выходу из ресурсной зависимости.
В целом представленные данные подтверждают, что в Казахстане экономические рецепты, предлагаемые властями для трансформации промышленности, не работают. Таможенно-тарифная политика не защищает приоритетные производственные сектора, а контрабанда добивает тех немногих несырьевых производителей, которым посчастливилось выжить. С другой стороны, крупные казахстанские компании не инвестируют в сложные производственные процессы, требующие обучения кадров, экспериментов. В нефтегазовых и нефтехимических отраслях не просматривается желания развивать промежуточные звенья (оборудование, геологоразведка и т.п.), в отличие от того, что мы видим на примере Норвегии или Канады. В остальных секторах экономики крупным и средним компаниям выгоднее заниматься строительством, торговлей и импортом. Отсутствие «сложных» технологических отраслей (тех самых, которые обеспечили в свое время стремительный рывок азиатских «тигров») не позволяет повысить производительности труда и доходы населения.
Как Казахстану получить доступ к передовым технологиям?
Переход к постнефтяной экономике требует чёткой и прагматичной стратегии диверсификации. В рассматриваемом исследовании Международного валютного фонда предлагается вполне реалистичный план начала модернизации ненефтяной промышленности для таких стран, как Казахстан. Заложенный в нем подход учитывает опыт «азиатских тигров» и нацелен на устойчивое развитие экспортных производств с высокой добавленной стоимостью. Важно оговориться, что «рецепту» от МВФ – в силу либеральной направленности ее деятельности – явно недостаёт протекционистских мер, поэтому мы их добавим от себя.
Первым шагом к формированию постнефтяной экономики, по мнению авторов исследования, должно стать создание Национальной системы диверсификации — комплексного институционального плана. В нем должны быть чётко определены цели: активное применение экспортной дисциплины, наращивание технологического экспорта, комплексная поддержка технологических компаний, в том числе через протекционизм, рост производительности указанных компаний и создание на их базе хорошо оплачиваемых рабочих мест. Такая система должна включать в себя выбор приоритетных направлений, график достижения целей, инструменты поддержки (таможенно-тарифная политика, экспортная дисциплина компаний и государственных организаций, финансирование, обучение, инфраструктура, помощь государства в привлечении технологий) и механизмы подотчётности для компаний, получающих господдержку. Одним из главных принципов данной стратегии является фокус не на традиционных для нас сырьевых секторах, не на производстве продукции первого передела и не на проектах, направленных на внутреннего потребителя, а на сложных, экспортоориентированных секторах. Это потребует инвестиций в НИОКР, патентной активности и повышения уровня технического образования, но именно такой путь может обеспечить устойчивый рост.
Вместе с тем, авторы исследования предлагают три стратегии (или три уровня) развития — в зависимости от горизонта времени и степени технологической сложности. Эти стратегии не противопоставляются друг другу, а должны применяться одновременно, создавая баланс между краткосрочными успехами и долгосрочными трансформациями.

«Snail Crawl» (медленное продвижение) предполагает улучшение существующих отраслей и повышение эффективности в известных секторах, «Leapfrogging» (рывок) — переход к более технологичным сферам, зачастую с привлечением внешних инвестиций и знаний, а «Moonshots» — это ставка на амбициозные, долгосрочные проекты в наукоёмких и высокотехнологичных направлениях.
Продолжение следует
Центр международного развития при Гарвардском университете разработал Индекс экономической сложности (ECI), который оценивает производственный потенциал страны, замеряя, насколько разнообразной и технологически сложной является её экспортная корзина. Чем выше индекс, тем выше уровень производственного и технологического развития.
Несырьевое производство: диагноз и рецепты
Страны вроде Китая и Сингапура наглядно демонстрируют, что рост экономической сложности напрямую связан с экономическим ростом и доходами населения. Эмпирические исследования показывают, что сложность экспорта (export sophistication) — важнейший и устойчивый фактор экономического подъема.
Из представленного ниже графика наглядно видно, что Казахстан в развитии сложного технологического производства уступает даже таким отсталым странам, как Габон, Молдова, и ненамного опережает одну из беднейших стран мира - Буркина Фасо, где основными статьями экспорта являются золото, хлопок и цинк.

Динамика Индекса экономической сложности (ECI) для выбранных стран в 1995–2023 гг.
Следующий график дает представление о способности тех или иных стран трансформировать инвестиции в развитие несырьевого экспортного сектора. В нем отражена взаимосвязь между объёмом инвестиций и уровнем нефтяного экспорта (оба показателя взяты в расчете на душу населения). В конечном итоге важно не то, сколько инвестиций привлекла страна, а то, насколько она способна конвертировать их в устойчивое ненефтяное производство и получать высокую отдачу от этого в виде диверсифицированного экспорта. Если такая способность отсутствует, то даже большие суммы привлечённого капитала не приведут к формированию новых отраслей, появлению дополнительных рабочих мест с высокой добавленной стоимостью, а национальный доход останется зависимым от мировых цен на сырьё. Такой инвестиционный тупик не только ограничивает экономический потенциал страны, но и тормозит рост доходов населения, не позволяет снизить степень социального неравенства.

Казахстан на этом графике находится в нижнем левом секторе и соседствует с Габоном, Ираном, Эквадором. Несмотря на относительно высокий объем инвестиций в расчете на душу населения, наша страна демонстрирует крайне низкий уровень ненефтяного экспорта. Это указывает на несостоятельность действующей в Казахстане инвестиционной модели, при которой значительные вложения не ведут к развитию технологичных и производственных отраслей, способных обеспечить устойчивый экспортный потенциал несырьевой направленности.
Такое положение дел свидетельствует о структурных проблемах отечественной экономики – в частности, о доминировании нефтегазового сектора и ограниченной способности к диверсификации. Для изменения ситуации необходима полная перезагрузка экономической политики: экспортная дисциплина, новые подходы к поддержке технологичных производств, осмысленное стимулирование инноваций, развитие человеческого капитала и инфраструктуры. Примеры таких стран, как Малайзия и ОАЭ, показывают, что эффективное использование инвестиций может привести к значительному росту ненефтяного экспорта и выходу из ресурсной зависимости.
В целом представленные данные подтверждают, что в Казахстане экономические рецепты, предлагаемые властями для трансформации промышленности, не работают. Таможенно-тарифная политика не защищает приоритетные производственные сектора, а контрабанда добивает тех немногих несырьевых производителей, которым посчастливилось выжить. С другой стороны, крупные казахстанские компании не инвестируют в сложные производственные процессы, требующие обучения кадров, экспериментов. В нефтегазовых и нефтехимических отраслях не просматривается желания развивать промежуточные звенья (оборудование, геологоразведка и т.п.), в отличие от того, что мы видим на примере Норвегии или Канады. В остальных секторах экономики крупным и средним компаниям выгоднее заниматься строительством, торговлей и импортом. Отсутствие «сложных» технологических отраслей (тех самых, которые обеспечили в свое время стремительный рывок азиатских «тигров») не позволяет повысить производительности труда и доходы населения.
Как Казахстану получить доступ к передовым технологиям?
Переход к постнефтяной экономике требует чёткой и прагматичной стратегии диверсификации. В рассматриваемом исследовании Международного валютного фонда предлагается вполне реалистичный план начала модернизации ненефтяной промышленности для таких стран, как Казахстан. Заложенный в нем подход учитывает опыт «азиатских тигров» и нацелен на устойчивое развитие экспортных производств с высокой добавленной стоимостью. Важно оговориться, что «рецепту» от МВФ – в силу либеральной направленности ее деятельности – явно недостаёт протекционистских мер, поэтому мы их добавим от себя.
Первым шагом к формированию постнефтяной экономики, по мнению авторов исследования, должно стать создание Национальной системы диверсификации — комплексного институционального плана. В нем должны быть чётко определены цели: активное применение экспортной дисциплины, наращивание технологического экспорта, комплексная поддержка технологических компаний, в том числе через протекционизм, рост производительности указанных компаний и создание на их базе хорошо оплачиваемых рабочих мест. Такая система должна включать в себя выбор приоритетных направлений, график достижения целей, инструменты поддержки (таможенно-тарифная политика, экспортная дисциплина компаний и государственных организаций, финансирование, обучение, инфраструктура, помощь государства в привлечении технологий) и механизмы подотчётности для компаний, получающих господдержку. Одним из главных принципов данной стратегии является фокус не на традиционных для нас сырьевых секторах, не на производстве продукции первого передела и не на проектах, направленных на внутреннего потребителя, а на сложных, экспортоориентированных секторах. Это потребует инвестиций в НИОКР, патентной активности и повышения уровня технического образования, но именно такой путь может обеспечить устойчивый рост.
Отдельно стоит сказать о роли суверенных фондов (SWF). В случае Казахстана это Национальный фонд. Как утверждают эксперты МВФ, собранные таким образом финансовые ресурсы не должны быть лишь "заначкой на чёрный день" или средством покрытия бюджетного дефицита. Они могут и должны стать активным инструментом промышленной политики. Это означает инвестиции в экспортные кластеры, научные центры, индустриальные парки, стартап-инкубаторы и программы поддержки локальных производителей. В условиях, когда нефтяные доходы могут значительно снизиться, такой курс становится не просто разумным, но и жизненно необходимым.
Вместе с тем, авторы исследования предлагают три стратегии (или три уровня) развития — в зависимости от горизонта времени и степени технологической сложности. Эти стратегии не противопоставляются друг другу, а должны применяться одновременно, создавая баланс между краткосрочными успехами и долгосрочными трансформациями.

«Snail Crawl» (медленное продвижение) предполагает улучшение существующих отраслей и повышение эффективности в известных секторах, «Leapfrogging» (рывок) — переход к более технологичным сферам, зачастую с привлечением внешних инвестиций и знаний, а «Moonshots» — это ставка на амбициозные, долгосрочные проекты в наукоёмких и высокотехнологичных направлениях.
Продолжение следует
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.