26.09.2024, автор Spik.kz.
Новая промышленная политика для Казахстана. Часть 4-я

4.06.2025, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
Рахимбек Абдрахманов
Часть 1-я - здесь
Часть 2-я - здесь
Часть 3-я - здесь
Высокие технологии — это не результат случая, удачи или изолированных усилий отдельных энтузиастов. Это вершина сложной экосистемы, в основе которой лежат осознанная промышленная политика, умный протекционизм, включающий «экспортную дисциплину», эффективная институциональная архитектура и стратегическое видение со стороны политических лидеров. Без этих фундаментальных условий технологическое развитие будет буксовать, а страна окажется в положении вечного "догоняющего", импортируя чужие инновационные решения, но не создавая свои.
Семь шагов к созданию инновационной экономики
На первый взгляд Казахстан выглядит современной страной: повсеместный интернет, смартфоны в каждом кармане, цифровые госуслуги, красивые автомобили и здания, беспилотники на выставках. Но за этой витриной скрывается зависимость от чужих технологий, импортных решений и внешнего инженерного мышления. Без собственной производственной и интеллектуальной базы это арендованное будущее, внешне блестящее, но неустойчивое. Оно закончится вместе с прекращением или существенным сокращением потока «нефтедолларов».
Для того, чтобы ситуация начала меняться, Казахстану нужно проделать большую работу. В дополнение к мерам, предложенным аналитиками МВФ, есть и те важные шаги, которые не были учтены в исследовании, но согласуются с нашими повседневными реалиями.
Первое. В Казахстане многие важные функции, связанные с поддержкой промышленной политики, «размыты» между министерствами и государственными компаниями. Посему необходимо единое ведомство, несущее всю полноту ответственности за эту сферу. По такому пути – созданию суперминистерства – пошли Япония (Министерство международной торговли и промышленности), Южная Корея (Economic Planning Board, или EPB), Китай (Национальная комиссия по развитию и реформам – NDRC). Во всех трёх странах промышленная политика осуществлялась не "невидимой рукой рынка". Напротив, она координировалась через мощный и мотивированный государственный институт. Именно эти структуры создавали условия, способствовавшие развитию сложных производств и экспорта, направляя ресурсы и снижая риски для частного сектора. Подобные ведомства должны иметь профессиональные кадры и широкие полномочия: от влияния на таможенную и налоговую политику до участия в формировании бюджетных приоритетов. Без единого центра принятия решений, способного быстро координировать действия разных министерств, банков, компаний, любые технологические инициативы превращаются в хаотичный набор плохо согласованных программ.
Второе. «Экспортная дисциплина». Это институциональная и управленческая логика, при которой промышленная политика выстраивается вокруг задачи выхода на глобальные рынки, и вся госмашина работает как «экспортно-ориентированный механизм». Она представляет собой не просто поддержку экспорта как такового, а комплексную стратегию, при которой государство активно вмешивается в экономику с целью стимулировать компании к производству конкурентоспособной продукции с выходом на международные рынки. Важной особенностью экспортной дисциплины является акцент на полном производственном цикле, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), а также высокий уровень локализации. Такие формы, как "отвёрточная сборка", не создающие значительной добавленной стоимости, считаются несовместимыми с принципами экспортной дисциплины.
Третье. Государство должно определиться с тем, какие отрасли и направления являются критически важными: микроэлектроника, искусственный интеллект, биотехнологии, новые материалы, возобновляемая энергетика… Далее — поддержка этих отраслей через заградительные таможенные тарифы, помощь в получении доступа к технологиям (возможен даже промышленный шпионаж), борьбу с контрабандой, эффективные субсидии, налоговые льготы, таможенные преференции, оффтейк-контракты (гарантированный спрос со стороны государства) и продвижение продукции на внешние рынки. Это и есть современный "умный протекционизм" — не запреты, а точечные стимулы.
Четвертое. Технологии — это прежде всего люди. Сегодня страна тратит на науку 0,1% ВВП при том, что ООН рекомендует развивающимся странам выделять на нее не менее 1,5%. Поэтому необходимо активно инвестировать в университеты и научные центры, создавая условия для прикладной науки (applied science), а не только для теоретических исследований. Нужны поддержка молодых учёных, программы стажировок за рубежом, а также репатриация талантов — создание таких условий, при которых казахстанские и зарубежные специалисты захотят работать на нашу страну.
Пятое. Технологиям нужна инфраструктура. Не просто здания и технопарки, а лаборатории, испытательные центры, доступ к суперкомпьютерам, специализированное оборудование и цифровая инфраструктура — от облачных мощностей до быстрой связи. Особую роль играют индустриальные зоны с льготным режимом, где можно быстро развернуть производство, протестировать прототип, найти партнёров и получить сертификацию. Но в Казахстане эти площадки стали не местом, где работают молодые и креативные технологические компании, а способом оптимизации налогов и создания коррупционных схем.
Поэтому важно перестать путать форму с содержанием: построить здание, провести интернет и разместить компанию с красивым названием — не значит создать инновационную экономику. Настоящая экосистема технопарков требует не льгот ради льгот, а такой среды, где идеи проходят путь от лаборатории до рынка, где доступ к инфраструктуре определяется инновационными решениями, а не связями с чиновниками, где процессами управляют венчурные фонды, сами компании и талантливые изобретатели, а не «смотрящий» от акимата, где кадровая «начинка» формируются не разовыми хакатонами, а сильными университетами и инженерными школами.
Шестое. Нужны «регуляторные песочницы» — режимы, позволяющие тестировать новые технологии до их формальной легализации. Быстрая патентная система, эффективная защита интеллектуальной собственности, возможность быстрого запуска стартапов и экспорта разработок — все это важные элементы. Технологии не выносят непредсказуемости: без правовой стабильности и гибкости высокие риски будут блокировать прогресс.
Седьмое. Наконец, важно объяснить обществу, элитам и самим себе, зачем стране необходимы технологии. Должны быть общественная легитимация науки, герои технологического прорыва, популяризация инноваций, фильмы, документалистика, образовательные проекты. Важно понимать, что международное уважение к стране формируется вовсе не благодаря успешным боксёрам, талантливым певцам или зрелищным национальным праздникам. Истинный авторитет на глобальной арене приходит через технологическое и промышленное лидерство.
Часть 1-я - здесь
Часть 2-я - здесь
Часть 3-я - здесь
Высокие технологии — это не результат случая, удачи или изолированных усилий отдельных энтузиастов. Это вершина сложной экосистемы, в основе которой лежат осознанная промышленная политика, умный протекционизм, включающий «экспортную дисциплину», эффективная институциональная архитектура и стратегическое видение со стороны политических лидеров. Без этих фундаментальных условий технологическое развитие будет буксовать, а страна окажется в положении вечного "догоняющего", импортируя чужие инновационные решения, но не создавая свои.
Семь шагов к созданию инновационной экономики
На первый взгляд Казахстан выглядит современной страной: повсеместный интернет, смартфоны в каждом кармане, цифровые госуслуги, красивые автомобили и здания, беспилотники на выставках. Но за этой витриной скрывается зависимость от чужих технологий, импортных решений и внешнего инженерного мышления. Без собственной производственной и интеллектуальной базы это арендованное будущее, внешне блестящее, но неустойчивое. Оно закончится вместе с прекращением или существенным сокращением потока «нефтедолларов».
Пока есть нефтяные доходы, иллюзия прогресса сохраняется. Но как только иссякнут ресурсы, необходимые для ее поддержания, эффект “продвинутого Казахстана” быстро сойдет на нет. Страна, не вкладывающая в фундамент — образование, инженерные школы, НИОКР и промышленность — рано или поздно окажется у разбитого корыта: без собственных решений, без суверенного технологического пути и без средств, чтобы поддерживать внешнюю “современность”. Проекты вроде «Цифрового Казахстана» рискуют стать не шагом в будущее, а затянувшимся спектаклем — декоративной «модернизацией» без содержания.
Для того, чтобы ситуация начала меняться, Казахстану нужно проделать большую работу. В дополнение к мерам, предложенным аналитиками МВФ, есть и те важные шаги, которые не были учтены в исследовании, но согласуются с нашими повседневными реалиями.
Первое. В Казахстане многие важные функции, связанные с поддержкой промышленной политики, «размыты» между министерствами и государственными компаниями. Посему необходимо единое ведомство, несущее всю полноту ответственности за эту сферу. По такому пути – созданию суперминистерства – пошли Япония (Министерство международной торговли и промышленности), Южная Корея (Economic Planning Board, или EPB), Китай (Национальная комиссия по развитию и реформам – NDRC). Во всех трёх странах промышленная политика осуществлялась не "невидимой рукой рынка". Напротив, она координировалась через мощный и мотивированный государственный институт. Именно эти структуры создавали условия, способствовавшие развитию сложных производств и экспорта, направляя ресурсы и снижая риски для частного сектора. Подобные ведомства должны иметь профессиональные кадры и широкие полномочия: от влияния на таможенную и налоговую политику до участия в формировании бюджетных приоритетов. Без единого центра принятия решений, способного быстро координировать действия разных министерств, банков, компаний, любые технологические инициативы превращаются в хаотичный набор плохо согласованных программ.
Второе. «Экспортная дисциплина». Это институциональная и управленческая логика, при которой промышленная политика выстраивается вокруг задачи выхода на глобальные рынки, и вся госмашина работает как «экспортно-ориентированный механизм». Она представляет собой не просто поддержку экспорта как такового, а комплексную стратегию, при которой государство активно вмешивается в экономику с целью стимулировать компании к производству конкурентоспособной продукции с выходом на международные рынки. Важной особенностью экспортной дисциплины является акцент на полном производственном цикле, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), а также высокий уровень локализации. Такие формы, как "отвёрточная сборка", не создающие значительной добавленной стоимости, считаются несовместимыми с принципами экспортной дисциплины.
Третье. Государство должно определиться с тем, какие отрасли и направления являются критически важными: микроэлектроника, искусственный интеллект, биотехнологии, новые материалы, возобновляемая энергетика… Далее — поддержка этих отраслей через заградительные таможенные тарифы, помощь в получении доступа к технологиям (возможен даже промышленный шпионаж), борьбу с контрабандой, эффективные субсидии, налоговые льготы, таможенные преференции, оффтейк-контракты (гарантированный спрос со стороны государства) и продвижение продукции на внешние рынки. Это и есть современный "умный протекционизм" — не запреты, а точечные стимулы.
Четвертое. Технологии — это прежде всего люди. Сегодня страна тратит на науку 0,1% ВВП при том, что ООН рекомендует развивающимся странам выделять на нее не менее 1,5%. Поэтому необходимо активно инвестировать в университеты и научные центры, создавая условия для прикладной науки (applied science), а не только для теоретических исследований. Нужны поддержка молодых учёных, программы стажировок за рубежом, а также репатриация талантов — создание таких условий, при которых казахстанские и зарубежные специалисты захотят работать на нашу страну.
Сильная наука невозможна без эндаументов, исследовательских фондов и венчурных структур, работающих на стыке академических знаний и бизнеса. Нужны разные источники и инструменты финансирования. Это и национальные фонды поддержки НИОКР, и софинансирование частных инвестиций… Необходимо системно создавать рынок венчурных и бизнес-ангельских инвестиций (без них не растут стартапы «из гаража»), срочно заняться дерегуляцией фондового рынка. Производители готовой продукции всех категорий должны получить доступ к акционерному капиталу. Ныне существующие высокие требования к финансовой устойчивости и уставному капиталу необходимо пересмотреть. На старте технологии часто выглядят как рискованные идеи, и без механизмов снижения риска (госгарантии, субсидии, быстрая юридическая защита), а также большого выбора альтернативных источников капитала их просто не дадут довести до стадии производства продукта.
Пятое. Технологиям нужна инфраструктура. Не просто здания и технопарки, а лаборатории, испытательные центры, доступ к суперкомпьютерам, специализированное оборудование и цифровая инфраструктура — от облачных мощностей до быстрой связи. Особую роль играют индустриальные зоны с льготным режимом, где можно быстро развернуть производство, протестировать прототип, найти партнёров и получить сертификацию. Но в Казахстане эти площадки стали не местом, где работают молодые и креативные технологические компании, а способом оптимизации налогов и создания коррупционных схем.
Поэтому важно перестать путать форму с содержанием: построить здание, провести интернет и разместить компанию с красивым названием — не значит создать инновационную экономику. Настоящая экосистема технопарков требует не льгот ради льгот, а такой среды, где идеи проходят путь от лаборатории до рынка, где доступ к инфраструктуре определяется инновационными решениями, а не связями с чиновниками, где процессами управляют венчурные фонды, сами компании и талантливые изобретатели, а не «смотрящий» от акимата, где кадровая «начинка» формируются не разовыми хакатонами, а сильными университетами и инженерными школами.
Шестое. Нужны «регуляторные песочницы» — режимы, позволяющие тестировать новые технологии до их формальной легализации. Быстрая патентная система, эффективная защита интеллектуальной собственности, возможность быстрого запуска стартапов и экспорта разработок — все это важные элементы. Технологии не выносят непредсказуемости: без правовой стабильности и гибкости высокие риски будут блокировать прогресс.
Седьмое. Наконец, важно объяснить обществу, элитам и самим себе, зачем стране необходимы технологии. Должны быть общественная легитимация науки, герои технологического прорыва, популяризация инноваций, фильмы, документалистика, образовательные проекты. Важно понимать, что международное уважение к стране формируется вовсе не благодаря успешным боксёрам, талантливым певцам или зрелищным национальным праздникам. Истинный авторитет на глобальной арене приходит через технологическое и промышленное лидерство.
Скажем, Германию уважают не потому, что она многократный чемпион мира по футболу, а потому что там зародились такие мировые технологические бренды, как Bosch, Siemens, BMW, SAP и Infineon и т.д. Это не просто компании — это символы надёжности, инженерной мысли, национальной компетентности и процветания общества. Именно они формируют устойчивый имидж страны как инновационной и развитой…
Похожие статьи
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Как Казахстану найти свое место на мировом рынке космических услуг?
25.04.2025, автор Сауле Исабаева.
Национальный фонд РК: модель управления им нужно менять. Но как?
17.12.2024, автор Spik.kz.