АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Новая промышленная политика для Казахстана

Новая промышленная политика для Казахстана

16.05.2025, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Рахимбек Абдрахманов, старший экономист Аналитического центра Spik.kz

По мнению аналитиков МВФ, страны-экспортеры нефти могут позволить себе медлить с масштабной диверсификацией экономики и сохранять критическую зависимость от «нефтедолларов» лишь в случае наличия у них абсолютной уверенности в том, что энергетический переход не произойдёт в ближайшие 30–40 лет. Вместе с тем, исследование МВФ «Call of Duty: Industrial Policy for the Post-Oil Era» (2024) показывает, что уже в ближайшие четверть века мир перейдет к низким ценам на «черное золото».

Нефтяная эра закончится – что дальше?

При таком сценарии страны, не успевшие перестроить свою промышленность и сохранившие высокую зависимость от экспорта углеводородного сырья, столкнутся со снижением потребления на душу населения на 30% и долговременным падением доходов. Кроме того, аналитики МВФ утверждают, что страны, опоздавшие с диверсификацией экспорта к моменту удешевления нефти, впоследствии будут вынуждены потратить, как минимум, 20 лет на восстановление потерь и на попытки трансформировать экономику – попытки, которые могут и не увенчаться успехом. Скажем, в 1980-е годы нефтяной кризис привел в ряде стран к снижению потребления на душу населения на 20–30% и к десятилетиям стагнации. Авторы исследования подчеркивают, что промедление с диверсификацией влечёт за собой колоссальные потери, и предлагают перейти от деклараций к конкретной стратегии с трёхуровневой индустриальной политикой (табл. «Стратегия диверсификации») и мобилизацией ресурсов на уровне, сравнимом с планом Маршалла.

Они указывают на то, что сегодня в среднем 79% импорта стран-экспортеров нефти (94% в странах Персидского залива – GCC) финансируется за счёт «нефтедолларов». Это значит, что без нефтяных доходов такие государства могут лишиться значительной доли критически важного импорта, в том числе поставок станков, промышленного оборудования, специальной и бытовой техники, электроники, средств связи и т.д. Кроме того, при прогнозном снижении цен на нефть до 15 долларов за баррель экспортирующим ее странам будет необходимо заместить от 45% до 67% выпадающих доходов бюджета.


Используя модель Басса, эксперты МВФ сделали вывод, что к началу 2040-х годов электрокары станут повсеместными, включая развивающиеся страны, причем их распространение может идти по экспоненте и завершиться за 25 лет. Сегодня автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) обеспечивают более 40% от общего мирового спроса на нефть, и именно электрификация автотранспорта окажет решающее влияние на темпы сокращения потребности в углеводородном сырье.

За какие-то десять лет (с начала второго десятилетия нынешнего века до 2022-го) доля электрокаров в общемировом объеме продаж автомобилей выросла с чисто символических значений до 14%. А в обозримой перспективе эта динамика станет только нарастать, чему будут способствовать жёсткие меры регулирования. Уже более 80 стран, включая такие крупные, как Китай и Индия, отдельные штаты США вроде Калифорнии объявили о полном или частичном запрете использования ДВС уже к 2035 году. Авторы исследования считают, что даже при медленном сценарии полное вытеснение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания может произойти в ближайшие четверть века, то есть к 2050-му.

Совокупность этих факторов и позволяет предположить, что к 2040 году цена за баррель может снизиться до 15 долларов. В этом случае нефть повторит судьбу угля. Последний в своё время был вытеснен из ключевых отраслей, включая железнодорожную. Нефть же утратит монополию в сфере автомобильного транспорта. Такой сценарий диктуется также целями «зеленого перехода» и курсом развитых государств на обнуление выбросов в окружающую среду. Поэтому странам, критически зависимым от нефтяных доходов, необходимо как можно скорее найти источники, способные компенсировать их выпадение из экономики в среднесрочной перспективе.


В настоящий момент зоной безубыточности для бюджетов и платежных балансов государств-экспортеров нефти являются цены в диапазоне $40–90 за баррель. Приведенный ниже график иллюстрирует, при какой стоимости «черного золота» они могут избежать убытков. По вертикальной оси показана фискальная безубыточность — цена на нефть, при которой государственный бюджет сбалансирован и не требует внешнего или внутреннего заимствования. По горизонтальной оси — внешняя (или текущая) безубыточность: она отражает цену, необходимую для нулевого сальдо текущего счёта платёжного баланса, то есть когда экспорт и импорт товаров, услуг и текущих трансфертов находятся в равновесии.
Новая промышленная политика для Казахстана

Экспорт из Казахстана в 2024 году составил 81,6 млрд. долларов, из которых 52% пришлись на сырую нефть. Доля нефтяных доходов в консолидированном бюджете республики – около половины. Чтобы страна достигла фискальной безубыточности, цены на нефть должны быть около 100 долларов за баррель, а для умеренной безубыточности платежного баланса требуется около 70 долларов за «бочку». На представленном графике также видно, что Казахстан для формирования сбалансированного бюджета нуждается в более высокой цене на нефть, чем большинство других экспортирующих ее стран. У нас, несмотря на наличие иных источников поступлений, по-прежнему сохраняется высокая зависимость государственного бюджета от нефтяных доходов. Таким образом, фискальная устойчивость Казахстана остаётся крайне уязвимой к снижению мировых цен на нефть.

Проблема в том, что существующая в Казахстане экономическая модель устраивает политическую элиту, и всерьез пересматривать ее даже не начинали. В этой модели рост ВВП обеспечивается за счет перераспределения нефтяных доходов в сектора, не связанные с экспортом (строительство, услуги, развлечения). Как следствие, значительная часть внутренней экономики фактически неспособна функционировать без нефтяных поступлений. Налицо иллюзия экономической активности и роста, которые, однако, не ведут к устойчивому повышению производительности или доходов.

Сложившуюся у нас ситуацию наглядно иллюстрирует метафора, используемая в исследовании МВФ: «торговый центр, построенный на нефтяные деньги, заполненный импортными товарами, обслуживаемый иностранными работниками, зарплаты которых тут же покидают страну через денежные переводы. Покупатели — это госслужащие, зарплаты которых также финансируются из нефти. Когда нефтяные доходы снижаются, вся эта конструкция начинает рассыпаться — и оказывается, что так называемые "реальные активы" не создают устойчивую экономику».


При среднем уровне инвестиций в основной капитал на уровне 15% ВВП в течение десятилетий Казахстан практически не смог обеспечить развитие значимых ненефтяных экспортных секторов. И теперь стране следует как можно скорее прекратить делать ставку только на рост ВВП и переориентироваться на рост несырьевого экспорта.

Продолжение следует…

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Аналитика » Новая промышленная политика для Казахстана