12.05.2025, автор Асем Избасарова.
«Южный коридор»: геополитический вызов для Казахстана

27.05.2025, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
В условиях новой глобальной конфигурации логистика становится не просто отраслью экономики — она превращается в поле геополитической конкуренции. Именно в таком контексте следует рассматривать запуск Кыргызстаном и Россией альтернативного «Южного коридора» в обход Казахстана. Это не просто реакция на перегруженные КПП и таможенные препоны. Это вотум недоверия к транзитной модели Казахстана.
Проект, заявленный в 2023 году в Ташкенте, свяжет Кыргызстан с Россией через Узбекистан, Туркменистан и порты Каспия — Астрахань, Махачкалу и Баку. На первый взгляд он выглядит экзотическим, а на деле представляет собой альтернативу, построенную на усталости бизнеса от коррупции, нарастающей логистической нестабильности и политической неопределенности на казахстанской границе.
Финансовый удар: миллиарды на кону
Транзит — одна из немногих сфер, где Казахстан уверенно конкурировал и с Россией, и с Ираном. В 2023-м через Транскаспийский маршрут прошло 2,7 млн тонн грузов, доходы увеличились до $1,5–2 млрд. Около трети данного объема приходилось на Кыргызстан и Узбекистан. Перевозка этих грузов в обход Казахстана означает прямую потерю до $500 млн ежегодно, а в перспективе до $700 млн, или 0,2–0,3% от ВВП. Но главное — это деградация мультипликативных эффектов в смежных секторах: в портах Актау и Курык, в СЭЗ «Хоргос», в железнодорожной логистике, автоперевозках.
Кроме того, отток транзита ударит по инвестиционному климату. Любая нестабильность на логистических маршрутах снижает привлекательность Казахстана как хаба для китайских, турецких и европейских компаний, вкладывающих в склады, терминалы и логистические центры в рамках TITR и One Belt One Road.
Коридор недоверия: что не так с казахстанской границей
Казахстан — страна с амбициями на получение статуса глобального логистического хаба, но с КПП, на которых фура с томатами или электроникой может простоять до 20 суток. Пропускной режим на границе с Кыргызстаном напоминает ситуацию из 1990-х: коррупция, мануальные досмотры, бюрократический абсурд.
Причины, озвученные казахстанской стороной, понятны: борьба с контрабандой, подсанкционными товарами и наркотрафиком. Особенно проблемным является китайский реэкспорт через Кыргызстан, превращающий страну де-факто в таможенную дыру ЕАЭС. Но лечить системные проблемы точечными репрессиями и ручным торможением потоков — это путь к потере всех партнеров.
Бишкек указывает и на свою долю ответственности: только 45% грузов декларируются в электронном виде против 85% в Казахстане. 12% грузов — с ошибками в декларациях, многие без сертификатов происхождения. Но вместо совместной цифровизации и унификации процедур стороны увязли во взаимных упреках и визитах проверяющих делегаций.
Туркменский барьер и российская ставка
Ключевое звено Южного коридора — Туркменистан. Именно через порт Туркменбаши пойдут грузы из Кыргызстана в Каспий, а оттуда в Россию, Турцию и Европу. Однако визовый режим Ашхабада, отсутствие прозрачной тарифной политики и слабая мощность порта (1,2 млн тонн при необходимом объеме 2 млн) тормозят запуск.
Тем не менее, Россия, заинтересованная в обходе территории Казахстана и усилении маршрута «Север–Юг», оказывает давление на всех участников. Для Москвы это еще один шаг в сторону логистической автономии. Для Кыргызстана — шанс сбросить многолетнюю зависимость от северного соседа. Для Туркменистана — геополитическая партия с минимальными затратами.
Что делать Казахстану?
1. Таможенная реформа под надзором
Создание единого антикоррупционного органа на ключевых КПП, автоматизация процедур, сокращение ручного контроля, жесткая ротация персонала. Подключение независимых аудиторов и ЕАЭС для контроля за реформами.
2. Агрессивная инфраструктурная политика
Модернизация портов Курык и Актау с доведением их мощности до 3–4 млн тонн в год. Льготные условия для операторов ТМТМ, развитие мультимодальных логистических хабов и субсидии на транзит в рамках госпрограммы «Новый Шелковый путь».
3. Логистическая дипломатия 2.0
Инициирование trilateral talks Казахстан–Кыргызстан–Узбекистан о синхронизации таможенных систем. Заключение обязывающих соглашений о распределении транзитных потоков. Восстановление диалога с Туркменистаном через экономические стимулы, энергетические контракты и гуманитарную дипломатию.
4. Идеологическая перезагрузка
Необходима новая публичная логика транзитной стратегии. Казахстан должен демонстрировать не "географическую необходимость", а "институциональное преимущество". Прозрачность, скорость, юридическая защита партнеров — вот новая валюта доверия.
Вывод: география больше не спасает
Эпоха, когда Казахстан выигрывал просто за счет своего положения на карте, закончилась. Новые маршруты, цифровизация и геополитическая мобилизация соседей лишают нас монополии на транзит. Чтобы не оказаться на обочине, Казахстану нужно стать логистической системой нового типа — основанной на доверии, праве и скорости. Пока еще не поздно.
Проект, заявленный в 2023 году в Ташкенте, свяжет Кыргызстан с Россией через Узбекистан, Туркменистан и порты Каспия — Астрахань, Махачкалу и Баку. На первый взгляд он выглядит экзотическим, а на деле представляет собой альтернативу, построенную на усталости бизнеса от коррупции, нарастающей логистической нестабильности и политической неопределенности на казахстанской границе.
Финансовый удар: миллиарды на кону
Транзит — одна из немногих сфер, где Казахстан уверенно конкурировал и с Россией, и с Ираном. В 2023-м через Транскаспийский маршрут прошло 2,7 млн тонн грузов, доходы увеличились до $1,5–2 млрд. Около трети данного объема приходилось на Кыргызстан и Узбекистан. Перевозка этих грузов в обход Казахстана означает прямую потерю до $500 млн ежегодно, а в перспективе до $700 млн, или 0,2–0,3% от ВВП. Но главное — это деградация мультипликативных эффектов в смежных секторах: в портах Актау и Курык, в СЭЗ «Хоргос», в железнодорожной логистике, автоперевозках.
Кроме того, отток транзита ударит по инвестиционному климату. Любая нестабильность на логистических маршрутах снижает привлекательность Казахстана как хаба для китайских, турецких и европейских компаний, вкладывающих в склады, терминалы и логистические центры в рамках TITR и One Belt One Road.
Коридор недоверия: что не так с казахстанской границей
Казахстан — страна с амбициями на получение статуса глобального логистического хаба, но с КПП, на которых фура с томатами или электроникой может простоять до 20 суток. Пропускной режим на границе с Кыргызстаном напоминает ситуацию из 1990-х: коррупция, мануальные досмотры, бюрократический абсурд.
Причины, озвученные казахстанской стороной, понятны: борьба с контрабандой, подсанкционными товарами и наркотрафиком. Особенно проблемным является китайский реэкспорт через Кыргызстан, превращающий страну де-факто в таможенную дыру ЕАЭС. Но лечить системные проблемы точечными репрессиями и ручным торможением потоков — это путь к потере всех партнеров.
Бишкек указывает и на свою долю ответственности: только 45% грузов декларируются в электронном виде против 85% в Казахстане. 12% грузов — с ошибками в декларациях, многие без сертификатов происхождения. Но вместо совместной цифровизации и унификации процедур стороны увязли во взаимных упреках и визитах проверяющих делегаций.
Туркменский барьер и российская ставка
Ключевое звено Южного коридора — Туркменистан. Именно через порт Туркменбаши пойдут грузы из Кыргызстана в Каспий, а оттуда в Россию, Турцию и Европу. Однако визовый режим Ашхабада, отсутствие прозрачной тарифной политики и слабая мощность порта (1,2 млн тонн при необходимом объеме 2 млн) тормозят запуск.
Тем не менее, Россия, заинтересованная в обходе территории Казахстана и усилении маршрута «Север–Юг», оказывает давление на всех участников. Для Москвы это еще один шаг в сторону логистической автономии. Для Кыргызстана — шанс сбросить многолетнюю зависимость от северного соседа. Для Туркменистана — геополитическая партия с минимальными затратами.
Что делать Казахстану?
1. Таможенная реформа под надзором
Создание единого антикоррупционного органа на ключевых КПП, автоматизация процедур, сокращение ручного контроля, жесткая ротация персонала. Подключение независимых аудиторов и ЕАЭС для контроля за реформами.
2. Агрессивная инфраструктурная политика
Модернизация портов Курык и Актау с доведением их мощности до 3–4 млн тонн в год. Льготные условия для операторов ТМТМ, развитие мультимодальных логистических хабов и субсидии на транзит в рамках госпрограммы «Новый Шелковый путь».
3. Логистическая дипломатия 2.0
Инициирование trilateral talks Казахстан–Кыргызстан–Узбекистан о синхронизации таможенных систем. Заключение обязывающих соглашений о распределении транзитных потоков. Восстановление диалога с Туркменистаном через экономические стимулы, энергетические контракты и гуманитарную дипломатию.
4. Идеологическая перезагрузка
Необходима новая публичная логика транзитной стратегии. Казахстан должен демонстрировать не "географическую необходимость", а "институциональное преимущество". Прозрачность, скорость, юридическая защита партнеров — вот новая валюта доверия.
Вывод: география больше не спасает
Эпоха, когда Казахстан выигрывал просто за счет своего положения на карте, закончилась. Новые маршруты, цифровизация и геополитическая мобилизация соседей лишают нас монополии на транзит. Чтобы не оказаться на обочине, Казахстану нужно стать логистической системой нового типа — основанной на доверии, праве и скорости. Пока еще не поздно.
Похожие статьи
Упущенный транзит: почему Казахстан не стал ключевым хабом Евразии?
Казахстан между Азией и Европой: транзитный потенциал и потенциальный транзит
24.04.2025, автор Spik.kz.
Если бы я стал министром транспорта Казахстана. Часть 2-я
20.05.2025, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за»
25.09.2024, автор Spik.kz.