30.04.2025, автор Асем Избасарова.
Аудит ФНБ «Самрук-Қазына»: что показала проверка и почему это важно для страны?
Сегодня, 14:13, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Недавно, в конце ноября, Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (ВАП) опубликовала итоги комплексного аудита Фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына» и его дочерних организаций. Формально это был госаудит эффективности управления активами, но по факту – стресс-тест ключевого квазигосударственного холдинга, который формирует значительную часть валового внутреннего продукта страны.
Аудит охватил сам Фонд как корпоративный центр и ряд ключевых дочерних структур (всего в периметр проверки вошли 18 юридических лиц). ВАП фиксирует, что по итогам 2024 года совокупные доходы группы компаний Фонда составили 16,5 трлн тенге, а консолидированная чистая прибыль – 2,4 трлн тенге. Государству было перечислено 2,37 трлн тенге. При поверхностном рассмотрении это выглядит как «история успеха»: крупные доходы, ощутимая прибыль, значительные выплаты в госказну.
• Один из главных выводов ВАП касается провала ключевой программы трансформации Фонда. Она ставила амбициозную цель – вывести восемь компаний группы на уровень эффективности сопоставимых зарубежных аналогов. Но по итогам проверки ВАП констатировала, что эта цель не была достигнута.
• Аудиторы делают прямой вывод о «громоздкой структуре» Фонда. Сегодня в его группу входят 326 компаний, при этом в 2020–2024 годах числились 23 бездействующие, а по итогам 2024-го 41 компания показала убыток.
• Дополнительный фактор риска – состояние корпоративных комитетов. Из пяти комитетов при Совете директоров ФНБ «Самрук-Қазына» не функционируют три, в том числе стратегический комитет и комитет по контролю за реализацией Программы трансформации. С учётом того, что именно эти структуры должны быть «мозговыми центрами» по выработке стратегии, трансформации и устойчивому развитию, их фактическая неработоспособность превращает Совет директоров, по сути, в формальный бюрократический орган. В итоге Фонд реагирует на внешние экономические шоки ситуативно, а не через системное долгосрочное целеполагание.
• Отдельно ВАП подчёркивает проблематику мониторинга инвестиционных проектов. С 2020 года по 30 сентября 2024-го группой Фонда реализовывалось 175 проектов, при этом завершено всего 49. Столь низкая доля в четырёхлетнем горизонте – это индикатор либо завышенной проектной повестки, когда Фонд берет в работу еще «сырые» инвестпроекты для улучшения отчетности перед правительством, либо системных проблем при сопровождении уже одобренных.
В финансовой сводке ВАП фиксирует следующие ключевые показатели:
• Во-первых, финансовые нарушения на сумму 351,8 млн тенге.
• Во-вторых, неэффективное планирование и использование средств на 122,2 млрд тенге.
На фоне оборотов Фонда сумма прямых нарушений в 351,8 млн тенге выглядит относительно небольшой. Однако объём неэффективного использования – 122,2 млрд тенге – уже сопоставим с крупными отраслевыми программами.
В целом по итогам аудита уже сейчас можно прогнозировать несколько направлений изменений в работе ФНБ «Самрук-Казына»:
1. Форсированная оптимизация Фонда: закрытие или реорганизация убыточных и бездействующих компаний, сокращение уровней управления, укрупнение активов. Этого прямо требуют выводы ВАП, и это же признаёт сам Фонд в своих комментариях.
2. Более жёсткий отбор и пересмотр инвестиционных проектов, чтобы повысить долю успешно завершённых инициатив и сократить объём «зависших» и низкоэффективных вложений, а заодно и лакун для корпоративной коррупции.
Аудит охватил сам Фонд как корпоративный центр и ряд ключевых дочерних структур (всего в периметр проверки вошли 18 юридических лиц). ВАП фиксирует, что по итогам 2024 года совокупные доходы группы компаний Фонда составили 16,5 трлн тенге, а консолидированная чистая прибыль – 2,4 трлн тенге. Государству было перечислено 2,37 трлн тенге. При поверхностном рассмотрении это выглядит как «история успеха»: крупные доходы, ощутимая прибыль, значительные выплаты в госказну.
Однако проверка выявила системные управленческие проблемы, которые становятся источником рисков с точки зрения сохранности и эффективности использования госактивов:
• Один из главных выводов ВАП касается провала ключевой программы трансформации Фонда. Она ставила амбициозную цель – вывести восемь компаний группы на уровень эффективности сопоставимых зарубежных аналогов. Но по итогам проверки ВАП констатировала, что эта цель не была достигнута.
• Аудиторы делают прямой вывод о «громоздкой структуре» Фонда. Сегодня в его группу входят 326 компаний, при этом в 2020–2024 годах числились 23 бездействующие, а по итогам 2024-го 41 компания показала убыток.
• Дополнительный фактор риска – состояние корпоративных комитетов. Из пяти комитетов при Совете директоров ФНБ «Самрук-Қазына» не функционируют три, в том числе стратегический комитет и комитет по контролю за реализацией Программы трансформации. С учётом того, что именно эти структуры должны быть «мозговыми центрами» по выработке стратегии, трансформации и устойчивому развитию, их фактическая неработоспособность превращает Совет директоров, по сути, в формальный бюрократический орган. В итоге Фонд реагирует на внешние экономические шоки ситуативно, а не через системное долгосрочное целеполагание.
• Отдельно ВАП подчёркивает проблематику мониторинга инвестиционных проектов. С 2020 года по 30 сентября 2024-го группой Фонда реализовывалось 175 проектов, при этом завершено всего 49. Столь низкая доля в четырёхлетнем горизонте – это индикатор либо завышенной проектной повестки, когда Фонд берет в работу еще «сырые» инвестпроекты для улучшения отчетности перед правительством, либо системных проблем при сопровождении уже одобренных.
В финансовой сводке ВАП фиксирует следующие ключевые показатели:
• Во-первых, финансовые нарушения на сумму 351,8 млн тенге.
• Во-вторых, неэффективное планирование и использование средств на 122,2 млрд тенге.
На фоне оборотов Фонда сумма прямых нарушений в 351,8 млн тенге выглядит относительно небольшой. Однако объём неэффективного использования – 122,2 млрд тенге – уже сопоставим с крупными отраслевыми программами.
Важно понимать терминологию. «Неэффективное использование средств» – это широкий спектр случаев, когда деньги формально расходуются в соответствии с правилами, но без должного экономического эффекта: завышенные сметы, затяжные проекты, активы, не обеспечивающие отдачу, и т.п. Именно такие случаи и содержат наиболее удобные и распространенные варианты корпоративной коррупции, на которые должна обратить свое внимание Генеральная прокуратура.
В целом по итогам аудита уже сейчас можно прогнозировать несколько направлений изменений в работе ФНБ «Самрук-Казына»:
1. Форсированная оптимизация Фонда: закрытие или реорганизация убыточных и бездействующих компаний, сокращение уровней управления, укрупнение активов. Этого прямо требуют выводы ВАП, и это же признаёт сам Фонд в своих комментариях.
2. Более жёсткий отбор и пересмотр инвестиционных проектов, чтобы повысить долю успешно завершённых инициатив и сократить объём «зависших» и низкоэффективных вложений, а заодно и лакун для корпоративной коррупции.
Для Казахстана аудит, проведенный ВАП, – это не просто бухгалтерская статистика, а индикатор того, насколько уверенно государство может опираться на Фонд как на инструмент развития и источник доходов в среднесрочной перспективе.
Похожие статьи
Высшая аудиторская палата РК: заслуживает ли она доверия?
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.