АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ФНБ «Самрук-Казына»: как повысить эффективность квазигоссектора?

ФНБ «Самрук-Казына»:  как повысить эффективность квазигоссектора?

3.06.2025, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
После того, как депутаты мажилиса раскритиковали ФНБ «Самрук-Қазына» за неэффективное и непрозрачное управление государственными активами, в СМИ развернулась новая волна дискуссии о целесообразности его существования. Наше издание тоже присоединилось к ней. Сегодня поразмышлять о судьбе инвестиционного холдинга мы пригласили экономиста, директора Ulagat Consulting Group Марата Каирленова.
ФНБ «Самрук-Казына»:  как повысить эффективность квазигоссектора?

- Марат Амангельдинович, вы поддерживаете идею упразднения ФНБ «Самрук-Қазына»?

- Скорее поддерживаю. Напомню, что лет двадцать назад, когда обсуждалась необходимость структурной перестройки экономики, в Казахстане пришли к решению объединить все крупные активы государства в одном холдинге, чтобы ими было легче и эффективнее управлять. Мол, у большой структуры больше возможностей. В действительности же все оказалось наоборот…

Предполагалось, что «Самрук-Қазына» будет задавать тон ключевым проектам, а отраслевые министерства играть второстепенную роль, вырабатывать какие-то общие правила. Внешне это так и выглядело: вспомните, как бывший президент страны регулярно выезжал на новые объекты, нажимал кнопки их запуска, торжественно разрезал ленточки, все радостно хлопали... Но потом выяснялось, что практически все эти предприятия так никогда и не выходили на проектную мощность, а то и вовсе закрывались.

В итоге мы так и не дождались высокой эффективности ни от отдельных бизнес-направлений, ни в целом от активов, находящихся под управлением Фонда. Создается впечатление, что ситуацию с доходностью активов во многом спасают доли Казахстана в трех крупнейших нефтяных месторождениях (Тенгиз, Кашаган и Карачаганак), которые маскируют общую неэффективность управления и коллективную безответственность.


Взять, к примеру, железнодорожную отрасль. По нашим бескрайним просторам курсируют свыше двухсот тысяч вагонов, и большая часть из них в очень плохом состоянии - уровень износа парка составляет свыше 60%. Когда в них путешествуешь, ощущаешь себя не в 21-м веке, а в 20-м. Естественно, включение НК «Қазақстан темір жолы» в «Самрук-Қазына» не улучшило ситуацию, если еще больше не ухудшило. Хотя с этим перемещением связывались большие надежды. Ведь Казахстан – транзитная страна с огромным потенциалом, где транспортная отрасль является одним из столпов экономики. Но мы так и не созрели до массового производства вагонов – ни пассажирских, ни грузовых, хотя, казалось бы, страна богата железом. Нам упорно говорят, что проще покупать их за рубежом, чем производить самим. О каком эффективном управлении может идти речь?

Сегодня совокупные активы квазигоссектора (без учета Нацфонда с 22% ВВП) составляют порядка 50% ВВП – это под 150 млрд долларов. Однако какую-то хорошую доходность мы, увы, не наблюдаем. Наоборот, государство говорит обществу: мол, надо увеличить налоги, чтобы с помощью НДС собрать еще 3% ВВП, несмотря на то, что это грозит обрушением реальных доходов 90% граждан до уровней 1990-х годов. Причем с последующим влиянием на качество кредитного портфеля банков, а значит, на выдачу кредитов, с вероятным падением совокупного спроса в несырьевом негосударственном секторе, в частности, на жилье и т.д. Тем более что все это происходит на фоне снижения мировых цен на нефть до уровней уже в 60 долларов за баррель, а в последующем, видимо, они упадут еще ниже, что явно не прибавит «здоровья» нашей экономике.

В таких условиях общество, естественно, задается вопросами об эффективности активов, уже находящихся под управлением государства. И, конечно, особое внимание сосредотачивается на ФНБ «Самрук-Қазына» как крупнейшем госхолдинге. Ведь его отрицательная практика, связанная с низким качеством управления, задает своеобразный бенчмарк и таким образом распространяется на остальные активы квазигосударственного сектора.


- Если всё оставить как есть, то чем это чревато для экономики и кто в итоге больше всех проиграет?

- Мы подходим к очередному кризису, который будет вызван снижением цен на нефть. И он, судя по всему, будет носить долгосрочный характер. А у нас в бюджете уже зияет огромная дыра, которую пытаются залатать за счет Нацфонда. Если его истощение продолжится такими же ускоренными темпами, то уже через несколько лет он может прекратить свое существование.

В этих условиях руководству страны приходится принимать очень спорные решения, в том числе по повышению НДС. А, как вы знаете, этот налог платит конечный потребитель. И если Налоговый кодекс примут в предлагаемом варианте, то уровень реальных доходов населения, по нашим подсчетам, упадет на 12%! Боюсь, это еще достаточно оптимистичная оценка. Она складывалась с учетом стоимости нефти марки Brent в 60 долларов за баррель. А если будет 50 долларов? Нелишне напомнить, что в прошлом году при среднегодовой цене нефти в 82 доллара за баррель случились рекордные изъятия из Нацфонда – в размере 13 млрд долларов, а дефицит бюджета составил около 3% ВВП, что уже можно считать бюджетным кризисом.

Понятно, что у нефтяных гигантов и 162 семей, которые владеют половиной благосостояния Казахстана, все будет хорошо. Тогда как уровень жизни 90% граждан, как я уже говорил, упадет до показателей 1990-х годов.

Ожидания длительного периода низких цен на нефть, как было в 1980-90-х годах, связаны как с торговыми войнами, инициируемыми нынешним президентом США Дональдом Трампом, так и с проблемами у нашего крупнейшего торгового партнера – КНР. Официальный долг КНР превысил отметку в 300% ВВП страны, плюс там происходит банкротство крупнейших девелоперов и серьезно страдает промышленность из-за тарифных войн. Все это происходит на фоне технологической революции в мире. К примеру, количество электромобилей, производимых в том же Китае, уже превысило количество авто с двигателями внутреннего сгорания. И это приближает конец эпохи дорогой нефти. Если, конечно, не начнется какая-нибудь масштабная война…

Поэтому очевидно, что Казахстану надо повышать качество управления квазигосударственными активами. А это огромное поле для работы. И логичным решением будет, конечно же, расформирование Фонда национального благосостояния, поскольку все эти лишние надстройки очень мешают основной деятельности крупнейших компаний страны. Только в нефтяной отрасли у нас насчитывается пять-шесть уровней управления: «Самрук-Қазына», «ҚазМұнайГаз», «РД КМГ», затем какой-нибудь «Өзенмұнайгаз», и только потом сам промысел, без учета еще некой дочерней компании. И на каждом из этих уровней происходит «проедание» огромных госсредств за счет продажи ресурсов. Одно дело, когда нефть стоила 80 долларов за баррель, и совсем другое – 50-60 долларов. Как говорится, мы не настолько богаты, чтобы быть такими глупыми.


Тем более что Нацфонд, как я уже говорил, стремительно истощается, а качество его активов остается спорным. Наверное, поэтому Нацбанк показывает только его валютные активы, тогда как демонстрировать тенговые, видимо, стесняется...

- А какие именно реформы, на ваш взгляд, нужно провести для повышения эффективности квазигоссектора?

- Еще два года назад президент поставил условие: либо разработайте предложения по основательной реформе ФНБ «Самрук-Қазына», либо его не должно быть в нашей экономике. Но ни того, ни другого мы не увидели. Проблемы никуда не делись.

Разумеется, нам нужны ускоренные реформы, поскольку на долгосрочные программы у Казахстана попросту нет денег. Но в любом случае придется избавляться от лишних управленческих ступеней или хотя бы сокращать их (к примеру, в НК «ҚазМұнайГаз» с шести до трех-двух), параллельно урезая управленческий персонал.

И потом, одна из задач Фонда – это увеличение стоимости его портфельных компаний. Но здесь особых прорывов не видно, кроме скандалов вроде «креативной» сдачи в аренду стульев топ-менеджером одной из них...

Ну и основное – это структурная перестройка экономики, то есть развитие собственных производств. В «Самрук-Қазына» были объединены как потребители, например, железнодорожных вагонов (и грузовых, и пассажирских) в лице «Қазақстан темір жолы», компаний сырьедобывающего сектора и т.д., так и потенциальные производители – промышленные активы, возможности привлечения иностранных инвесторов с технологиями и финансовыми средствами на выгодных для нашей страны условиях и т.д. Однако здесь можно констатировать полный провал.

В этой ситуации логичным выглядит следующий подход. Если одна управленческая команда, руководящая объединенным холдингом, не смогла ничего сделать на протяжении почти 20 лет, то, может, лучше разделить все эти активы, передав их под управление отраслевым министерствам? Наверняка из 20 министров и в разы большего количества руководителей комитетов (и соответственно управленческих команд) хотя бы часть окажется реально эффективной – сможет привлечь инвесторов, запустить производства в стране и/или увеличить долю казахстанского содержания.


Конечно, это должно сопровождаться резким повышением прозрачности перед обществом, потому что история существования ФНБ «Самрук-Қазына» наглядно показывает, что бесконтрольные чиновники и менеджеры квазагоссектора способны «освоить» любые средства – правда, в свою пользу, а не страны…

Похожие статьи

Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
ФНБ «Самрук-Қазына»: начало конца или перерождение?
26.05.2025, автор Сауле Исабаева.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » ФНБ «Самрук-Казына»: как повысить эффективность квазигоссектора?