27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
НПП «Атамекен» и квазиналог: почему бизнесу выставили счета «за прошлое»…
Сегодня, 14:02, автор Гульнар Муканова.
RU
KZ
EN
Многим казахстанским предпринимателям конец и без того непростого для бизнеса 2025 года запомнится, помимо прочего, получением досудебных претензий об оплате обязательных членских взносов в национальную палату предпринимателей «Атамекен» за несколько прошлых лет. У некоторых компаний предновогодний «подарок» от НПА исчисляется миллионами тенге. Механизм взысканий, с юридической точки зрения, сложности не вызывает: претензия – суд, далее вынесение судебного приказа по упрощенной процедуре, а затем в дело вступают судисполнители.
У предпринимателей, которые закрывают год на фоне недешевых кредитов и растущей инфляции, возникает закономерный вопрос: «почему именно сейчас, в сложное для казахстанского бизнеса время, «Атаменкен», чья основная миссия заключается в отстаивании его интересов, решил поступить именно таким образом?»
Национальная палата предпринимателей была создана 9 сентября 2013 года совместным решением Правительства РК и НЭПК «Союз «Атамекен». Ее деятельность регулируется соответствующим законом от 4 июля 2013-го.
Статья 4 этого закона устанавливает обязательность членства в палате субъектов предпринимательства: «Национальная палата образуется по принципу обязательности членства в ней субъектов предпринимательства, зарегистрированных (прошедших учетную регистрацию) в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением субъектов предпринимательства, для которых законодательством Республики Казахстан установлено обязательное членство в иных некоммерческих организациях, а также государственных предприятий, если иное не установлено настоящим пунктом. На субъектов предпринимательства, являющихся членами (участниками) саморегулируемых организаций в сфере предпринимательской деятельности, основанных на обязательном членстве, распространяется принцип обязательности членства субъектов предпринимательства в Национальной палате».
Указанные положения закона сами по себе являются дискуссионными, поскольку, по мнению экспертов-правоведов, обязательное членство противоречит Гражданскому кодексу Республики Казахстан, который декларирует свободу предпринимательства и свободу права заключения договоров. Также спорным является и вопрос о членских взносах, подлежащих обязательной уплате предпринимателями, поскольку Конституцией РК для них установлена лишь одна обязанность – уплата налогов.
Впрочем, сейчас речь не об этом, а о том, в какие суммы обходится членство в НПП «Атамекен» и насколько оправданны с точки зрения социальной справедливости и баланса интересов действия национальной палаты в данном случае.
Обязательные взносы завязаны на МРП и на шкалу совокупного годового дохода. По опубликованным ставкам на 2025 год видно, как быстро цифры становятся «негуманными» для бизнеса, который оперирует оборотом, а не маржой: на уровне 105 МРП – это 412 860 тенге; в верхних градациях взнос достигает 3030 МРП, то есть 11 913 960 тенге. Очевидно, что речь идет не о налоге (деньги не поступают в бюджет), но по экономическому эффекту для компаний этот «не налог» зачастую воспринимается как квазиналог (обязательный платеж без юридических признаков налога) на сам факт предпринимательской деятельности: «ты ведешь бизнес – значит, ты «по умолчанию» находишься в системе и должен платить».
Острая тема «довзыскания» вызывает логически вытекающие из нее столь же острые вопросы: какова общественная цель взимания, тем более «ретроспективного», взносов именно сейчас, в условиях двузначной инфляции, высокой стоимости кредитов, снижения покупательской способности населения, увеличения издержек и т.д.? А те, чьи модели бизнеса функционируют на обороте, а не на чистой прибыли, ощущают несправедливость позиции «Атамекен» еще острее.
Национальная палата декларирует в качестве своей главной задачи защиту прав и интересов предпринимателей. При этом общеизвестно, что на практике «легитимность» любой конструкции держится на доверии и ощущении справедливости. Думается, что, если бы отечественный бизнес воспринимал «Атамекен» как надежного защитника и помощника в решении своих проблем, то вопросов относительно обоснованности взыскания обязательных членских взносов не возникало бы – каждый предприниматель понимал бы, что конкретно он получит взамен. Однако такого понимания сегодня нет. Хотя НПП имеет определенное количество публичных кейсов, в рамках которых была осуществлена защита бизнеса, значительная часть ее членов убеждена в том, что она не помогает в решении реальных проблем и, по сути, является фикцией. Многие предприниматели прямо заявляют, что способны защитить свои интересы сами и в услугах «Атамекена» не нуждаются.
Возможно ли снять социальное напряжение в бизнес-среде, не разрушая институт ее представительства, который при определенной корректировке мог бы действительно приносить пользу как предпринимателям, так и государству? На наш взгляд, здесь необходимо принять определенные решения, способные привести к тому, что деятельность «Атамекена» станет более прозрачной, предсказуемой и понятной для всех заинтересованных сторон.
Итак, что мы имеем на сегодня? В юридическом плане полномочия и действия «Атамекена» прописаны: обязательность членства закреплена законом, механизм взыскания отработан. В то же время уровень доверия к НПП со стороны бизнеса неуклонно снижается, соответственно конфликт между ними неизбежен. В такой ситуации, видимо, имеет смысл задуматься о целесообразности перехода к добровольному членству в Палате предпринимателей…
У предпринимателей, которые закрывают год на фоне недешевых кредитов и растущей инфляции, возникает закономерный вопрос: «почему именно сейчас, в сложное для казахстанского бизнеса время, «Атаменкен», чья основная миссия заключается в отстаивании его интересов, решил поступить именно таким образом?»
Вопросы вопросами, но с точки зрения действующего закона претензии о взыскании взносов за предыдущий период выглядят вполне логично и обоснованно – «как по учебнику». Но если все-таки обратиться к учебникам, то они скажут тем, кто принял это «справедливое решение», что право не тождественно закону, право в историческом его толковании – это «искусство добра и справедливости». Не догма, не сухие нормы, не холодное следование правилам, а искусство….
Национальная палата предпринимателей была создана 9 сентября 2013 года совместным решением Правительства РК и НЭПК «Союз «Атамекен». Ее деятельность регулируется соответствующим законом от 4 июля 2013-го.
Статья 4 этого закона устанавливает обязательность членства в палате субъектов предпринимательства: «Национальная палата образуется по принципу обязательности членства в ней субъектов предпринимательства, зарегистрированных (прошедших учетную регистрацию) в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением субъектов предпринимательства, для которых законодательством Республики Казахстан установлено обязательное членство в иных некоммерческих организациях, а также государственных предприятий, если иное не установлено настоящим пунктом. На субъектов предпринимательства, являющихся членами (участниками) саморегулируемых организаций в сфере предпринимательской деятельности, основанных на обязательном членстве, распространяется принцип обязательности членства субъектов предпринимательства в Национальной палате».
Указанные положения закона сами по себе являются дискуссионными, поскольку, по мнению экспертов-правоведов, обязательное членство противоречит Гражданскому кодексу Республики Казахстан, который декларирует свободу предпринимательства и свободу права заключения договоров. Также спорным является и вопрос о членских взносах, подлежащих обязательной уплате предпринимателями, поскольку Конституцией РК для них установлена лишь одна обязанность – уплата налогов.
Впрочем, сейчас речь не об этом, а о том, в какие суммы обходится членство в НПП «Атамекен» и насколько оправданны с точки зрения социальной справедливости и баланса интересов действия национальной палаты в данном случае.
Обязательные взносы завязаны на МРП и на шкалу совокупного годового дохода. По опубликованным ставкам на 2025 год видно, как быстро цифры становятся «негуманными» для бизнеса, который оперирует оборотом, а не маржой: на уровне 105 МРП – это 412 860 тенге; в верхних градациях взнос достигает 3030 МРП, то есть 11 913 960 тенге. Очевидно, что речь идет не о налоге (деньги не поступают в бюджет), но по экономическому эффекту для компаний этот «не налог» зачастую воспринимается как квазиналог (обязательный платеж без юридических признаков налога) на сам факт предпринимательской деятельности: «ты ведешь бизнес – значит, ты «по умолчанию» находишься в системе и должен платить».
Почему же тема «довзыскания» стала столь обсуждаемой в бизнес-сообществе? Ведь выставление претензий за прошлые периоды не является новеллой – такие кейсы встречаются сплошь и рядом. Представляется, что причина заключается в совокупности факторов, сделавших эту тему острой и болезненной. Во-первых, высокая инфляция (по данным Бюро национальной статистики, в ноябре 2025 года она составила 12,4%), которая оказывает негативное влияние на предпринимательскую деятельность. Во-вторых, срабатывает психологическая реакция: ведь когда бизнес пытается «выжить», любое «ретроспективное» взыскание денежных средств воспринимается им как попытка за его счет закрыть чей-то дефицит.
Острая тема «довзыскания» вызывает логически вытекающие из нее столь же острые вопросы: какова общественная цель взимания, тем более «ретроспективного», взносов именно сейчас, в условиях двузначной инфляции, высокой стоимости кредитов, снижения покупательской способности населения, увеличения издержек и т.д.? А те, чьи модели бизнеса функционируют на обороте, а не на чистой прибыли, ощущают несправедливость позиции «Атамекен» еще острее.
Национальная палата декларирует в качестве своей главной задачи защиту прав и интересов предпринимателей. При этом общеизвестно, что на практике «легитимность» любой конструкции держится на доверии и ощущении справедливости. Думается, что, если бы отечественный бизнес воспринимал «Атамекен» как надежного защитника и помощника в решении своих проблем, то вопросов относительно обоснованности взыскания обязательных членских взносов не возникало бы – каждый предприниматель понимал бы, что конкретно он получит взамен. Однако такого понимания сегодня нет. Хотя НПП имеет определенное количество публичных кейсов, в рамках которых была осуществлена защита бизнеса, значительная часть ее членов убеждена в том, что она не помогает в решении реальных проблем и, по сути, является фикцией. Многие предприниматели прямо заявляют, что способны защитить свои интересы сами и в услугах «Атамекена» не нуждаются.
Возможно ли снять социальное напряжение в бизнес-среде, не разрушая институт ее представительства, который при определенной корректировке мог бы действительно приносить пользу как предпринимателям, так и государству? На наш взгляд, здесь необходимо принять определенные решения, способные привести к тому, что деятельность «Атамекена» станет более прозрачной, предсказуемой и понятной для всех заинтересованных сторон.
Очень важно, чтобы бизнес ясно понимал, за что именно он платит. Ему нужен простой и наглядный отчет о том, в каких регионах и что именно сделано за счет членских взносов. Палата, естественно, публикует какие-то отчеты, но они лишены наглядности и не позволяют предпринимателям отследить движение тех средств, которые они внесли. Применительно к долгам за прошлые периоды, возможно, помогло бы введение более гибкого подхода. Например, установление моратория на взыскания с определенных категорий предпринимателей, использование варианта с рассрочками и т.д. Множество вопросов можно снять, обеспечив понятный и быстрый механизм проверки правильности начислений. Это позволит избежать конфликтов.
Итак, что мы имеем на сегодня? В юридическом плане полномочия и действия «Атамекена» прописаны: обязательность членства закреплена законом, механизм взыскания отработан. В то же время уровень доверия к НПП со стороны бизнеса неуклонно снижается, соответственно конфликт между ними неизбежен. В такой ситуации, видимо, имеет смысл задуматься о целесообразности перехода к добровольному членству в Палате предпринимателей…
Похожие статьи
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
Буря в стакане воды: почему приказ министра финансов вызвал массовую истерию?
2.12.2025, автор Spik.kz.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Очевидное – невероятное. История одной судебной тяжбы
11.02.2025, автор Гульнар Муканова.