15.10.2024, автор Асем Избасарова.
Кто тормозит реализацию Национальной образовательной платформы?
16.01.2025, автор Асем Избасарова.
RU
KZ
EN
В Казахстане есть немало примеров, когда необдуманные и поспешные управленческие решения приводили к серьезным финансовым потерям, создавали массу трудностей для исполнителей на местах и усложняли жизнь простых граждан. Один из них – попытка внедрить Единую национальную образовательную платформу (ЕНОП), которая обернулась крупным скандалом на рынке цифровизации страны.
Напомним, что соответствующее поручение Касым-Жомарт Токаев дал еще пять лет назад в ответ на массовую критику в адрес системы дистанционного обучения в период пандемии. Но пока правительство «раскачивалось», на рынке появлялись и крепли десятки частных EdTech-компаний со своими инновационными разработками по автоматизации учебных процессов в школах, колледжах и вузах. В борьбе за целевую аудиторию они активно развивали свои цифровые платформы и даже успели синхронизировать их с учетом запросов потребителей в разных регионах страны. Однако в 2024 году существование некоторых проектов оказалось под угрозой, вследствие чего конкуренты вынуждены были объединиться и направить главе государства открытое письмо с просьбой не допустить монополизации рынка цифровизации образования.
Этой проблеме наше издание посвятило ряд статей. Но если коротко, то одна из этих компаний – ТОО Bilim Land, пользовавшаяся особым расположением со стороны профильных госорганов, попыталась при помощи административного ресурса захватить рынок путем вытеснения с него остальных игроков. Как по команде, одна за другой общеобразовательные школы в регионах стали делать выбор в ее пользу и аннулировать договоры с другими EdTech-компаними. Последним до сих пор приходится отстаивать свои интересы в суде.
Интересно, что в июне 2024-го Министерство просвещения заключило меморандум с Freedom Holding Corp. о взаимном сотрудничестве по развитию той самой Единой национальной образовательной платформы. Казалось бы, какое отношение корпорация, занимающаяся брокерской и банковской деятельностью, имеет к сфере образования? А дело в том, что основным ее акционером является Тимур Турлов, чья частная компания Turlov Private Holding Ltd в свою очередь выступает одним из учредителей ТОО Bilim Land (подробнее об этом читайте здесь). Причем похожие соглашения следом стали подписываться уже в регионах на уровне акиматов, а областные управления образования начали привлекать к работе над ЕНОП исключительно Bilim Land. Тем самым, по сути, одним решением рынок фактически был отдан в руки одного разработчика, начала создаваться «монополия частника». Самое печальное, что во всей этой суматохе процесс создания национальной образовательной платформы так и не сдвинулся с места – до сих пор нет четкого видения того, как она будет работать (нет архитектуры, нет концепции, нет даже технико-экономического обоснования).
Впрочем, усилия Консорциума казахстанских EdTech-компаний начали потихоньку приносить плоды. Вопрос дальнейшей цифровизации системы среднего образования взят на особый контроль как президента, так и органов нацбезопасности. Плюс в ноябре Агентство по защите конкуренции РК обязало Министерство просвещения не допускать совершения действий, противоречащих законодательству РК в области защиты конкуренции. А на днях стало известно, что Управление образования города Шымкента отменило свой приказ о взаимодействии с ТОО BilimLand «в связи с ненадлежащей работой компании с сентября 2024 года и отсутствием устранения недостатков в предоставлении услуг». Кроме того, оно распорядилось «внедрить систему АИС «Күнделік» (электронный журнал и дневник) на бесплатной основе в государственные и частные школы Шымкента с целью обеспечения защиты персональных данных всех пользователей, включая несовершеннолетних, и проведения единого мониторинга».
К слову, после серии публикаций на эту тему к нам в редакцию обратился IT-специалист, ответственный за внедрение платформы BilimClass (от компании BilimLand) в одной из школ Северо-Казахстанской области (пожелавший остаться неназванным). По его словам, в этой системе периодически происходят глобальные сбои, хотя ее владельцы всюду утверждают, что она «безотказная», «надежная» и т.д. Один такой сбой случился 18 октября 2024-го, в результате чего платформа была недоступна пользователям более двух часов. При этом сотрудники отдела технического сопровождения ТОО Bilim Land никак не реагировали на указанные недостатки и недоработки в системе.
- Те неисправности, которые я обнаружил, до сих пор так и остаются в системе. Среди них есть критические. Например, факультативы выборочно попадают в табель. Мобильное приложение некорректно отображает расписание занятий. Импорт новых учеников через шаблон происходит без указания пола ученика и его национальности, поэтому мальчики могут значиться как девочки и наоборот, в итоге приходится вручную это исправлять. При этом обращения в службу техподдержки никакого результата не дали. Есть только обещания все исправить, а время идет. Похоже, владельцы системы очень не хотят, чтобы об этих дефектах узнали за пределами круга тех, кто ее эксплуатирует. У них на сайте есть раздел предложений, но за год он так и не был запущен в эксплуатацию. Принятая ими форма общения – это группы в WhatsApp, однако их содержимое (жалобы участников) никак «не гуглится», потому что не индексируется поисковиками. Удалил группу, завел новую – и нет никаких упоминаний о наличии проблем, - сообщил наш собеседник.
По его словам, в прессе явно доминируют негативные оценки в адрес «Күнделік», хотя новая система BilimClass имеет ничуть не меньше, а может, даже больше проблем, но все об этом дружно молчат. «Мне очень не нравится тот пафос, с которым преподносится переход на BilimClass. Везде пишут, что учителя в регионах якобы с радостью отказываются от «Күнделік», но на самом деле это не так. Многие преподаватели в нашей группе хорошо отзываются о старой системе и жалеют о таком внезапном переходе на новую», - заключил он.
Комментарий в тему
Мухит Бектаев, основатель и директор ТОО Bilim.App, член Консорциума казахстанских EdTech-компаний:
- Наш IT-проект был инициирован в начале 2020 года на фоне пандемии коронавируса, которая дала толчок развитию онлайн-обучения в стране. Около трех лет ушло на его подготовку, были затрачены значительные человеческие (30 программистов и 100 учителей) и материальные (около 2,5 млрд. тенге) ресурсы. В январе 2023 года он был успешно запущен и внедрен в работу. Но уже через год началась массированная кампания по дискредитации платформы Bilim.app.
Ряд школ из разных регионов страны стали расторгать в одностороннем порядке заключенные ранее с ТОО Bilim.app договора о государственных закупках. Более того, они один за другим обращались в суды с исками на нашу компанию, мотивируя их тем, что якобы мы не исполняем надлежащим образом взятые на себя обязательства. И все эти действия осуществлялись на основании составленных этими школами однотипных актов несоответствия платформы технической спецификации. При этом вся информация в них заведомо ложная. Подчеркну, что соответствие Bilim.app всем гостандартам в сфере образования подтверждается положительными заключениями от ряда государственных и частных структур, которые провели соответствующие экспертизы и рекомендовали наш онлайн-контент к использованию.
Плюс мы организовали собственное расследование, в результате чего выяснилось, что, во-первых, все эти акты абсолютно схожи по содержанию и имеют одинаковый набор замечаний, хотя их составляли разные школы из разных регионов страны. Просто фантастическое совпадение! А, во-вторых, в них указаны идентичные коды доступа на платформу Bilim.app, что невозможно априори, поскольку технически для каждой учетной записи имеется свой уникальный ID-код. Все это подтверждает нашу версию о том, что за такими действиями стоит одна организация, и нетрудно догадаться, какая именно. Ведь параллельно в департаменты внутреннего государственного аудита областей и городов шел шквал жалоб на нас от ТОО Bilim Land, которое требовало пересмотреть итоги конкурсов, где мы были признаны победителем.
Самое печальное, что, имея на руках все эти факты, мы испытываем большие сложности с тем, чтобы добиться справедливости в судах (всего было возбуждено семь дел!). Доходит до смешного, когда судьи, казалось бы, соглашаются с тем, что доказательств причинения истцу ущерба не представлены и претензии его необоснованны, но, тем не менее, признают Bilim.app недобросовестным участником государственных закупок. К примеру, во время судебного процесса в Павлодарской области по иску специализированной школы–лицея «Зерде» вообще произошла абсурдная ситуация. Представителем истца оказался сотрудник конкурирующей компании Bilim Land, что создало конфликт интересов. Судья, конечно, обратил внимание на столь грубое нарушение, но все равно вынес решение в пользу школы-лицея…
По сути, мы столкнулись с четко отработанной схемой захвата рынка информатизации образования, цель которой создать искусственную монополию в лице ТОО Bilim Land. В некоторых областях уже практически все школы перешли на продукцию этой компании, причем без проведения конкурсных процедур (способом из одного источника путем прямого заключения договора).
Напомним, что соответствующее поручение Касым-Жомарт Токаев дал еще пять лет назад в ответ на массовую критику в адрес системы дистанционного обучения в период пандемии. Но пока правительство «раскачивалось», на рынке появлялись и крепли десятки частных EdTech-компаний со своими инновационными разработками по автоматизации учебных процессов в школах, колледжах и вузах. В борьбе за целевую аудиторию они активно развивали свои цифровые платформы и даже успели синхронизировать их с учетом запросов потребителей в разных регионах страны. Однако в 2024 году существование некоторых проектов оказалось под угрозой, вследствие чего конкуренты вынуждены были объединиться и направить главе государства открытое письмо с просьбой не допустить монополизации рынка цифровизации образования.
Этой проблеме наше издание посвятило ряд статей. Но если коротко, то одна из этих компаний – ТОО Bilim Land, пользовавшаяся особым расположением со стороны профильных госорганов, попыталась при помощи административного ресурса захватить рынок путем вытеснения с него остальных игроков. Как по команде, одна за другой общеобразовательные школы в регионах стали делать выбор в ее пользу и аннулировать договоры с другими EdTech-компаними. Последним до сих пор приходится отстаивать свои интересы в суде.
Интересно, что в июне 2024-го Министерство просвещения заключило меморандум с Freedom Holding Corp. о взаимном сотрудничестве по развитию той самой Единой национальной образовательной платформы. Казалось бы, какое отношение корпорация, занимающаяся брокерской и банковской деятельностью, имеет к сфере образования? А дело в том, что основным ее акционером является Тимур Турлов, чья частная компания Turlov Private Holding Ltd в свою очередь выступает одним из учредителей ТОО Bilim Land (подробнее об этом читайте здесь). Причем похожие соглашения следом стали подписываться уже в регионах на уровне акиматов, а областные управления образования начали привлекать к работе над ЕНОП исключительно Bilim Land. Тем самым, по сути, одним решением рынок фактически был отдан в руки одного разработчика, начала создаваться «монополия частника». Самое печальное, что во всей этой суматохе процесс создания национальной образовательной платформы так и не сдвинулся с места – до сих пор нет четкого видения того, как она будет работать (нет архитектуры, нет концепции, нет даже технико-экономического обоснования).
Впрочем, усилия Консорциума казахстанских EdTech-компаний начали потихоньку приносить плоды. Вопрос дальнейшей цифровизации системы среднего образования взят на особый контроль как президента, так и органов нацбезопасности. Плюс в ноябре Агентство по защите конкуренции РК обязало Министерство просвещения не допускать совершения действий, противоречащих законодательству РК в области защиты конкуренции. А на днях стало известно, что Управление образования города Шымкента отменило свой приказ о взаимодействии с ТОО BilimLand «в связи с ненадлежащей работой компании с сентября 2024 года и отсутствием устранения недостатков в предоставлении услуг». Кроме того, оно распорядилось «внедрить систему АИС «Күнделік» (электронный журнал и дневник) на бесплатной основе в государственные и частные школы Шымкента с целью обеспечения защиты персональных данных всех пользователей, включая несовершеннолетних, и проведения единого мониторинга».
К слову, после серии публикаций на эту тему к нам в редакцию обратился IT-специалист, ответственный за внедрение платформы BilimClass (от компании BilimLand) в одной из школ Северо-Казахстанской области (пожелавший остаться неназванным). По его словам, в этой системе периодически происходят глобальные сбои, хотя ее владельцы всюду утверждают, что она «безотказная», «надежная» и т.д. Один такой сбой случился 18 октября 2024-го, в результате чего платформа была недоступна пользователям более двух часов. При этом сотрудники отдела технического сопровождения ТОО Bilim Land никак не реагировали на указанные недостатки и недоработки в системе.
- Те неисправности, которые я обнаружил, до сих пор так и остаются в системе. Среди них есть критические. Например, факультативы выборочно попадают в табель. Мобильное приложение некорректно отображает расписание занятий. Импорт новых учеников через шаблон происходит без указания пола ученика и его национальности, поэтому мальчики могут значиться как девочки и наоборот, в итоге приходится вручную это исправлять. При этом обращения в службу техподдержки никакого результата не дали. Есть только обещания все исправить, а время идет. Похоже, владельцы системы очень не хотят, чтобы об этих дефектах узнали за пределами круга тех, кто ее эксплуатирует. У них на сайте есть раздел предложений, но за год он так и не был запущен в эксплуатацию. Принятая ими форма общения – это группы в WhatsApp, однако их содержимое (жалобы участников) никак «не гуглится», потому что не индексируется поисковиками. Удалил группу, завел новую – и нет никаких упоминаний о наличии проблем, - сообщил наш собеседник.
По его словам, в прессе явно доминируют негативные оценки в адрес «Күнделік», хотя новая система BilimClass имеет ничуть не меньше, а может, даже больше проблем, но все об этом дружно молчат. «Мне очень не нравится тот пафос, с которым преподносится переход на BilimClass. Везде пишут, что учителя в регионах якобы с радостью отказываются от «Күнделік», но на самом деле это не так. Многие преподаватели в нашей группе хорошо отзываются о старой системе и жалеют о таком внезапном переходе на новую», - заключил он.
Комментарий в тему
Мухит Бектаев, основатель и директор ТОО Bilim.App, член Консорциума казахстанских EdTech-компаний:
- Наш IT-проект был инициирован в начале 2020 года на фоне пандемии коронавируса, которая дала толчок развитию онлайн-обучения в стране. Около трех лет ушло на его подготовку, были затрачены значительные человеческие (30 программистов и 100 учителей) и материальные (около 2,5 млрд. тенге) ресурсы. В январе 2023 года он был успешно запущен и внедрен в работу. Но уже через год началась массированная кампания по дискредитации платформы Bilim.app.
Ряд школ из разных регионов страны стали расторгать в одностороннем порядке заключенные ранее с ТОО Bilim.app договора о государственных закупках. Более того, они один за другим обращались в суды с исками на нашу компанию, мотивируя их тем, что якобы мы не исполняем надлежащим образом взятые на себя обязательства. И все эти действия осуществлялись на основании составленных этими школами однотипных актов несоответствия платформы технической спецификации. При этом вся информация в них заведомо ложная. Подчеркну, что соответствие Bilim.app всем гостандартам в сфере образования подтверждается положительными заключениями от ряда государственных и частных структур, которые провели соответствующие экспертизы и рекомендовали наш онлайн-контент к использованию.
Плюс мы организовали собственное расследование, в результате чего выяснилось, что, во-первых, все эти акты абсолютно схожи по содержанию и имеют одинаковый набор замечаний, хотя их составляли разные школы из разных регионов страны. Просто фантастическое совпадение! А, во-вторых, в них указаны идентичные коды доступа на платформу Bilim.app, что невозможно априори, поскольку технически для каждой учетной записи имеется свой уникальный ID-код. Все это подтверждает нашу версию о том, что за такими действиями стоит одна организация, и нетрудно догадаться, какая именно. Ведь параллельно в департаменты внутреннего государственного аудита областей и городов шел шквал жалоб на нас от ТОО Bilim Land, которое требовало пересмотреть итоги конкурсов, где мы были признаны победителем.
Самое печальное, что, имея на руках все эти факты, мы испытываем большие сложности с тем, чтобы добиться справедливости в судах (всего было возбуждено семь дел!). Доходит до смешного, когда судьи, казалось бы, соглашаются с тем, что доказательств причинения истцу ущерба не представлены и претензии его необоснованны, но, тем не менее, признают Bilim.app недобросовестным участником государственных закупок. К примеру, во время судебного процесса в Павлодарской области по иску специализированной школы–лицея «Зерде» вообще произошла абсурдная ситуация. Представителем истца оказался сотрудник конкурирующей компании Bilim Land, что создало конфликт интересов. Судья, конечно, обратил внимание на столь грубое нарушение, но все равно вынес решение в пользу школы-лицея…
По сути, мы столкнулись с четко отработанной схемой захвата рынка информатизации образования, цель которой создать искусственную монополию в лице ТОО Bilim Land. В некоторых областях уже практически все школы перешли на продукцию этой компании, причем без проведения конкурсных процедур (способом из одного источника путем прямого заключения договора).
Похожие статьи
Почему цифровизация образования Казахстана оказалась на грани срыва?
ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?
29.10.2024, автор Асем Избасарова.
Национальная образовательная платформа РК: кто и как должен ее формировать?
9.12.2024, автор Асем Избасарова.