АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ФНБ «Самрук-Қазына»: начало конца или перерождение?

ФНБ «Самрук-Қазына»: начало конца или перерождение?

26.05.2025, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Разговоры о необходимости упразднить ФНБ «Самрук-Қазына» ходят давно, но впервые столь радикальное предложение прозвучало с парламентской трибуны. В минувший вторник мажилисмен Адиль Жубанов обвинил фонд в непрозрачности, «узаконенной краже» госсредств и рекомендовал все его активы передать в конкурентную среду. В ответ на это член ВАП Нурлан Нуржанов сообщил, что аудит холдинга уже ведётся, поскольку палата «тоже серьезно обеспокоена данной проблемой». А что по этому поводу думают в экспертном сообществе? Действительно ли холдингу грозит ликвидация? Или все-таки его можно трансформировать с пользой для страны?

Максим Казначеев, политолог:
«Фонд становится излишней бюрократической ступенькой»
ФНБ «Самрук-Қазына»: начало конца или перерождение?


- Стоит напомнить, что впервые этот вопрос поднял сам президент Касым-Жомарт Токаев при назначении на должность председателя правления ФНБ «Самрук-Қазына» Алмасадама Саткалиева. Тогда он поручил провести ревизию фонда за истекший период и в случае низкой результативности рассмотреть вариант его расформирования. Поэтому вероятность закрытия данной структуры нельзя считать нулевой, тем более в условиях текущего дефицита бюджета. Думаю, роспуск ФНБ «Самрук-Қазына» как административной надстройки над национальными компаниями позволит сэкономить значительное количество бюджетных средств и отчислений от квазигоссектора, которые сейчас уходят на выполнение бюрократических функций.

Дело в том, что сама по себе идея создания вертикально интегрированного государственного холдинга, который бы оперировал переданными ему в управление активами, принадлежащими государству, предполагает и выстраивание соответствующей модели управления экономикой. То есть в такой экономике должно быть некое централизованное планирование, по крайней мере, в отношении крупных государственных компаний и крупных государственных активов. А поскольку правительство и в целом политическая элита Казахстана не рассматривают вариант перехода к мобилизационному сценарию развития экономики, то можно утверждать, что наличие в структуре экономики Фонда национального благосостояния становится излишней бюрократической ступенькой.


Если бы политические элиты в более широком смысле занимались проактивным развитием государственных экономических активов, то тогда существование подобного рода структуры, возможно, имело бы смысл. Но поскольку речь идет о том, что национальные компании вынуждены в любом случае работать в конкурентный рыночной среде и ориентироваться в первую очередь на рыночную конъюнктуру, то наличие просто дополнительных административных структур, конечно же, утяжеляет механизмы управления экономикой и как бы формирует нишу для избыточной бюрократизации.

Мне представляется, что сама по себе работа фонда в отрыве от реализуемой правительством экономической программы нецелесообразна. Он выгоден и перспективен, как я уже говорил, только с точки зрения управления государственными активами при переходе к мобилизационному сценарию развития экономики. Тогда бы правительство ставило чётко измеряемые индикаторы, а национальные компании, входящие в холдинг, получали бы, исходя из поставленных задач развития, конкретные количественные показатели по необходимому производству. И в таком случае восстановился бы отчасти такой элемент плановой экономики, когда Фонд демонстрировал бы достаточно высокие результаты развития - и по физическим объёмам производства, и по объёмам капиталовложений.

В текущей ситуации повысить эффективность ФНБ «Самрук-Қазына» можно только путём более детального рассмотрения структуры доходов и расходов тех национальных компаний, которые в него включены. И вот здесь, как мне кажется, профильные государственные органы, в первую очередь Комитет государственных доходов Министерства финансов, конечно, недорабатывают. Существенно повысить даже текущие отчисления в государственный и региональные бюджеты, повторюсь, можно только за счёт более детальной оценки финансовых потоков в нацкомпаниях.

Олжас Байдильдинов, основатель Telegram-канала «Байдильдинов. Нефть»:
«Фонд следует сохранить, но усилив возможности и дав больше свободы»


- Ликвидировать ФНБ «Самрук-Қазына» не получится ни при каких раскладах. Нельзя просто взять и отменить все его долговые обязательства перед Национальным фондом и ЕНПФ, а также инвестпроекты, которые запускались под его гарантии. У нас уже был прецедент, когда АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» даже после делистинга с Лондонской фондовой биржи и перевыпуска гарантий со стороны материнской компании в 2017 году не прекратила свое существование. Все-таки есть определенные правила, требования, ограничения, в связи с которыми юрлицо не может вот так сразу закрыться.

В качестве альтернативы предлагаю объединить ФНБ «Самрук-Қазына» с Национальным фондом и ЕНПФ, потому как сегодня это чуть ли не единственная структура, которая способна инвестировать деньги в экономику Казахстана. Как вы знаете, последняя рыночная оценка активов ЕНПФ демонстрирует убытки (хотя это и бумажные убытки). У Нацфонда тоже низкая доходность – в диапазоне 2-3%, а также не очень понятные инвестиционные инструменты: большая его часть вложена в зарубежные облигации. При этом отечественные компании вынуждены привлекать финансирование из-за рубежа под 5-6%... Пора бы уже развернуться в сторону казахстанской экономики через реальные активы в НК «ҚазМұнайГаз» и другие портфельные компании ФНБ «Самрук-Қазына».


Стоит отметить, что его штатная численность – всего 124 человека, при этом он занимает второе место в мировом рейтинге наиболее эффективно работающих суверенных фондов. Среднегодовая доходность задействованного капитала «Самрук-Қазына» за последние пять лет составила свыше 10%, что является достаточно хорошим показателем. Это говорит о том, что у его новой команды есть четкое видение, как и куда двигаться.

Плюс «Самрук-Қазына» в больших масштабах субсидирует экономику Казахстана. К примеру, в 2024 году соответствующая сумма составила около 1,2 трлн тенге. Если разделить ее на всех казахстанцев, то каждый из них условно сэкономил порядка 60 тыс. тенге - за счет сниженных цен и тарифов от группы компаний, включенных в фонд. Поэтому я против его ликвидации. Наоборот, выступаю за то, чтобы дать этой структуре больше свободы, больший мандат на инвестирование своих средств в реальный сектор экономики.

Например, суверенные фонды Норвегии, ОАЭ, Катара инвестируют деньги по всему миру в различные проекты, в том числе в недвижимость, футбольные клубы и прочее. То есть у них очень диверсифицированные портфели. Тогда как у «Самрук-Қазына», если не ошибаюсь, лишь 4 процента зарубежных активов, и это активы компании «ҚазМұнайГаз» в Европе. Получается, он может полностью распоряжаться своими деньгами внутри Казахстана, но ограничен в их инвестировании за его пределами. Хотя если мы хотим развивать его как суверенный фонд, то, разумеется, должны предоставить возможность проявлять активность и на международных рынках.

С учетом вышеперечисленного я, скорее, встаю на защиту «Самрук-Қазына». Его следует сохранить, но усилив возможности и дав больше свободы. Кроме того, считаю необходимым повысить зарплаты и бонусы ключевому персоналу фонда, потому как от его деятельности и решений во многом зависит развитие экономики Казахстана, грамотное инвестирование в нее.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром транспорта Казахстана. Часть 2-я
20.05.2025, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
SPIK.KZ » Выбор редакции » ФНБ «Самрук-Қазына»: начало конца или перерождение?