24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Cудьи под прицелом истории: казахстанцы чествуют служителей Фемиды и требуют реформ

24.06.2025, автор Асем Избасарова.
RU
KZ
EN
Сегодня в Казахстане отмечается День судьи и работника суда — праздник, который призван подчеркнуть важность верховенства закона и роли судейского корпуса в построении правового государства. Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своем обращении особо отметил, что «сильная и независимая судебная система — это гарантия справедливости и стабильности». Однако за парадными речами и торжественными заседаниями скрываются проблемы, которые не дают покоя многим казахстанцам.
С 1 июля 2025 года в Казахстане начнут работу три самостоятельных кассационных суда – по уголовным, гражданским и административным судам. Тем самым будет существенно снижена нагрузка на судей Верховного суда. Эта мера, по мнению властей, должна улучшить доступ граждан и бизнеса к справедливому рассмотрению дел.
Основные претензии к судебной системе Казахстана остаются прежними:
• Низкий уровень квалификации значительной части судейского корпуса. По данным ряда исследований, до 30% судей не обладают достаточным уровнем подготовки для рассмотрения сложных экономических и уголовных дел. Нередко судебные решения содержат серьезные процессуальные и правовые ошибки, что подрывает доверие к системе.
• Политизированность и зависимость решений судов от исполнительной власти.
• Непрозрачность процесса назначения и продвижения судей. Конкурсные процедуры нередко вызывают вопросы относительно их объективности и открытости.
• Формализм и слабая аргументация судебных актов. Решения по делам, особенно административным и гражданским, часто сводятся к цитированию законов без детального анализа фактических обстоятельств.
• Длительность процессов и неэффективность исполнения судебных решений. Даже при вынесении решения в пользу гражданина или бизнеса реальное исполнение может растянуться на годы.
На этом фоне появление трех новых специализированных кассационных судов является лишь точечным техническим решением. Представляется, что процесс реформирования судебной системы должен быть шире, охватывать не только структурные, но и технические вопросы:
• Практика кураторства над молодыми судьями в первый год работы со стороны Высшего Судебного совета;
• Расширение доступности системы «Цифровая аналитика судебной практики» - не только для судей, но и для других участников судебного процесса;
• Цифровизация процедур исполнения судебных решений, по крайней мере, в случаях с административными и гражданскими делами;
• Расширение практики досудебных арбитражей по административным, гражданским и экономическим делам.
Большой резерв возможностей остается неиспользованным в сегменте цифровизации судебного администрирования: ускорение обработки обращений и исков, внутреннее делопроизводство, исполнение судебных решений. Бизнес и общество вправе ожидать от судебной ветви власти, а также от профильного Министерства юстиции повышения мобильности в этих, по сути, технических вопросах.
Верховенство закона — это не только красивые слова и новые здания судов. Это способность судебной системы действовать независимо, профессионально и справедливо, даже когда на скамье подсудимых оказываются самые могущественные люди страны.
Сегодня, в День судьи, казахстанское общество вправе не только поздравить служителей закона, но и потребовать настоящих реформ, которые сделают суды защитниками прав и свобод, а не придатками исполнительной вертикали власти.
С 1 июля 2025 года в Казахстане начнут работу три самостоятельных кассационных суда – по уголовным, гражданским и административным судам. Тем самым будет существенно снижена нагрузка на судей Верховного суда. Эта мера, по мнению властей, должна улучшить доступ граждан и бизнеса к справедливому рассмотрению дел.
Но правозащитники и эксперты-юристы высказывают сомнения: системные проблемы судопроизводства нельзя решить только структурными преобразованиями.
Основные претензии к судебной системе Казахстана остаются прежними:
• Низкий уровень квалификации значительной части судейского корпуса. По данным ряда исследований, до 30% судей не обладают достаточным уровнем подготовки для рассмотрения сложных экономических и уголовных дел. Нередко судебные решения содержат серьезные процессуальные и правовые ошибки, что подрывает доверие к системе.
• Политизированность и зависимость решений судов от исполнительной власти.
• Непрозрачность процесса назначения и продвижения судей. Конкурсные процедуры нередко вызывают вопросы относительно их объективности и открытости.
• Формализм и слабая аргументация судебных актов. Решения по делам, особенно административным и гражданским, часто сводятся к цитированию законов без детального анализа фактических обстоятельств.
• Длительность процессов и неэффективность исполнения судебных решений. Даже при вынесении решения в пользу гражданина или бизнеса реальное исполнение может растянуться на годы.
На этом фоне появление трех новых специализированных кассационных судов является лишь точечным техническим решением. Представляется, что процесс реформирования судебной системы должен быть шире, охватывать не только структурные, но и технические вопросы:
• Практика кураторства над молодыми судьями в первый год работы со стороны Высшего Судебного совета;
• Расширение доступности системы «Цифровая аналитика судебной практики» - не только для судей, но и для других участников судебного процесса;
• Цифровизация процедур исполнения судебных решений, по крайней мере, в случаях с административными и гражданскими делами;
• Расширение практики досудебных арбитражей по административным, гражданским и экономическим делам.
В конечном счете, принятие судебного решения всегда должно осуществляться в условиях всестороннего объективного рассмотрения дела. Но для этого необходимо обеспечить рациональную нагрузку на судебный корпус, исключающую риски непреднамеренных ошибок, так называемого «человеческого фактора».
Большой резерв возможностей остается неиспользованным в сегменте цифровизации судебного администрирования: ускорение обработки обращений и исков, внутреннее делопроизводство, исполнение судебных решений. Бизнес и общество вправе ожидать от судебной ветви власти, а также от профильного Министерства юстиции повышения мобильности в этих, по сути, технических вопросах.
Верховенство закона — это не только красивые слова и новые здания судов. Это способность судебной системы действовать независимо, профессионально и справедливо, даже когда на скамье подсудимых оказываются самые могущественные люди страны.
Сегодня, в День судьи, казахстанское общество вправе не только поздравить служителей закона, но и потребовать настоящих реформ, которые сделают суды защитниками прав и свобод, а не придатками исполнительной вертикали власти.
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Суд и СМИ: добро пожаловать или посторонним вход воспрещен?
1.04.2025, автор Гульнар Муканова.
«Дело Бишимбаева»: нельзя, чтобы эмоции и общественное мнение повлияли на приговор
9.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.