13.08.2025, автор Бауыржан Маханов.
Два года впустую. О председательстве Казахстана в Фонде спасения Арала
Сегодня, 07:13, автор Женис Байхожа.
RU
KZ
EN
События последнего времени свидетельствуют о стремлении лидеров государств Центральной Азии к более тесной взаимной интеграции, а также к координированию своих действий в международных делах, в отношениях с ключевыми мировыми игроками. Но путь к созданию некоего альянса, пусть даже неформального, требует если не разрешения, то хотя бы минимизации внутрирегиональных противоречий – как существующих, так и ожидаемых в будущем. В этом смысле особого внимания заслуживает водная проблема – общая и, пожалуй, самая острая в отношениях между странами ЦА.
Факторы риска
Неслучайно через год с небольшим после распада СССР, в марте 1993-го, лидеры пяти республик региона приняли решение создать Международный фонд спасения Арала (МФСА). Действительно ли они ставили главной задачей сохранение или тем более восстановление моря, в котором к тому времени осталась четверть прежнего объема? Вряд ли. Выбор столь амбициозного и ко многому обязывающего названия, видимо, был продиктован желанием привлечь внимание мировой общественности и потенциальных доноров к проблемам Приаралья. А главной практической миссией МФСА стало обеспечение справедливого распределения и бесконфликтного (при этом рационального) использования водных ресурсов бассейна Аральского моря, общего для всех пяти государств Центральной Азии. По сути, на эту организацию возложили роль координатора и верховного арбитра – роль, которую прежде выполнял союзный центр, приказавший долго жить в конце 1991-го.
Сегодня, спустя более чем тридцать лет, было бы преувеличением сказать, что в сфере водопользования между республиками ЦА не возникает разногласий. Они, конечно, случаются: у каждой страны свои интересы, и порой добиться консенсуса сложно. Но в целом за время, прошедшее с момента создания МФСА и работающих под его эгидой структур – Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссия (МКВК), которая включает в себя бассейновые водохозяйственные организации «Амударья» и «Сырдарья», а также Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (МКУР) – острых конфликтов удавалось избежать.
Однако в обозримом будущем ситуация может осложниться. Факторов, способных вызвать к жизни дополнительные риски, много. Первый – это продолжающийся быстрый рост населения региона, которое нужно обеспечить работой и продовольствием при ограниченности водных ресурсов. Второй – притязания (надо сказать, справедливые) новых властей Афганистана на существенное увеличение водозабора из Амударьи. Третий – позиция Кыргызстана, который, недовольный тем, что его предложения по реформе Международного фонда спасения Арала, остались неуслышанными, в 2016-м «заморозил» свое членство в нём, а недавно принял новый Водный кодекс, предусматривающий введение платы не только для внутренних, но и для внешних водопользователей, то есть для стран, по чьей территории проходит формируемый в этой стране сток Сырдарьи. И это далеко не все факторы риска.
Этот водоем дает местному населению работу и доходы, а стране – рыбную продукцию. Трудно переоценить и его экологическое значение. Кроме того, поддержание нынешнего уровня САМ (а по возможности расширение его акватории) имеет важное значение с точки зрения международного позиционирования Казахстана как ответственного государства, борющегося за сохранение природного разнообразия, которое считается общемировым наследием. Плюс ко всему существование этого водоема служит одновременно и немым укором странам ЦА, и олицетворением надежды на то, что Арал не умрет окончательно. А значит, Казахстан вправе ставить перед соседями по региону вопрос о необходимости учитывать это обстоятельство при распределении водных ресурсов.
Когда нет интереса…
Менее чем через месяц исполнится ровно два года с того момента, когда Казахстан стал председателем МФСА. Но можно ли хоть что-то занести в наш актив? К сожалению, ответ будет, скорее, отрицательный. Исполком, главный рабочий орган фонда, руководимый кадровым дипломатом Асхатом Оразбаем, которого на этот пост в начале 2024-го назначил президент РК и который ранее представлял нашу республику в целом ряде стран и международных организаций, ограничился проведением дежурных и в общем-то малозначимых мероприятий. Тогда как к решению серьезных вопросов даже не подобрался.
Один из них связан с «заморозкой» членства Кыргызстана. Как уже говорилось, на территории этого государства формируется сток Сырдарьи, оно играет ключевую роль в установлении режима попусков по руслу реки. Соответственно без его участия невозможно принятие принципиальных решений. Ветеран отрасли, бывший член исполкома МФСА Даулетияр Баялимов в июне прошлого года в интервью нашему изданию дал меткое определение: «МФСА без Кыргызстана – это как стол без одной ножки» и заодно высказал такую мысль: «Есть ощущение, что наши соседи решили развязать себе руки и получить возможность более полно воспользоваться собственными географическими преимуществами. То есть изменить существующий ныне статус-кво в свою пользу». А спустя год Кыргызстан ввел норму о плате за воду для других стран.
Его возвращение в лоно организации должно было стать одним из главных направлений деятельности исполкома. Но предпринял ли последний хоть какие-то шаги? Судя по ленте новостей на его сайте, Асхат Оразбай однажды, в июне прошлого года, съездил в Бишкек (кстати, он родился, вырос и начинал трудовую биографию в этом городе), где встретился с министром водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Как сообщается, он «призвал кыргызскую сторону к скорейшему возобновлению полноценной деятельности в МФСА в целях укрепления регионального партнерства в бассейне Аральского моря». И на этом, видимо, посчитал свою миссию выполненной. Хотя, будучи опытным дипломатом, не мог не понимать, что для решения таких вопросов нужно выходить на более высокий уровень, вести системную переговорную работу, искать и предлагать варианты, которые бы побудили Кыргызстан к восстановлению своего членства.

Надежды не оправдались…
Здесь как бы на контрасте вспоминается Рим Гиниятуллин, делегированный на эту должность Узбекистаном в 1997-99 годах. До назначения он был вице-премьером правительства, а еще раньше возглавлял Министерство мелиорации и водного хозяйства республики. Перейдя в исполком МФСА, Рим Абдулович продолжал сохранять высокую активность: ездил по странам Центральной Азии, добивался встреч с их президентами (за два года был принят главами всех пяти государств), ставил перед ними важные вопросы. Южную, узбекскую, часть Приаралья он знал как свои пять пальцев, но приезжал и в северную, казахстанскую: однажды вместе с членами исполкома проехал до Арала от Кызылорды на микроавтобусе (это шесть-семь часов пути), чтобы увидеть, как и чем живут люди в этих районах.
По его предложению МФСА совместно с Глобальным экологическим фондом (GEF) взялся за реализацию трехлетнего проекта «Управление водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря». А еще он активно участвовал в газетных и журнальных дискуссиях на эту тему. В частности, полемизировал с кыргызскими экспертами, которые уже тогда настаивали на том, что страны, получающие воду по Сырдарье, обязаны платить Кыргызстану, который, мол, является «нефинансовым инвестором Центральной Азии». Словом, проявлял искренний интерес и неравнодушие, в отличие от Асхата Оразбая.
Асхат Оразбай – уже десятый по счету председатель исполкома МФСА. До него эту должность занимали в основном водники. От Узбекистана – уже упомянутый Рим Гиниятуллин и нынешний министр водного хозяйства Шавкат Хамраев (оба выпускники Ташкентского института инженеров ирригации). От Таджикистана – много лет отдавший Министерству окружающей среды Сироджиддин Аслов, а также дважды заступавший на этот пост Султон Рахимзода, который около десяти лет был первым вице-министром мелиорации и водных ресурсов. Такую же должность занимал в своей республике Текебай Алтыев, руководивший исполкомом в период председательства Туркменистана. Наша страна в разные годы направляла на этот пост бывшего премьер-министра Узакбая Караманова (он по специальности строитель, но аральская тематика ему, выросшему на одном из островов тогда еще полноводного моря, была очень близка) и Сагита Ибатуллина, много лет проработавшего в своей альма-матер – Джамбульском гидромелиоративно-строительном институте, а также возглавлявшего НИИ водного хозяйства.
Нынешний председатель выбивается из этого ряда, но думалось, что в эпоху и в ситуации, когда особую важность приобретает водная дипломатия, назначение руководителем исполкома МФСА человека, который на протяжении двух десятилетий работал послом в других странах, официальным представителем РК в различных международных организациях, может принести эффект. Однако прошли уже две трети отведенного ему срока полномочий, а каких-то позитивных изменений не видно. Ни для самого МФСА, ни для Казахстана, ни для населения Приаралья…
Факторы риска
Неслучайно через год с небольшим после распада СССР, в марте 1993-го, лидеры пяти республик региона приняли решение создать Международный фонд спасения Арала (МФСА). Действительно ли они ставили главной задачей сохранение или тем более восстановление моря, в котором к тому времени осталась четверть прежнего объема? Вряд ли. Выбор столь амбициозного и ко многому обязывающего названия, видимо, был продиктован желанием привлечь внимание мировой общественности и потенциальных доноров к проблемам Приаралья. А главной практической миссией МФСА стало обеспечение справедливого распределения и бесконфликтного (при этом рационального) использования водных ресурсов бассейна Аральского моря, общего для всех пяти государств Центральной Азии. По сути, на эту организацию возложили роль координатора и верховного арбитра – роль, которую прежде выполнял союзный центр, приказавший долго жить в конце 1991-го.
Сегодня, спустя более чем тридцать лет, было бы преувеличением сказать, что в сфере водопользования между республиками ЦА не возникает разногласий. Они, конечно, случаются: у каждой страны свои интересы, и порой добиться консенсуса сложно. Но в целом за время, прошедшее с момента создания МФСА и работающих под его эгидой структур – Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссия (МКВК), которая включает в себя бассейновые водохозяйственные организации «Амударья» и «Сырдарья», а также Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (МКУР) – острых конфликтов удавалось избежать.
Однако в обозримом будущем ситуация может осложниться. Факторов, способных вызвать к жизни дополнительные риски, много. Первый – это продолжающийся быстрый рост населения региона, которое нужно обеспечить работой и продовольствием при ограниченности водных ресурсов. Второй – притязания (надо сказать, справедливые) новых властей Афганистана на существенное увеличение водозабора из Амударьи. Третий – позиция Кыргызстана, который, недовольный тем, что его предложения по реформе Международного фонда спасения Арала, остались неуслышанными, в 2016-м «заморозил» свое членство в нём, а недавно принял новый Водный кодекс, предусматривающий введение платы не только для внутренних, но и для внешних водопользователей, то есть для стран, по чьей территории проходит формируемый в этой стране сток Сырдарьи. И это далеко не все факторы риска.
Словом, перед МФСА встают серьезные вызовы, требующие от него адекватных ответов. И когда в самом начале прошлого года пост председателя в нем перешел к Казахстану, а исполком фонда передислоцировался в Астану, была надежда на то, что деятельность организации обретет новый импульс. Ведь наша страна в этом особенно заинтересована: во-первых, она является едва ли не самой уязвимой в бассейне Аральского моря (в силу ее зависимости с точки зрения водообеспечения от государств, расположенных в верхнем и среднем течении Сырдарьи), во-вторых, пытается сохранить северную часть Арала – САМ.
Этот водоем дает местному населению работу и доходы, а стране – рыбную продукцию. Трудно переоценить и его экологическое значение. Кроме того, поддержание нынешнего уровня САМ (а по возможности расширение его акватории) имеет важное значение с точки зрения международного позиционирования Казахстана как ответственного государства, борющегося за сохранение природного разнообразия, которое считается общемировым наследием. Плюс ко всему существование этого водоема служит одновременно и немым укором странам ЦА, и олицетворением надежды на то, что Арал не умрет окончательно. А значит, Казахстан вправе ставить перед соседями по региону вопрос о необходимости учитывать это обстоятельство при распределении водных ресурсов.
Когда нет интереса…
Менее чем через месяц исполнится ровно два года с того момента, когда Казахстан стал председателем МФСА. Но можно ли хоть что-то занести в наш актив? К сожалению, ответ будет, скорее, отрицательный. Исполком, главный рабочий орган фонда, руководимый кадровым дипломатом Асхатом Оразбаем, которого на этот пост в начале 2024-го назначил президент РК и который ранее представлял нашу республику в целом ряде стран и международных организаций, ограничился проведением дежурных и в общем-то малозначимых мероприятий. Тогда как к решению серьезных вопросов даже не подобрался.
Один из них связан с «заморозкой» членства Кыргызстана. Как уже говорилось, на территории этого государства формируется сток Сырдарьи, оно играет ключевую роль в установлении режима попусков по руслу реки. Соответственно без его участия невозможно принятие принципиальных решений. Ветеран отрасли, бывший член исполкома МФСА Даулетияр Баялимов в июне прошлого года в интервью нашему изданию дал меткое определение: «МФСА без Кыргызстана – это как стол без одной ножки» и заодно высказал такую мысль: «Есть ощущение, что наши соседи решили развязать себе руки и получить возможность более полно воспользоваться собственными географическими преимуществами. То есть изменить существующий ныне статус-кво в свою пользу». А спустя год Кыргызстан ввел норму о плате за воду для других стран.
Его возвращение в лоно организации должно было стать одним из главных направлений деятельности исполкома. Но предпринял ли последний хоть какие-то шаги? Судя по ленте новостей на его сайте, Асхат Оразбай однажды, в июне прошлого года, съездил в Бишкек (кстати, он родился, вырос и начинал трудовую биографию в этом городе), где встретился с министром водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Как сообщается, он «призвал кыргызскую сторону к скорейшему возобновлению полноценной деятельности в МФСА в целях укрепления регионального партнерства в бассейне Аральского моря». И на этом, видимо, посчитал свою миссию выполненной. Хотя, будучи опытным дипломатом, не мог не понимать, что для решения таких вопросов нужно выходить на более высокий уровень, вести системную переговорную работу, искать и предлагать варианты, которые бы побудили Кыргызстан к восстановлению своего членства.
Да что говорить о межгосударственных делах, если даже на Арал, который должен быть предметом особой заботы МФСА, его клещами не вытащишь? На том же сайте исполкома размещены более сотни сообщений, опубликованных, начиная с мая 2024-го, и информирующих обо всех телодвижениях его председателя, однако не удалось найти ни одного, где бы говорилось о поездке Оразбая в северное Приаралье. Впрочем, знающие люди утверждают, что как-то он приезжал (точнее, заехал на короткое время), но не самостоятельно, а вместе с членами делегации Евросоюза. При этом с местными жителями не встречался, их нуждами и чаяниями не интересовался, со специалистами водного и рыбного хозяйства не общался. А вот в дальнее зарубежье председатель исполкома ездил куда чаще – в Швейцарию, Бразилию, Саудовскую Аравию, Индонезию…

Надежды не оправдались…
Здесь как бы на контрасте вспоминается Рим Гиниятуллин, делегированный на эту должность Узбекистаном в 1997-99 годах. До назначения он был вице-премьером правительства, а еще раньше возглавлял Министерство мелиорации и водного хозяйства республики. Перейдя в исполком МФСА, Рим Абдулович продолжал сохранять высокую активность: ездил по странам Центральной Азии, добивался встреч с их президентами (за два года был принят главами всех пяти государств), ставил перед ними важные вопросы. Южную, узбекскую, часть Приаралья он знал как свои пять пальцев, но приезжал и в северную, казахстанскую: однажды вместе с членами исполкома проехал до Арала от Кызылорды на микроавтобусе (это шесть-семь часов пути), чтобы увидеть, как и чем живут люди в этих районах.
По его предложению МФСА совместно с Глобальным экологическим фондом (GEF) взялся за реализацию трехлетнего проекта «Управление водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря». А еще он активно участвовал в газетных и журнальных дискуссиях на эту тему. В частности, полемизировал с кыргызскими экспертами, которые уже тогда настаивали на том, что страны, получающие воду по Сырдарье, обязаны платить Кыргызстану, который, мол, является «нефинансовым инвестором Центральной Азии». Словом, проявлял искренний интерес и неравнодушие, в отличие от Асхата Оразбая.
За два года нынешнего председательства Казахстана наша сторона не выдвинула ни одной собственной серьезной инициативы (проекты типа геопарка «Арал», ориентированного на привлечение туристов, имеют мало общего с ключевыми задачами МФСА). Нет действенного контроля за тем, как на практике осуществляется распределение водных ресурсов, что в реальности происходит с Северным Аральским морем. Профильное министерство бодро рапортует, что водоем ускоренными темпами заполняется, данные МКВК и информация, поступающая из прибрежных аулов, говорят о совершенно другом, а главный исполнительный орган Международного фонда спасения Арала, похоже, и не собирается выяснять, какова ситуация на самом деле.
Асхат Оразбай – уже десятый по счету председатель исполкома МФСА. До него эту должность занимали в основном водники. От Узбекистана – уже упомянутый Рим Гиниятуллин и нынешний министр водного хозяйства Шавкат Хамраев (оба выпускники Ташкентского института инженеров ирригации). От Таджикистана – много лет отдавший Министерству окружающей среды Сироджиддин Аслов, а также дважды заступавший на этот пост Султон Рахимзода, который около десяти лет был первым вице-министром мелиорации и водных ресурсов. Такую же должность занимал в своей республике Текебай Алтыев, руководивший исполкомом в период председательства Туркменистана. Наша страна в разные годы направляла на этот пост бывшего премьер-министра Узакбая Караманова (он по специальности строитель, но аральская тематика ему, выросшему на одном из островов тогда еще полноводного моря, была очень близка) и Сагита Ибатуллина, много лет проработавшего в своей альма-матер – Джамбульском гидромелиоративно-строительном институте, а также возглавлявшего НИИ водного хозяйства.
Нынешний председатель выбивается из этого ряда, но думалось, что в эпоху и в ситуации, когда особую важность приобретает водная дипломатия, назначение руководителем исполкома МФСА человека, который на протяжении двух десятилетий работал послом в других странах, официальным представителем РК в различных международных организациях, может принести эффект. Однако прошли уже две трети отведенного ему срока полномочий, а каких-то позитивных изменений не видно. Ни для самого МФСА, ни для Казахстана, ни для населения Приаралья…
Похожие статьи
Региональный центр ООН и Фонд спасения Арала: необходима интеграция
Что Казахстан может сделать как председатель Фонда спасения Арала?
15.01.2024, автор Баян Ахмет.
Международному фонду спасения Арала нет дела до спасения Арала?
12.05.2025, автор Женис Байхожа.
Можно ли развязать узел водных проблем в бассейне Аральского моря?
27.09.2023, автор Женис Дарменов.