АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Если бы я стал министром туризма в Казахстане…

Если бы я стал министром туризма в Казахстане…

17.06.2025, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Отечественная туристическая отрасль, несмотря на высокий потенциал, остается одной из самых недооцененных и, как следствие, нерентабельных в нашей экономике. О том, почему так сложилось и при каких условиях она может стать полноценной индустрией, в рамках рубрики «Если бы я стал министром…» мы беседуем с экспертом в сфере туризма, директором Incide Travel Еркином Тикеновым.
Если бы я стал министром туризма в Казахстане…

Денег нет, но вы держитесь…

- За последний год Касым-Жомарт Токаев дважды устраивал разнос госорганам, ответственным за развитие туризма. Еркин Амангельдинович, насколько эта критика обоснована? И на какие замечания и поручения президента профильным чиновником стоило бы обратить особое внимание?

- Очевидно, президент хотел бы видеть туризм в списке основных приоритетов государства. Об этом в том числе говорит тот факт, что он не только включил это направление в Национальный план развития РК до 2029 года, но и обозначил его как новую точку роста экономики наряду с IT и креативной индустрией.

На мой взгляд, критика в адрес правительства и акиматов за упущения в данной сфере вполне обоснована, правда, подается она в стиле «царь хороший, бояре плохие». Хотя это типичная практика, когда глава государства демонстрирует осведомленность о проблемах и невыполненных поручениях, а также требует эффективных действий. Причем это не разовые акции - совещания на высоком уровне по проблемам туризма проводятся чуть ли не раз в полугодие, иногда каждый квартал (перед началом сезона). Да и всякий раз, когда президент едет в регионы, где есть важные туристические объекты, он призывает местные власти к более активному их продвижению и развитию, как это было в рамках его предвыборной кампании. Речь в основном идет о национальных парках, древних городах и сооружениях, объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Также важно отметить, что до этой критики правительство успело расширить список приоритетных туристических дестинаций с 10 до 20, и это решение, вероятно, было согласовано с АП. Однако в июне прошлого года глава государства фактически сузил фокус до трех ключевых дестинаций, поручив сосредоточиться на поддержке Борового (близ Астаны), Мангистау (теплые пляжи Актау и Кендерли) и Алматинского горного кластера. Тем самым он дал понять, что в связи с дефицитом бюджета необходимо сконцентрировать ресурсы на наиболее сильных точках роста, куда с удовольствием пойдут инвесторы. Но нужно создать им условия, в том числе подвести необходимую инфраструктуру (дороги, электричество, водоснабжение). И это стандартная политика поддержки любых экономических зон, аналогичная поддержке промышленности.

Кроме того, президент поднимал проблему «обмана» при учете туристов, так как командировочных и тех, кто посещает родственников, тоже записывают в эту категорию. Он говорил, что необходимо привлекать «качественного» туриста, но это не совсем соответствует методике Всемирной туристской организации. Последняя определяет туризм как любое перемещение вне постоянного места жительства не с целью заработка в месте посещения, в том числе транзитных путешественников, которые тоже пользуются инфраструктурой и тратят деньги, то есть вносят вклад в экономику. Согласно этой методике, количество пересечений границ нерезидентами в Казахстане всегда было значительным - до пандемии эта цифра составляла 9-10 млн, а сейчас достигла 15 млн. Причем официальные органы утверждают, что она уже очищена от чисто трудового трафика и однодневных посещений (туда-обратно).

Но больше всего Касым-Жомарт Токаев был обеспокоен неработающими инвестиционными стратегиями и в целом нереализованным потенциалом внутреннего туризма. В основном критика была направлена в адрес местных исполнительных органов, которые должны играть ключевую роль в реализации поставленных задач. Думаю, она их несколько встряхнет, но не стоит рассчитывать на то, что туризм, не имея серьезных институциональных мер поддержки (тех же субсидий, которые предоставляются, к примеру, сельскому хозяйству или промышленности), прыгнет выше головы. Планировавшегося повышения статуса данной сферы и реального обеспечения ресурсами пока не происходит. А это значит, что Министерству туризма и спорта (МТС) и его дочерним организациям придется работать с тем, что есть.

Бедный родственник

- В чем ключевая причина недофинансирования отрасли? И в силах ли министр это изменить?

- В стране наблюдается тренд на оптимизацию государственных расходов, что затрагивает, конечно, и туризм. Дело в том, что эта сфера, хоть и позиционируется как индустрия (после включения в Национальный в качестве драйвера роста), продолжает финансироваться на уровне периферийной социалки. Ее не воспринимают как часть экономического блока в полной мере. Она оказалась в положении «бедного родственника» даже в родном министерстве (в названии которого туризм значится первым), что ограничивает возможности для интенсивного развития. Из тех бюджетных денег, что получает ведомство, львиная доля идет на спорт, а туризму достается лишь около 5%. При этом на несвойственную для МТС образовательную функцию, а точнее, на один вуз туристского профиля, который в свое время был создан по поручению бывшего президента страны, ежегодно выделяется около 4 млрд тенге. Тогда как на туристический маркетинг – около 2 млрд на уровне центральных органов.

Чтобы туризм адекватно финансировался и развивался, его необходимо сильнее интегрировать в общую систему государственного планирования и в национальные приоритеты. Не текущими протокольными поручениями и комплексными планами вне системы госпрограмм и планов развития регионов, а наличием целевых бюджетных программ для реального изменения структуры экономики на местах. Это возможно сделать только тогда, когда он будет признан индустрией с четкими целями - будь то борьба с бедностью, создание рабочих мест или развитие регионов через туристские кластеры.


Многие думают, что туризм – это просто: пляж и зонтики. На самом же деле он представляет собой очень сложную индустрию с огромным количеством заинтересованных лиц и органов. Да, может, в Казахстане туризм несопоставим по размерам с нефтегазом, ГМК, крупной промышленностью, однако в мире он по вкладу в создание рабочих мест немногим уступает, к примеру, автомобилестроению, а по сложности кое-где соизмерим со сборкой самолетов, так как в нем задействовано очень много смежных компетенций. Даже организация базовых условий для туристов (как доехать до места и где поселиться) требует привлечения немалого числа людей и ресурсов, а также организации сложной производственной цепочки. Как минимум, 10% местного населения может быть занято в данной отрасли, а там, где есть крупные объекты (теплый пляж или горнолыжный курорт), - не менее 20%.

То есть за туризмом необходимо закрепить конкретную и долгосрочную функцию - либо социальную, либо инвестиционную, либо маркетинговую, а лучше все вместе. И вот тогда, когда будет четкое целеполагание по достижению через эту сферу Целей устойчивого развития и по исполнению обязательств компаний по ESG (Environment, Social, Governance), в нее пойдут стабильные бюджетные вливания, различные субсидии и налоговые преференции. И их уже нельзя будет урезать во время экономических кризисов, со сменой первого руководителя правительства или региона, под влиянием каких-то внешних факторов, потому как это уже важное направление экономики.

Заинтересовать нельзя заставить

- А что можно сделать для поддержки туристической сферы в условиях пока еще ограниченного финансирования?

- Нельзя забывать, что у Казахстана достаточно выгодное географическое расположение. Вокруг него находятся огромные рынки сбыта туристических услуг, такие, как Китай (около 130 млн чистых выездных туристов), Индия (100 млн), Россия (25 млн), Узбекистан, Кыргызстан (по 2-3 млн) и другие. Из этого потенциального турпотока (в основном богатые люди и представители среднего класса, которые выбирают культурно-познавательный туризм) мы вполне можем отщипнуть какую-то часть. И как раз сейчас складываются благоприятные условия для этого – имею в виду развитие транспортной инфраструктуры, в которую государство вливает большие деньги. Цель – поддержка торговых потоков и приграничных хабов, а туризм выступает в данном случае бенефициаром – так же, как и в случае с расширением покрытия территории страны мобильной связью и интернетом. Иначе говоря, развитие дорог, торговли и цифровизации всегда идет на пользу туристскому сектору.

Теперь важно заинтересовать транспортные компании в развитии пассажирских перевозок и в целом сделать фокус на клиентоориентированность - без этого серьезный туризм у нас вряд ли состоится. К примеру, крупные авиаперевозчики предпочитают больше работать на выезд, у них недостаточно мотивов развивать въездной и внутренний туризм. А национальная компания «Қазақстан темiр жолы» медленно обновляет парк вагонов, так как это не входит в число ее главных приоритетов. Здесь даже не столько заинтересовывать нужно, сколько физически заставлять исполнять поручения президента и достигать сначала социальных целей и импортозамещения отечественным отдыхом, а далее - экспортных коммерческих задач. Все-таки речь идет о монополиях и олигополиях, которые в принципе сложно чем-то замотивировать…

Кроме того, развитие туризма сильно зависит от лидерского потенциала руководителей на местах. Там, где аким или курирующий заместитель не ориентирован на данную отрасль, не видит ее в качестве приоритетной, она будет стагнировать. А все потому, что либо у них отсутствуют личный интерес или активы в этом бизнесе, либо перед ними четко не поставили задачи, либо они направили все силы на социалку (школы, больницы), либо просто нет понимания (условно говоря, если руководитель из силовиков) того, как развивать эту сферу, нет веры в ее способность приносить хорошую прибыль. Доходит до того, что в некоторых регионах вообще упраздняют управления туризма или отдают эту сферу в подчинение другим управлениям.


К примеру, за те три года, что Умирзак Шукеев возглавлял Туркестанскую область, там действительно много было сделано в плане развития туристических объектов. Быть может, он бескорыстно хотел этого, а, может, под это дело привлекал хорошее финансирование или появились конкретные интересанты, которые планировали развивать бизнес в данном регионе. Как бы то ни было, работа велась. А сейчас там нет прежнего лидерского потенциала, вследствие чего и импульс немного затух.

Данный фактор нужно учитывать особенно в тех регионах, где имеется наибольший туристский потенциал, где есть национальные парки, музеи-заповедники, объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, крупные города, привлекающие внимание путешественников. Успех тут во многом зависит от грамотного руководителя, его понимания необходимости создавать под эти объекты качественную инфраструктуру, в том числе дороги, гостиницы, связь, а также способности привлекать инвесторов...

Более того, туризм должен вписаться в «зеленую стратегию» Казахстана. Как ни крути, эта сфера, как и любая другая индустрия, подразумевает наличие мусора, канализационных отходов, выхлопов газа, трату электричества и прочее. Нужно сразу прописать соответствующие требования. Туристический бизнес должен быть по умолчанию экологичным, способствовать повышению качества жизни граждан.

Окончание следует…

Похожие статьи

Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром транспорта Казахстана. Часть 2-я
20.05.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Если бы я стал министром туризма в Казахстане…