АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Акимы Алматы: как они тормозили развитие города… Часть 2-я

Акимы Алматы: как они тормозили развитие города… Часть 2-я

25.06.2025, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
В первой части интервью с руководителем компании «АлматыМетроКурылыс» Кайратом Реимовым на тему плачевного состояния транспортной инфраструктуры самого большого мегаполиса страны были затронуты проблемы, связанные с пропускной способностью пригородных трасс, проектами создания ЛРТ, BRT и пассажирских канатных дорог, а также вопросы дальнейшего развития метрополитена. Во второй, заключительной, части речь пойдет о строительстве развязок, новых технологиях дорожных и подземных работ, альтернативных автомобилям видах транспорта…
Акимы Алматы: как они тормозили развитие города… Часть 2-я

В тесноте и в обиде

- А что делать с общественным транспортом, пока не появятся новые линии метро? Как его можно грамотно организовать, чтобы автолюбители сами хотели на него пересесть, как того добиваются местные власти?

- Казахстан не производит автобусы, а те, что мы завозим из-за границы, - абсолютно не экологичные, низкокачественные и крупногабаритные. Размеры этих машин не подходят под алматинские узкие улицы, наша пропускная система их просто не выдерживает. Как следствие, в часы пик они битком забитые, а в остальное время разъезжают полупустыми. К тому же для движения автобусов на улицах и проспектах Алматы выделили отдельные полосы (фактически это BRT), на которые не может переходить иной транспорт. Тем самым сузили пространство для авто и в целом ограничили пропускную способность городских дорог до критического уровня.

Решение я вижу, как уже говорил, в канатных дорогах (надземном транспорте) плюс в полноценном метро (с четырьмя и более линиями), которым будут охвачены все районы города. Но пока и то, и другое под большим вопросом…

- Сейчас в Алматы набирают популярность альтернативные виды транспорта - велосипеды, мотоциклы, самокаты. Но если во многих городах мира они прекрасно уживаются с автомобилями и автобусами, то у нас этот эксперимент превратился в бардак. Почему?

- Каждый человек имеет право использовать тот вид транспорта, который ему удобен. Просто тот, кто выбрал мотоцикл, велосипед или самокат, должен четко соблюдать разрешенные линии плюс пройти соответствующее обучение. В частности, мотоциклистов надо обязать получать водительские права и государственные номера на свои средства передвижения. Пусть их наказывают, штрафуют за нарушения так же, как и автомобилистов. Тогда у них будет больше ответственности на дорогах и уважения к остальным участникам движения. Что касается велосипедистов и самокатчиков, то они должны ездить и парковаться строго в разрешенных местах (выделенных линиях), а не там, где им захочется.

Нельзя запрещать микромобильный транспорт, нужно его грамотно регламентировать. У нас же обычно предпочитают использовать метод кнута, в том числе там, где можно обойтись небольшими поправками и дополнениями в законы. Сейчас, к примеру, снова обсуждают возможное введение ограничений на езду на старых автомобилях. А ведь есть граждане, для которых это единственный источник дохода и средство передвижения. Не логичнее было бы сначала дать им работу (построить фабрики, заводы), в которой они нуждаются, а потом принимать какие-то запретительные меры?! Давайте уже решать проблемы, а не создавать их.


- Некоторые алматинские акимы делали упор на строительство развязок. Как бы вы оценили полученный результат?

- Дело в том, что все развязки в Алматы двухуровневые (не считая проезд по углублениям под уровнем дороги) и с короткими рукавами. То есть съезды с них почти сразу уводят в поток транспорта, что в наших условиях не очень эффективно – вам это любой водитель скажет. Взять, к примеру, «аэропортовское кольцо» (Бухтарминская - Кульджинский тракт), где с трех потоков машины все равно заходят на одну линию, хотя, по логике, должны проезжать на разных уровнях.

Однозначно нам нужны многоуровневые развязки. Да, это дорого, но тут не может быть дешевых решений. Я, конечно, не предлагаю теперь все сносить и строить заново, вполне можно дополнить уровни, только подходить к этому надо с умом, чтобы не пришлось снова перестраивать. Тем более что сейчас в мире есть разные интересные технологии, которые позволяют сделать это быстро, красиво и надолго. Посмотрите на китайские города с их сложнейшими транспортными развязками – некоторые из них даже над домами умудряются протянуть…

Решение – под землей

- Ситуацию на дорогах также усложняют нескончаемые ремонтные работы, причем на одной и той же улице по нескольку раз за год…

- А тут причина кроется в сильной изношенности коммунальных сетей. Они регулярно лопаются, из-за чего приходится бесконечно вскрывать и латать асфальт. Увы, дальше будет только хуже. И это тоже результат откровенно ошибочных управленческих решений городских властей, которые закрывают глаза на беспорядочное строительство тех же «человейников». Дело уже даже не в уродливом облике города, а в том, сколь мощное давление крупные ЖК оказывают на коммунальные сети и дороги, о чем я выше уже говорил. Это ведь тоже следствие отсутствия глубокого анализа и системного подхода.

К тому же техника, используемая для ремонта алматинских дорог, морально устарела и категорически не соответствуют современным требованиям. Она подходит разве что для возведения домов и рытья котлованов в аулах. Это обычные тачки, доставшиеся нам с прошлого века, и огромные бульдозеры, полностью перегораживающие улицы и создающие преграды для транспорта. Причем, если вы заметили, их ковши используются для того, чтобы туда рабочие вручную лопатами закидывали песок и демонтированный старый асфальт….


- Вы сейчас активно продвигаете проект, связанный с коммунальным тоннелестроением. Расскажите о нем подробнее.

- Это бестраншейные технологии для проходки в любых геологических условиях. С их помощью можно ремонтировать или полностью менять коммунальные трубы прямо под землей, не вскрывая асфальт и не мешая движению транспорта.

Как это работает? Специальный аппарат запускается под землю через неширокое отверстие и уже там, как гусеница, выполняет работы любой сложности, в том числе протаскивает трубу. Аппарат оснащен специальными сенсорами, в него загружается схема подземных коммуникаций для беспрепятственной прокладки труб. Он ныряет в одной части города, а выныривает в другой. Оператор, который руководит процессом, тоже никому не мешает – сидит себе в будке в кустах с компьютером.

У «АлматыМетроКурылыс» имеется такой аппарат. Мы планируем приобрести у наших европейских партнеров еще несколько, причем разных диаметров, оснащенных еще более усовершенствованными технологиями, включая использование искусственного интеллекта. И, конечно, нам бы хотелось применять эти технологии в своей стране, помогать нашим городам решать их коммунальные проблемы.

Поэтому мы намерены просить городские власти дать нам возможность отремонтировать хотя бы небольшой участок трубы, дабы наглядно показать все достоинства нового метода. Но пока от нас упорно отмахиваются, считают нашу затею бесполезной. Получается, что в то время, когда весь мир переходит на инновации, мы продолжаем лопатами копать траншеи, тратя на это миллиарды тенге.

Кстати, мы еще предлагали поставить в Алматы умные туалеты, оснащенные передовыми технологиями, экологически чистые и комфортные, идеально подходящие для улучшения городской инфраструктуры. Такие, кстати, уже есть в Шымкенте. Но и тут мы натолкнулись на непонимание и отказ…

Я не видел еще ни одного акима Алматы, который бы ходил в народ, к предпринимателям и всерьез обсуждал с ними пути решения общих проблем. Если это и происходит, то скорее для показухи, а не для реального взаимодействия. Налицо, повторюсь, проблема недоверия властей к отечественному бизнесу. Почему-то они считают его убогим, не заслуживающим сотрудничества. Им проще переплатить иностранцам, нежели взять то, что лежит под носом.


А это во многом еще и результат безнаказанности казахстанских чиновников, которые редко несут ответственность за неэффективные решения, даже если те нанесли серьезный ущерб стране. Вот они и экспериментируют кто во что горазд, в то время как города и их жители теряют драгоценное время, которое могли бы использовать для развития.

Похожие статьи

Акимы Алматы: как они тормозили развитие города…
24.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром транспорта Казахстана. Часть 2-я
20.05.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Акимы Алматы: как они тормозили развитие города… Часть 2-я