АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Год шоков и стрессов: какие вызовы ждут казахстанцев в 2026-м?

Год шоков и стрессов: какие вызовы ждут казахстанцев в 2026-м?

Сегодня, 08:52, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Всеобщее ожидание того, что очередной год будет лучше предыдущих, на протяжении последних нескольких лет оборачивается всеобщим разочарованием. И вряд ли 2026-й станет исключением, если судить по прогнозам казахстанских аналитиков, которых мы попросили подвести главные итоги уходящего года и приоткрыть завесу над будущим, а именно - что будет в целом с экономикой и в частности с курсом тенге, инфляцией, ценами на жилье, потребительскими кредитами…

Вячеслав Додонов, доктор экономических наук:
Государственные обязательства РК уже превышают объем «подушки безопасности»
Год шоков и стрессов: какие вызовы ждут казахстанцев в 2026-м?

- Конечно, достаточно важным событием стало решение о повышении НДС с 2026 года – думаю, многие эксперты его выделят. Также я бы отметил очень гладкий бюджетный процесс, особенно в сравнении с прошлогодними проблемами, – имею в виду, прежде всего, республиканский бюджет. Свидетельством этого является тот очень необычный факт, что в текущем году он ни разу не корректировался, тогда как ранее распространенной практикой было внесение в него изменений – как правило, дважды: весной и осенью. Полагаю, это говорит о повышении качества бюджетного планирования.

Еще один знаменательный факт касается другой сферы государственных финансов – в завершающемся году объем госдолга превысил объем Национального фонда. Впервые такое произошло по итогам первого квартала, когда эти показатели составили соответственно 60,7 и 57,9 млрд долларов. С тех пор сумма накоплений в Нацфонде существенно увеличилась и достигла 63,6 млрд долларов, однако и госдолг продолжил рост, приблизившись к 65 млрд долларов. Эти цифры фиксируют очень тревожную ситуацию: государственные обязательства Казахстана уже превышают объем его «подушки безопасности». Впрочем, на тенденцию опережающего роста госдолга мы обращали внимание и раньше (скажем, в аналогичных публикациях прошлого и позапрошлого годов в вашем издании), но она сохраняется в том же неуклонно прогрессирующем состоянии.

Следующий год будет, видимо, более сложным, особенно для работников бюджетной сферы, так как в некоторых сферах, например, в науке (об этом тоже был материал в вашем издании) ожидается сокращение финансирования либо его меньший рост. Это может вызвать снижение реальных доходов у части населения, а в особо проблемных сферах — снижение и номинальных доходов.


Среди других вызовов по традиции следует выделить инфляцию. Если учесть, что она даже в настоящее время зашкаливает за 12%, то повышение НДС в январе может довести ее уровень в первые месяцы до 13-14%, а это очень много. Высокая инфляция не только съедает заметную часть доходов, но и обусловливает другие негативные последствия, в том числе сохранение высокой ставки Нацбанка и, как следствие, высоких ставок по кредитам БВУ, высокой доходности государственных облигаций (что еще больше усугубляет проблему роста госдолга и роста стоимости его обслуживания для бюджета) и прочее.

Тенге продолжит слабеть, чему будут способствовать и внутренние факторы (меньший объем трансфертов из Национального фонда, заложенный в бюджет будущего года), и внешние — видимо, цена на нефть продолжит снижение. В этих условиях можно ожидать проседания национальной валюты на уровне не менее 10%, то есть реальным выглядит приближение курса к 600 тенге за доллар. Усугубится ситуации с госдолгом — в республиканском бюджете будущего года его обслуживание оценивается уже в 3,5 трлн тенге, тогда как пять лет назад (в 2021-м) этот показатель был меньше триллиона.

Можно также предположить ухудшение положения дел в мировой экономике — вероятным выглядит глобальное замедление темпов роста, в том числе в ведущих экономиках мира, включая Китай и ЕС. Это негативно отразится на мировых товарных рынках и станет негативным фактором для казахстанского сырьевого сектора.


Марат Каирленов, глава Ulagat Consulting Group:
«Несырьевому сектору экономики не избежать шокового сценария»

- 2025 год ознаменовался несколькими значимыми событиями.

Первое – это двузначный уровень инфляции, о чем, собственно, аналитики давно предупреждали.

Второе – принятие скандального Налогового кодекса. Согласно нашему анализу, повышение ставки НДС вызовет банковский и социальный кризисы, да и в целом повлечет за собой серьезные проблемы в несырьевом негосударственном секторе экономики, где работают 75% экономически активного населения.

Третье – принятие на следующий год бюджета, в котором заложено сокращение госрасходов с 22% до 15% от ВВП. Какую-то часть, конечно, планируют компенсировать за счет НУХ «Байтерек». Но в любом случае несырьевому сектору экономики не избежать шокового сценария.

Четвертое по значимости событие – увеличение добычи нефти путем расширения месторождения Тенгиз. Оно стало мощным драйвером развития экономики страны в целом. Такие темпы роста мы не видели 13-14 лет.

Ну и пятое – атаки на КТК и нефтяные танкеры в Черном море, вследствие чего стоимость страхования для Казахстана сильно растет: эксперты говорят уже о 10 долларах за баррель. Плюс из-за простаивания КТК (например, 20% времени) наши потери могут составить еще около 12 долларов с барреля. В итоге при текущей цене Brent примерно 60 долларов за баррель мы будем получать лишь порядка 38-40 долларов. А это очень печально для нашего бюджета, тем более что никакого дальнейшего расширения добычи нефти (при остановке КТК или закрытии черноморских портов РФ) уже не предвидится. Экономика начнет сильно проседать. К слову, через Новороссийск мы транспортируем не только нефть, но и зерно, металлы и прочее.

С учетом всех этих факторов мы ожидаем, что 2026 год будет протекать по кризисному сценарию. Логистические сложности из-за ремонта КТК, закрытие портов на Черном море, проблемы в социальной сфере и несырьевом секторе экономики могут привести к тому, что рост ВВП будет нулевым либо даже отрицательным, а не в районе 4-5%, как прогнозирует правительство. Параллельно будет стремительно ухудшаться инвестиционный климат в силу принятия нового Налогового кодекса, и, как следствие бизнес начнет уходить в другие юрисдикции (за рубеж, в том числе в Кыргызстан, Узбекистан).

А это значит, что наступающий год будет достаточно стрессовым и для простых граждан. Прежде всего имеется в виду значительное снижение их реальных доходов. Первый предвестник мы уже видели в октябре, когда случилось рекордное их падение на 11%. Такого лично я не припомню.


При этом инфляция будет только нарастать – как минимум, в первом полугодии, несмотря на резкое сжатие внутреннего спроса из-за нового Налогового кодекса и сокращения госрасходов. Серьезные вызовы возможны также из-за импорта инфляции, поскольку мы много покупаем у России, особенно продуктов питания. Как следствие, достаточно высокими будут и ставки по кредитам.

У нас и без того сильно закредитованное и бедное население, и при сжатии экономики это приведет к большим проблемам с обслуживанием кредитов. К примеру, в третьем квартале 2025-го казахстанцы тратили на еду порядка 52% от доходов. Для сравнения: в странах Центральной и Восточной Европы доля таких трат в три раза меньше - 16-17%.

Цены на жилье, возможно, начнут снижаться по причине сокращения спроса на фоне падения уровня доходов граждан. Обслуживать ипотеку им станет все сложнее и сложнее. Поэтому больше квартир будут выставляться на продажу, тем самым оказывая давление на рынок в целом. Впрочем, если в соседней РФ объявят очередную мобилизации и поток россиян снова хлынет к нам, то спрос может опять вырасти.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Год шоков и стрессов: какие вызовы ждут казахстанцев в 2026-м?